Летать или хрюкать?
Странная полемика развернулась в соцсетях после появления там попыток пофилософствовать на острую тему. Спор возник вокруг появления в мире понятия "Парящий орёл".
Некоторых молодых и не очень молодых мыслителей "зацепило" то, что многие россияне решили всё-таки считать себя более причастными к повадкам гордой птицы, чем к привычкам свиньи. Я далёк от помыслов осудить желания разобраться с родословными орла и хрюшек, дело в другом. Уже сколько раз нормально мыслящим россиянам приходилось сталкиваться с мистически взвинченными людьми, обожающими запариться в любом новом или старом явлении, найти или придумать (придумать – намного чаще) таинственные символы в вензелях, стихах и прозе, архитектурных изысках, верованиях, пословицах, даже в случайно брошенных, нередко нетрезвых фразах известных людей.
Я встречался с теми, кто утверждал, что в гербе Советского Союза спрятан символ возвращения царизма, прочитайте наоборот - "молот, серп"? Вот, мол, чем кончится дело.
Польские русофобы утверждали, что высотные здания в Варшаве, построенные при поддержке советских строителей, - символ присутствия и психологического давления Кремля, даже прозвучали предложения снести их, как сносят памятники воинам-освободителям.
Американские фантасты-мистики вдруг перепугались русского мультсериала "Маша и Медведь", узрев в нём антиамериканскую пропаганду и диверсию. Антисемиты всех стран в любом несчастье и катастрофе видят еврейский след, а нас, россиян, похоже, стало назойливо мучить "американское присутствие" во всех спорных вопросах, в том числе и в появлении Парящего орла. Отрицать значительное влияние "американизма" на всё происходящее в России нельзя, в том числе и в идеологической и, если хотите, психологической сфере. Но вовремя почувствовать и противостоять ему можно точностью, памятью и правдой.
Многое не нравится критикам-философам, везде они видят тотемы, орланов, происки индейцев и ковбоев, всё не славянское, всё чужое, намекая, что от орла надо россиянам как-то отмежеваться, невольно выдвигая на первый план рыжую земляную свинью.
Кстати, коли есть "земляная" свинья, значит где-то обитает "небесная" или "воздушная" хрюха? Я спокойно отношусь к китайским и другим гороскопам, в том числе и к западным, с удовольствием ем свинину, в Новый год написал для семьи и друзей шутливые стишки-поздравления на "свинскую" тему. Но всё-таки предложил им почувствовать себя орлами в новом 2019 году и попытаться воспарить над обыденной жизнью. Особенно славян…
Напомню, что и белоголовый орлан, и беркут, и сокол, и ястреб, и коршун, и даже сапсан - весьма похожи на орла конфигурацией головы, клювами, а главное, тем, что все они прекрасно летают. И все они умеют парить долго и очень красиво над грешной землей. Особенно орёл. В славянской мифологии, сказках, орёл на Руси был - задолго до образования США - символом свободы и гордости, царём птиц, властителем неба. И это не выдумки тайных насмешников, призванных дурить россиян. Действительно, не были выдуманы, а реально существовали фигурки-идолы славянских богов: Перуна, Сварога, Купало, Авсеня, Велеса, Дажьбога, Пятницы – всего около сотни идолов, и никто не называл их тотемами.
Славянские боги-идолы были известны нам намного раньше, чем слово "тотем". Вспомним, что великая Русь уже с орлами на знамёнах, первыми в мире уроками демократии в образе и решениях новгородского и рязанского вече, была существеннее и значимее, чем та Америка, которая гораздо позже придумала свой усыпанной крошечными звёздами флаг и устроила белоголовому орлану гнездо на гербе страны.
А ведь наш орёл парил над миром уже столетиями. Я с глубоким уважением отношусь к Айвенго Вальтера Скотта и Робину Гуду, храброму портняжке и оловянному солдатику из сказок Ганса Христиана Андерсена, но наши герои Садко и Афанасий Никитин, Илья Муромец и Добрыня Никитич, князь Игорь, царь Пётр, полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов, флотоводцы Фёдор Ушаков, Николай Кузнецов, солдаты, матросы и лётчики Пётр Кошка, Александр Матросов и Николай Гастелло, намного весомее и значительнее, чем западные герои-ребята. А по своим душевным, героическим взлётам они все настоящие орлы. Как же свято россияне должны помнить об этом!
Соглашусь в том, что наши ура-патриоты в своем безграмотном рвении умудряются испортить и исказить любой душевный порыв, особенно если он вызван поисками в истории. Вокруг "парящего орла" наворочено уже столько, что поневоле думается – "а здоровы ли головой авторы"? Тем не менее, поерничав над новыми славянскими годами "Свернувшийся ёж", "Кричащий петух", весёлые философы не позволили себе ухмылки над "Рыжей свиньёй" или годом серой "Крысы". Невольно возникают сомнения – так ли уж чисты мысли о поисках истины вообще? Создаётся впечатление, что не правды ищут, а просто пытаются растрепать вспыхнувшую у россиян симпатию к гордой птице, вернувшуюся на государственные символы страны.
После распада СССР, избавившись от друзей-соперников и братьев-славян, россияне заметно растерялись. Отсутствие идеологии, объединяющей цели, общей веры, могут разрушить любое общество, любое государство. В образовавшийся духовный вакуум ринулись идеи и планы чавкающих жвачкой самоуверенных американцев, "голубеющих" европейцев, настырных и терпеливых китайцев.
Действительно, американцы здесь оказались предпочтительнее, интереснее, легче воспринимаемыми молодыми умами, и белоголовый орлан запомнился многим. Я вполне допускаю мысль, что появление года "Парящего орла" и другие названия славянских годин вызваны несколько искусственно, где фантазия соседствует с древними поверьями, мифами. Так чем это плохо? Убеждён, что с радостью и чувством душевного равновесия встречали бы россияне годы "Бурого медведя", "Зайца-беляка", "Хитроумной лисы", "Северной белуги", "Быстрой ласточки", "Певучей Иволги, "Вещей Кукушки"…
Думайте и вспоминайте, славяне! Ей Богу, я один смог бы придумать и назвать несколько десятков близких к славянской истории, жизни зверей, названий годов, под сенью которых лучше бы мечталось, объединяло россиян, начиная от застолий, заключения браков до принятия общих решений, возрождения надежд.
Естественно, наш народ придумает своё и примет лучшее, что действительно цепляет за душу, очищает от дури, лжи и пафоса, но если начало славных лет положено годом "Парящего орла", то это действительно здорово и красиво. Всё-таки представить себя летящей птицей намного интереснее и чище, чем оказаться под сенью, а это значит намного ниже, рыжей земляной свиньи, главное почётное место которой бывает лишь в застольном блюде.
Пусть хрюшки остаются источником анекдотов, сытости и ожирения, а мы вспомним слова Прохора Громова из русского романа Вячеслава Шишкова "Угрюм-река", что произнесены в конце XIV главы: "Орёл в облаках. Орёл всё видит. Куда хочет – летит, что хочет – делает. Орёл – свобода!".
И последнее – орёл, в отличие от свиньи, крайне несъедобен.