Театры на ладонях власти
Ежегодно 27 марта отмечается
Всемирный день театра
Персонаж кинофильма "Москва слезам не верит" телеоператор Рудольф ещё в 1979 году уверенно заявлял, что вскоре не будет театров, всё заменит телевидение. Чуть позднее я брал интервью у заслуженного деятеля искусств РФ, театрального режиссёра Игоря Гуревича и спросил, верит ли мастер театрального искусства, что театр вечен? Гуревич ответил, не задумываясь: "Театр вечен, потому что людское лицедейство вечно…"
Мне посчастливилось в прошлом году познакомиться с работой нескольких провинциальных театров, где я смог понять, кто оказался прав в предвидении жизни российских театров, киногерой Рудольф или режиссёр Гуревич? Судите сами…
В зауральском городке Ирбите население составляет всего 35 тысяч человек. Город старый, когда-то здесь проводилась ежегодная торговая ярмарка, которая соперничала до 1917 года с прославленной нижегородской. В городе сохранилось много купеческих каменных домов, лавок, сохранился и театр, построенный этими купцами.
Театр оказался, без всякого преувеличения, великолепным. Большущий, с балконами зрительный зал, глубокая сцена с вращающимся кругом и, конечно, традиционно громадная, красивая и яркая театральная люстра над зрительным залом. Ну всё там есть — фойе с картинами и фотографиями, гардероб, театральные цеха, просторное закулисное пространство, всё в полном порядке, всё красиво и всё живёт полноценной жизнью, потому что жива и трудится там постоянная труппа, которую возглавляют директор Лилия Гундырева, главный режиссёр, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Добровольский, главный художник, заслуженный работник культуры РФ Виктор Моор.
Мало того что в Ирбитском драматическом театре имени А. Островского каждый год звучат овации на премьерах спектаклей самых различных жанров — руководство театра, заручившись поддержкой местной и областной (Екатеринбург) власти, возобновила в прошлом году межрегиональный театральный фестиваль "Ирбитские подмостки", на которые приехали шесть (!) уральских театров и один коллектив из Москвы. Ни разу у меня, как члена жюри фестиваля, просто зрителя, не возникало ощущения недостаточности в работе театральных коллективов из областного центра, Ирбита, Нижнего Тагила, Краснотурьинска, Челябинска, Тюмени. Все спектакли, а нам представили драму, комедии, детские и кукольные произведения, были исполнены профессионально, ярко, с большой творческой выдумкой и фантазией. Главный ценитель — зритель, до отказа заполнявший зал, оказался не только благодарным, но и весьма искушённым в оценке представленных сценических произведений. Это умение достойно вести себя, тонко реагировать на всё происходящее на сцене говорит о том, что театральное искусство продолжает быть нужным, продолжает воспитывать россиян, учит любить прекрасное.
Чуть ранее я побывал в старинном приуральском городе Бугуруслане, где ознакомился с работой труппы Драматического театра имени Н. Гоголя, который возглавляет Ирина Ледяева. Кстати, спектакль там ставил ирбитский главреж Вячеслав Добровольский, уже широко известный как мастер постановок оперетт, музыкальных спектаклей в Оренбургской, Свердловской и Магаданской областях, режиссёр, имеющий свой стиль, своё прочтение сценических произведений. Так вот — в Бугурусланском современном здании театра я видел то же самое, что и на фестивале "Ирбитские подмостки". Заполненный зал, умная, тонко чувствующая нерв сценического произведения публика, её благодарность и овации. Знакомство с историей, репертуарами театров в Бугуруслане, Ирбите, Вологде, Магадане открывало мне широкую палитру творчества театральных артистов, режиссёров, художников великой российской провинции. Нет в их деятельности той халтурщины, безграмотности, о которой писали А. Куприн, А. Чехов, а есть истинное искусство, которому отдаются все силы, весь талант. Во всех театральных коллективах есть работы местных драматургов и писателей, есть сценические произведения, повествующие о своих городах и краях. То есть театры продолжают нести и повествовательные, просветительские истины, которых так часто не хватает даже в образовательных системах.
Вы, уважаемые читатели, наверняка уже поняли, кто побеждает в споре между Гуревичем и недалёким Рудольфом, но я не могу, просто не имею права не упомянуть ещё об одном, по моему мнению, великом российском театре. Географически тоже провинциальном. Это Владимирский академический театр драмы имени А. Луначарского. Им руководит заслуженный работник культуры России, великолепный организатор и талантливый сценический деятель Борис Гунин. На спектакли театра прибывают москвичи и петербуржцы, приезжают полными автобусами зрители из Гусь-Хрустального, Коврова, Суздаля, Мурома, Александрова… Коллектив театра ежегодно отправляется на самые различные гастроли, в том числе и зарубежные, а уж коли участвует в театральных фестивалях, то завоёвывает там львиную долю призов, как было на прошлогоднем общероссийском фестивале в Сочи. Таков он, провинциальный театр во Владимире. Громадные пространства России словно освещены лампами рамп, софитов, сотен театров от Сахалина до Калининграда. И везде есть люди, подобные тем, чьи имена я назвал, настоящие сподвижники театрального искусства, прекрасные, одухотворённые деятели, труд которых невозможно переоценить. Жаль, что обо всех в одной статье написать невозможно.
Заканчивая свой небольшой театральный экскурс, где я сознательно оценил работу именно не столичных театров, могу с уверенностью заявить: театр востребован, нужен нам, россиянам, и будет нужен всегда и везде. Опять же сознательно я обошёл стороной вопрос о трудностях, испытываемых всеми провинциальными театральными труппами. Они, конечно, есть, их много, финансирование скудное, и я от души и сердца обращаюсь к руководителям Ирбита, Бугуруслана, Владимира, Магадана, Екатеринбурга, Оренбурга, других городов, где есть театральные коллективы, к губернаторам всех российских областей с напоминанием, что театральное искусство наиболее благородно из всех видов сценических искусств, что театр не учит плохому и что надо поднимать театры вашими властными руками как можно выше, содержать и опекать их как любимых детей. Тех детей, которых беззаветно любит российский зритель, весь наш народ.