Памятник Дзержинскому: не рубить сгоряча
В России 25 февраля стартовал процесс голосования по установке памятника на московской площади Лубянке. Казалось, безобидное мероприятие, тем не менее имеет свойство накаляться и вызывать политические волнения в душах многих россиян, как приверженцев советского строя, так и противников его. Речь ведь идет о замене монумента Феликсу Дзержинскому, символу коммунистического режима, основателю беспощадной ВЧК.
Нежелание многих россиян возвращения его в центр столицы демократического государства понятно. Действительно, нет в мире прецедента, чтобы воздвигались и культивировались памятники руководителям карательных органов. Но есть в судьбе прототипа впечатляющего монумента и в самом гранитном воплощении его несколько штрихов, заставляющих просто задуматься и вспомнить всё.
В судьбе Феликса Дзержинского была не только смертельная для врагов советской власти Чрезвычайная комиссия, созданная именно в смертельной войне за выживание, где обе стороны - красная и белая - не щадили никого. Другое почему-то забывается.
Дзержинский обладал мощным организаторским талантом, который он проявил в двух масштабных всероссийских мероприятиях - борьбе с разрухой и спасении беспризорных детей. И, нечего скрывать, были в значительной мере восстановлены народное хозяйство, промышленность, железные дороги и, что переоценить просто невозможно, спасены сотни тысяч детских жизней.
Тот груз революционера, государственного деятеля, руководителя, ответственного за судьбы миллионов жителей России, что нес на своих плечах Дзержинский, сказался в конце концов на его психике - он ушел из жизни уже глубоко потрясенным, неадекватным, несчастным человеком. История еще не раз вернется к осмыслению судьбы этой личности - Феликса Эдмундовича Дзержинского.
Но памятник был установлен именно как руководителю ВЧК и именно перед зданием, где расположились органы государственной безопасности. Кстати, монумент сооружен по проекту талантливейшего советского скульптура Евгения Вучетича, воплощен архитектором Григорием Захаровым и, признаемся без червоточин, выглядит впечатляюще и мощно.
Я, уважаемые читатели, всю жизнь с величайшей осторожностью относился к любому произведению искусства, особенно когда возникали идеи уничтожения их, сноса и так далее. Вспомним историю памятника Александру III на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Казалось, «съели» его критики всех времен, ликовали и либералы, и коммунисты, когда монумент «Стоит комод, а на нем - бегемот» спрятали сначала в закоулках Эрмитажа, затем во дворе Мраморного дворца, казалось, навсегда.
Творение победившего в международном конкурсе скульптура Павла Трубецкого (итальянец русского происхождения) окончательно спрятать так и не удалось. Интерес к нему растет, числу хулителей скульптуры противостоит неменьший строй почитателей, памятник царю-реформатору оказался живучим и с годами становится все интереснее.
Трезво мыслящим умам понятно, что монумент Феликсу Дзержинскому обречен на пристальное внимание историков, долгую судьбу, что он способен влиять на общественное мнение и даже на политические события.
Вот с этих позиций возвращение Дзержинского на старое место на Лубянке может стать источником политических волнений, новых столкновений противоборствующих толп, источником гнева и обид. Но уничтожать его, прятать - негоже и глупо.
Совсем неплохо найти доступное для посещений россиян и туристов место, где встанет на вечный покой в своей длинной, ставшей символом гражданской войны, шинели этот действительно талантливо высеченный облик незаурядной личности, повествуя о невероятных сложностях революционных времен и судьбах тех, кто эти революции вершил.
И позвольте мне предложить свое видение нового памятника на Лубянке. Мне представляется там скульптура русского полководца Дмитрия Донского, освободившего Русь от татаро-монгольского ига. Князь Дмитрий Донской, в отличие от Александра Невского, не пошел ни на какие сделки с врагом, а участвуя в Куликовской битве едва не погиб сам, получив тяжкое ранение.
Он вернул свободу России, чем люб всем нам во все времена.