Какого "ледового побоища" боятся США?
"Нашей стране необходимо быть в Арктике и Антарктиде на более стабильной основе, чем сегодня. Соперничество великих держав там продолжается", - заявил командующий Береговой охраной США Карл Шульц на заседании в Комитете по национальной безопасности палаты представителей американского конгресса.
Всё понятно, всё объяснимо, как и объяснимо то, что больше всего беспокоит защитника берегов США именно в Арктике.
Взволновало же Шульца значительное отставание ледокольного флота Америки от российской ледокольной флотилии в 40 ледоколов, включая 6 атомных (у США Шульц насчитал лишь два действующих ледокола). Казалось бы, такое положение дел должно служить мирному увеличению ледокольного флота США для мирного же освоения Арктики. Как бы не так!
"Это [Арктика] новый театр военных действий, такой же, как Средиземное море, Атлантика или Тихий океан", - заявил исполнительный директор "мирного" вашингтонского института по изучению Арктики Мальте Гумперт. Понятно, какое мирное освоение Арктики и Антарктики видят в своих ледоколах американцы и почему они так боятся отставания ледокольного флота США от российского.
Автору этих строк довелось несколько раз побывать на ледоколах северного флота России, в том числе и на атомных. Смею утверждать, что современный ледокол с его мощной защитой подводной части судна от любых механических и ударных повреждений способен очень быстро стать боевым кораблём, расположив на верхней палубе установки крылатых ракет, зенитных управляемых ракетных снарядов, торпедные аппараты, артиллерию. Могучие, особенно атомные, силовые установки, как говорят механики, "потянут" эти нагрузки. Американцы, осознав, какую мощь представляет ледокольный флот России да ещё в боевом сочетании с атомными субмаринами, похоже, просто впадают в панику.
Мне она напоминает ту панику, что обуяла американских "ястребов" во время полёта Юрия Гагарина, когда они поняли, что проигрывают СССР в борьбе за космос. Мало того, один из американских сенаторов испуганно возмущался тем, что над воздушным пространством США без разрешения пролетает советский военный лётчик! Нынешний испуг американских политиков носит другой характер, и связан он с глобальным потеплением.
Потепление открывает перед Россией невероятные возможности добыть в Арктике те ресурсы, доступ к которым ранее был невозможен. Это миллиарды тонн нефти и газа, биоресурсы океана. Смягчение климата позволит более интенсивно добывать полезные ископаемые, в том числе золото, и из прибрежных материковых зон.
Как тут не испугаться и не запсиховать русофобам всех мастей, как им вожделенно не облизнуться на такие богатства? Вон, даже Украина как будто решила заняться освоением Арктики, не решив, правда, главного – на чём и как?
Америка уже кинулась догонять Россию в ледокольном противостоянии. Строятся несколько ледоколов нового поколения, пуск первого судна на воду через 4 года, поддерживается в рабочем состоянии ветеран Polar Star, но американцы прекрасно понимают, что догнать Россию в ближайшем десятилетии невозможно хотя бы потому, что наша страна не стоит на месте.
И дело не только в том, что строится и постоянно совершенствуется ледокольный флот России. Восстановлены и реконструированы военные базы на ряде северных островов, вернулись в Арктику военные авиаэскадрильи, движется с запада на восток вдоль Северного морского пути надежная подводная линия связи.
Готовимся к войне? Конечно, но при этом лучше всего вспомнить изречение древнеримского историка Корнелия Непота: "Если хочешь мира – готовься к войне", которое цитировал и великий русский полководец Александр Суворов.
Есть ещё один непререкаемый фактор сдерживания наших противников в Арктике. Это колоссальный опыт освоения арктических просторов советскими и российскими специалистами, последовательная, многолетняя подготовка гигантской армии северных моряков, авиаторов, подводников, пограничников, изыскателей и рабочих. Эта армия - и мирная, и военная – настоящая гордость и сила России, это понимают пока не все наши противники, но трезвое понимание всё-таки нарастает с каждым успехом нашей страны в процессе освоения и возрождения русской Арктики. Последний вывод ясен, как северное сияние, – не догнать нас никому, если мы не будем останавливаться на этом пути.
А останавливаться нельзя ещё и потому, что Арктике, похоже, предстоит сыграть главенствующую роль в определении иерархии всех стран, борющихся за мировое господство. Не сейчас, так завтра.