Version: 0.1.0

Смерть в горах: если гид оказался вдруг...

Дмитрий Родионов
Можно ли избежать массовой гибели туристов в условиях рынка

Суд заключил под стражу директора туристической компании "Экстрим Тайм", той самой, что организовала смертельную попытку восхождения группы туристов на Ключевскую Сопку. Закончилась попытка трагически: 9 человек из 12 погибли.

Во вторник спасатели вертолетом эвакуировали троих выживших туристов, двое не участвовали в попытке штурма вершины, третий — второй гид, который спускал их вниз, и лишь потому выжил. Вчера со склона эвакуировали тела погибших. 

Сегодня мы уже знаем подробности этой трагедии и можем пытаться судить о том, кто виноват, и можно ли было ее избежать. Девять человек отправились на штурм вершины, шли в связках по трое. На высоте 4158 метров один из них сорвался, потащив за собой остальных. В результате срыва трое погибли сразу, остальные шестеро выжили, но получили травмы. Однако все они умерли в следующие двое суток. Вернувшийся за ними второй гид попытался оказать помощь, поставил палатку, однако время работало против людей, а спасатели долго не могли к ним подобраться ни на вертолете, ни в пешем порядке из-за метеоусловий.

Существует два фактора, которые приводят к трагедиям в горах: человеческий и погодный. Чаще всего они соседствуют. Погодный фактор — вещь трудно прогнозируемая, и он в итоге сделал свое дело: шестеро человек умерли от травм и холода, поскольку эвакуировать их не представлялось возможным.

Отдельно, конечно, еще предстоит изучить человеческий фактор, в том числе причины срыва. Как могло получиться, что сорвались все три связки? Почему они не были закреплены на рельефе, что позволило бы людям удержаться — они бы просто повисли на веревках?

Подобные вопросы следует задавать гидам. Только тому, кто вел — уже не задашь, он погиб вместе со всеми туристами, а второй не был свидетелем срыва. Конечно, еще предстоит разбирательство, в ходе которого могут всплыть неизвестные факты. Однако трагедии такого масштаба неизбежно поднимают в экспертном сообществе вопрос: что сделать, чтобы их минимизировать. В очередной раз поднимают, ибо год за годом никаких подвижек в этой сфере не происходит — люди продолжают гибнуть. И зачастую погибают люди, совершенно не готовые к такому виду туризма.

Многим, кто в теме, в эти дни вспоминалась история, произошедшая на Эльбрусе почти год назад – в сентябре 2021-го, в ходе которой погибло пять человек — также от травм и обморожений. Впрочем, там ответы на вопросы "почему так получилось" и "кто виноват" были более очевидны.

23 сентября группа из 19 человек не успела зайти на вершину в погодное окно, превысив установленное время почти на два часа — к моменту ее выхода на седловину остальные группы уже шли вниз. И тут гиды совершили роковую ошибку — вместо того, чтобы развернуть группу назад, предоставили туристам (внимание: среди которых были люди вообще без опыта, впервые пошедшие в горы!) право самим решать: идти на вершину или нет.

В принципе, это уже говорит все о квалификации гидов. В горах нельзя надеяться на авось, а они именно это и сделали. Итог предсказуем: попали в пургу, не смогли спуститься, пять человек просто замерзли и умерли буквально на руках спасателей. Но жертв могло быть намного больше.

В ходе следствия выяснилось, что организаторы восхождения знали о неблагоприятном прогнозе погоды, но проигнорировали его. Их вина — налицо.

Против руководителя фирмы-организатора Дениса Алимова было возбуждено уголовное дело по статье "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц". А в прошлом году суд вынес обвинительные приговоры руководителю "Клуба приключений" Ивану Лопатину, а также гидам Дмитрию Литвинову и Алексею Пузикову из-за пропажи туристки на том же Эльбрусе. Правда, сначала их приговорили к штрафам, но прокуратура все же обжаловала это решение, в итоге все трое получили реальные сроки. Возможно, посадками закончится и нынешняя история с Ключевской Сопкой. Только вот вопрос — предотвратит ли это новые трагедии?

Вряд ли.

Коммерческий альпинизм всегда был и будет источником опасности, повышенного травматизма и смертности. Просто фактом своего существования. Потому что альпинизм — это спорт, а турбизнес привлекает к этому спорту людей, совершенно не готовых. Это все равно, что предлагать любому желающему выйти на ринг с профессиональным боксером, который может его просто-напросто убить.

В последнее время стало очень модным ходить на Эльбрус. Подняться на самую высшую точку Европы — это статус, возможность похвастаться фоточками перед коллегами и друзьями, многие считают, что это обязательно нужно сделать. При этом мало кто понимает, не будучи связанным с альпинизмом, с какими сложностями придется столкнуться.

Существует широко распространенное заблуждение, что Эльбрус едва ли не "детская гора". Отчасти, это так: технически в восхождении на Эльбрус нет ничего сложного, и вершина имеет относительно низкую категорию сложности — 2А (пониженную в итоге до 1Б). Однако основное коварство этой горы — погодные условия, которые могут быстро и внезапно меняться, безжалостно убивая тех, кто по тем или иным причинам не успел в "окно", включая профессиональных спортсменов. По статистике, в год в Приэльбрусье гибнет до 30 человек, большая часть — на самом Эльбрусе.

Знают ли об этом офисные клерки, решившие заполучить для соцсетей заветную фоточку на фоне таблички с надписью 5642 метра? Вряд ли. И вряд ли им об этом расскажут представители одной из десятков туристических фирм, которые предлагают восхождение на высочайшую вершину Европы. Многие из них у вас даже медицинской справки не спросят: руки-ноги есть — значит, можно идти. А ведь еще в советское время разработаны нормативы по физической подготовке, без выполнения которых на Эльбрус невозможно было попасть. Впрочем, тогда не было рынка, который сделал альпинизм доступным любому, кто может заплатить.

Впрочем, даже если вы достаточно физически крепки, но у вас совершенно нет опыта, я бы не рекомендовал выбирать Эльбрус, Белуху и, тем более, Ключевскую Сопку в качестве горы для первого в жизни восхождения. Но кто будет слушать эти советы, когда очень хочется вот прямо здесь и сейчас, и есть фирмы, готовые исполнить мечту, уверяя, что это абсолютно безопасно. Причем зачастую за смешные деньги.

И тут кроется еще один подвох: низкая цена (а некоторые фирмы откровенно демпингуют в борьбе за клиента) — экономия на безопасности. Мне лично не раз приходилось сталкиваться с фирмами, которые организуют восхождение за небольшие деньги, при этом подготовка не просто оставляет желать лучшего — ее практически нет. Один день организуют занятия по работе с веревками, на скорую руку показав, как пользоваться "перилами". Один день — занятия на льду, показывают клиенту, как зарубаться, и позволяют ему пару раз сделать это самому на несложных участках. Один день — акклиматизационный выход на какую-нибудь несложную вершину в окрестностях.

И всё. Всё, понимаете? Спортсмены месяцы проводят на сборах в альплагерях, регулярно сдают зачеты, получают разряды. А тут человек, который до того и в горах, возможно, не был, приезжает на Эльбрус, и уже через 3–5 дней отправляется на вершину.

Некоторые фирмы предлагают и вовсе подняться сразу — в кислородной маске. Без акклиматизации и тренировок. Это для неподготовленного человека просто русская рулетка. Есть и более экзотические предложения — к примеру, встретить на Эльбрусе Новый год. Это рынок: любой каприз за ваши деньги.

Многие фирмы откровенно экономят на гидах — ведь профессионалам надо больше платить. А чтобы сэкономить, зачастую нанимают людей, которые сами себя назвали гидами после того, как 3–4 раза успешно поднялись на тот же Эльбрус или Казбек.

Между тем в Росреестре даже нет такой профессии как горный гид. Есть инструктор по альпинизму, но это совсем другое. Многие гиды являются таковыми, но далеко не все. В большинстве случаев гид — это просто человек, который знает определенный маршрут. И этому человеку наивные туристы готовы доверить свою жизнь, купившись на низкую цену и словесные "гарантии безопасности".

Такие гиды сами не имеют достаточного опыта восхождений, не умеют работать с прогнозами погоды, не способны определить моральное и физическое состояние клиента, его готовность к восхождению. Впрочем, даже профессионалы в погоде за коммерческой выгодой зачастую забывают о правилах безопасности, вернее, игнорируют их, поддаваясь настойчивым требованиям клиентов любой ценой доставить их на вершину или соревнуясь друг с другом. Именно это привело к знаменитой трагедии на Эвересте в 1996 году на заре развития коммерческого альпинизма. Прошло уже почти больше 25 лет, но ничего в сознании многих людей не изменилось.

И если на Западе этот бизнес давно отрегулирован, то у нас и близко ничего подобного нет. Спасатели на том же Эльбрусе постоянно жалуются на проблемы из-за конкурирующих друг с другом фирм и просто "диких" туристов, требуют у законодателей навести порядок.

Конечно, джинна в бутылку обратно не загонишь, и коммерческий альпинизм не запретишь, но можно взять его под контроль, введя лицензирование гидов, сертификацию снаряжения, заставив турфирмы предъявлять ряд требований и нормативов к клиентам. Да и среди самих фирм навести порядок, а то зачастую выясняется, что та или иная фирма — всего лишь агрегатор услуг, им так удобно: на гида можно все свалить, мол, мы занимаемся только тем, что сводим с ним клиента. Между тем должен быть более четко определен порядок обеспечения безопасности и ответственности за него.

Пока же мы видим только суды после каждого громкого случая с гибелью людей, которые даже не всегда ведут к посадкам. И это никак не влияет ни на желание туристов задешево "сбегать" на гору, ни на желании турфирм на нем заработать.

Суд арестовал на 2 месяца директора турфирмы по делу о гибели туристов