Приостановка участия в СНВ – последняя попытка спасти ядерный паритет
Политолог Родионов назвал решение по СНВ-3 попыткой спасти ядерный паритет
Сколько было домыслов накануне послания президента Федеральному собранию, которое, что тем более символично, было намечено на годовщину признания Россией республик Донбасса. И что о переформатировании СВО в КТО он заявит, и что чуть ли не о создании СССР 2.0 объявит совместно с Белоруссией.
Впрочем, Владимир Путин действительно сделал весьма громкое и важное заявление, которое едва ли кто-то ожидал услышать. Он заявил о том, что Россия приостанавливает свое участие в договоре с США о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3).
Кто-то, возможно, удивится, как же так, ведь СНВ всегда считался главным договором, подписанным двумя мощнейшими в мире ядерными державами по итогам Холодной войны, он, можно сказать, лежал в основе современной архитектуры международной безопасности. Последняя его реинкарнация – СНВ-3 – был продлен спустя 10 лет после подписания еще на пять лет. Причем, сделано это было буквально в последний момент только что вступившим в должность президента США демократом Джо Байденом. Его предшественник –республиканец Дональд Трамп, игнорировал все запросы Москвы о продлении договора, с первых своих дней в Белом доме делая вид, что вообще не понимает проблематики.
Байден продлил договор, не раздумывая. Для него это была попытка показать свое превосходство над Трампом, стремление к миру.
Как они стремятся к миру, мы увидели уже скоро на Украине, но тогда, в начале 2021-го, казалось, что решена важнейшая проблема современности. Впрочем, это были наивные ожидания.
Да, Байден договор продлил, но с намеком на то, что Америка по-прежнему хочет его переписать и будет непременно на этом настаивать в предстоящие пять лет его действия. Напомню, США в действующем тексте не устраивало две вещи: во-первых, они хотели в новом проекте прописать все новые виды российских вооружений, включая "гиперзвуковые", т.е. подтолкнуть Россию к односторонним уступкам, во-вторых, они хотели включить в новый договор Китай, который продолжал наращивать арсенал, не будучи связанным никакими обязательствами.
Причем американцы почему-то считали, что Москва должна затащить в договор Пекин, пользуясь особыми отношениями. Интересно, а почему бы США не затащить в договор Францию и Великобританию, пользуясь своими особыми с ними отношениями (де факто отношениями сюзерена с вассалами). А то они жалуются на отсутствие паритета. А сами…
Об этом, кстати, сегодня заявил президент: прежде чем вернуться к вопросу о договоре, следует понять, на что претендуют такие страны НАТО, как Франция и Великобритания, и как учитывать их стратегические арсеналы. И вопрос об этом нужно было поставить еще давно, если не с самого начала.
Но проблема не только в этом.
Как рассказал президент, ядерные страны НАТО продолжают развивать свои ядерные вооружения. При этом настаивают на доступе к российским ядерным объектам. Есть информация о том, что в США ведутся разработки новых видов ядерных боеприпасов, и что Вашингтон задумывается о натуральном испытании ядерного оружия.
Если последнее произойдет, то, по словам Путина, Россия сделает то же самое для сохранения паритета. Президент сразу поручил Минобороны и "Росатому" обеспечить готовность к таким испытаниям. Он также рассказал об имеющихся данных разведки о причастности Запада к попыткам ВСУ нанести удары по базам российской стратегической авиации. Помните, когда они беспилотниками наши аэродромы атаковали? Явно же не сами – Запад помог, тут и без разведки все ясно.
"Нам стратегическое поражение хотят нанести и лезут на наши ядерные объекты", – подчеркнул Путин. И в самом деле, о каком договоре может идти речь, когда они открыто говорят о необходимости военного разгрома России, а некоторые особо болтливые спикеры и вовсе вслух заявляют, что они находятся в состоянии войны с Россией?
Нет, договор, безусловн, нужен, но только при условии, что его будут выполнять. А просто договор ради того, чтобы он был, если он не будет работать – бесполезен.
Стоит отметить, и Путин это особо подчеркнул, что Россия не выходит из договора, а именно приостанавливает участие. Чтобы нас потом не обвиняли в том, что мы ни с того, ни с всего похоронили документ. Мы не выходим, мы предлагаем пересмотреть механизм реализации.
И это можно назвать шагом на опережение – я практически не сомневаюсь, что рано или поздно (а тем более, если в 2024-м году в Белый дом вернется республиканец) Вашингтон вышел бы из договора или попросту отказался бы продлевать его, пользуясь надуманными предлогами.
США все последние годы выходили из международных договоров, разрушая всю архитектуру безопасности мира под надуманными предлогами. Из договора по ПРО они вышли еще в начале прошлого десятилетия якобы из-за необходимости обеспечивать защиту от Ирана и Северной Кореи. Хотя де факто ни Иран, ни КНДР им не угрожали, а новые установки ПРО были развернуты так, что позволяли вести обстрел крылатыми ракетами российской территории.
Потом был договор о ракетах средней и меньшей дальности, заключение которого в свое время позволило убрать из Европы баллистические ракеты и спасло ее от перспективы превращения в ТВД ядерной войны. Обвинили нас в создании ракеты, которая якобы нарушала этот документ. И хотя мы их неоднократно приглашали осмотреть эту ракету, чтобы убедиться в том, что она никак не переходит прописанные в документе красные линии, они нас игнорировали. Продолжая повторять как попугай: Россия нарушает, Россия нарушает…
К слову, первым об этом заговорил еще Барак Обама, Трамп лишь развил идею, доведя ее до логического завершения – выхода из Договора в начале 2019-го. Очевидно, последней каплей для них стало появление у России "гиперзвука", о чем было сообщено весной 2018-го. Им нужно было освободиться от любых обязательств, препятствующих наращиванию ядерного потенциала, курс на который Трамп открыто взял в 2017-м, начав выделять деньги на разработку новых ракет. Договор связывал им руки, от него нужно было избавиться. Что они и сделали, переложив вину на Россию.
Точно такой же трюк они провернули с Договором по открытому небу, из которого они вышли осенью 2020-го, снова обвинив во всем Россию, дескать, та не давала им летать в 10-километровой зоне вдоль границы с Абхазией и Южной Осетией, использовала для заправки самолетов аэродромы Крыма (оккупированного, по мнению США), и ограничивала полеты над Калининградом.
Я абсолютно уверен, что и для выхода из СНВ они нашли бы предлог, обставив все так, что они не виноваты, а виноваты мы.
Но ведь Байден, в отличии от Трампа, сам продлил его действие едва ли не первым шагом на посту президента США, возразят мне. Да, все так, но это был скорее пиар-ход, к тому же, судя по всему, американские военные советники сочли, что США пока не готовы к открытой гонке стратегических вооружений. Ну, и, возможно, они всерьез верили, что смогут уболтать Россию на выполнение их условий.
Сегодня, когда они де факто объявили нам войну, ни о каком соглашении речи быть не может. Но нельзя было просто ждать, когда они сбросят маски, заявив о выходе из договора, снова изобразив невинность и сделав крайней Россию. Мы не дали им такую возможность.
Теперь им предстоит решить: перезаключать договор, обозначив более прозрачные условия, исключающие продолжение разработки ими новых систем вооружений, а также контроля за вооружением их вассалов, или выйти из него, но уже будучи уличенными Москвой в его нарушении.
Можно не сомневаться, что выберут они второе…
И да. Стоит ответить скептикам, которые сейчас скажут, что договор был последним фактором, удерживавшим нас от скатывания в ядерную войну. Единственным фактором, который предотвращает ядерную войну, является ядерный паритет, а не бумага, которая не выполняется одной из сторон, тем самым сводя этот паритет на нет. Бумага должна фиксировать и закреплять его, а не служить оправданием для фактического нарушения обязательств, изложенных на ней.