Version: 1.0.2

Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути

Дмитрий Родионов
Почему визит главы Минобороны Китая так пугает поджигателей войны?

В Москву с первым официальным визитом приехал министр обороны КНР Ли Шанфу. Его визит продлится три дня, глава китайского оборонного ведомства уже успел встретиться с российским президентом Владимиром Путиным в присутствии своего коллеги Сергея Шойгу.

По словам Путина, между нашими странами налажено динамичное развитие по всем направлениям, в том числе по линии Минобороны. В свою очередь Ли Шанфу отметил, что у России и Китая крепкие отношения, которые по глубине и качеству взаимодействия превосходят любые альянсы времен холодной войны.

Генерал-полковник Ли Шанфу – человек не случайный на своем посту, его деятельность и прежде соприкасалась с нашей страной. В 2016–2017 годах он был заместителем командующего силами стратегического обеспечения Народно-освободительной армии Китая, а в 2017–2022 годах возглавлял департамент подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР. Одним из направлений было военно-техническое сотрудничество с Россией, которое началось не вчера. Оно развивается с начала 90-х, когда Пекин начал активно закупать иностранную военную технику и быстро стал для Москвы одним из ведущих покупателей, покрывая треть российского военного экспорта. До начала санкционной войны это никого особо не беспокоило, но в 2018-м после покупки у России систем С-400 и самолетов Минфин США ввел ограничения против департамента подготовки войск и снабжения ЦВС Китая и лично его руководителя.

На этом фоне первый рабочий визит назначенного в марте главой китайского оборонного ведомства Ли Шанфу именно в Россию выглядит весьма символично. Еще более – на фоне активно распространяемых коллективным Западом слухов о том, что теперь Китай может начать поставки оружия в Россию. На то, что это безосновательные страшилки, направленные на демонизацию КНР и попытку подрыва доверия к ней, обе стороны неоднократно указывали, не особо рассчитывая убедить в чем-либо избравшие курс на конфронтацию страны Запада. Визит Ли Шанфу в Москву, можно не сомневаться, на Западе быстро обрастет слухами и станет очередным поводом для обвинений в адрес Поднебесной. Но он при этом демонстрирует отношение Пекина ко всем распространяемым Западом слухам и домыслам – они никак не влияют на его внешнюю политику. Плевать, что там американцы потом скажут. Собака лает, караван идет.

Но цель визита не в том, чтобы показать Вашингтону безразличие к угрозам, шантажу и истерикам, и вовсе даже не в том, чтобы "потроллить" американцев.

По словам Ли Шанфу, он выбрал Россию для своего первого в должности министра визита, чтобы подчеркнуть особый характер и стратегическое значение отношений между странами.

И это, пожалуй, главный месседж. И не только американцам и их союзникам, но и тем странам, которые давно тяготятся навязанной им однополярностью, но не видят способа преодолеть ее, опасаются санкций и репрессий со стороны гегемона, не видя альтернативных источников силы и защиты.

Несмотря на то что между РФ и КНР действительно нет никакого военного или политического союза, именно наши страны формируют альтернативный центр военной и политической силы в мире. Фразу Ли Шанфу о том, что отношения между нашими странами по глубине и качеству взаимодействия превосходят любые альянсы времен холодной войны, можно понимать по-разному. Кто-то скажет, что раз нет союза с четко прописанными взаимными обязательствами, то и говорить тут не о чем. Другие обратят внимание на то, что военное сотрудничество между двумя странами действительно имеет беспрецедентный в современном мире характер и масштаб, какого еще не было вне НАТО.

Нужен ли союз для того, чтобы проводить совместные военные учения, вести совместное военное планирование, разрабатывать совместные военно-политические стратегии? В общем-то, не обязательно. Главное, что все вышеперечисленное существует не на бумаге, а в реальности, и это, очевидно, пугает коллективный Запад.

Совместные военные учения Россия и Китай проводят регулярно и много лет как. При этом сотрудничество в этой сфере в последние годы заметно шло по нарастающей и неизменно получает тревожные оценки на Западе, тем более что маневры проводятся в особо чувствительных для США зонах, где они сохраняют возможности для осуществления провокаций, но где более не чувствуют себя хозяевами ситуации.

Так, в августе 2021 года состоялись учения "Запад / Взаимодействие 2021" на северо-западе КНР, на полигоне "Цинтунся", в ходе которых китайские и российские военные действовали в смешанных группах, вместе составляли планы учений и проводили совместные операции на одном поле боя. В том же году в рамках учений "Морское взаимодействие" корабли РФ и КНР впервые прошли через Сангарский пролив между японскими островами Хонсю и Хоккайдо. А в декабре прошлого года состоялись учения "Морское взаимодействие – 2022", которые прошли на самом близком за всю историю расстоянии от Тайваньского пролива и изрядно переволновали не только Тайвань и Японию, но и весь коллективный Запад.

Демонстрацией тесного военного сотрудничества между странами и ответом на поддержку Западом Украины и Тайваня назвали западные СМИ российские учения "Восток-2022", прошедшие на полигонах Восточного военного округа, а также в Японском и Охотском морях при участии Китая, Индии, Монголии, Лаоса, Никарагуа, Сирии и стран ОДКБ. Невозможно не упомянуть совместные учения ШОС "Мирная миссия", а также ставшие регулярными совместные военно-морские маневры России, Китая и Ирана. Последние такие учения состоялись месяц назад в Аравийском море и продемонстрировали готовность РФ и КНР защищать свои интересы вдали от собственных берегов.

А в апреле практически синхронно Китай проверил боевую готовность своих ВС в районе Тайваня, а Россия – боевую готовность Тихоокеанского флота.

Реакция Запада вполне предсказуема. Остается нагнетать, обвинять, шантажировать и так далее. Видимо, возможностей дипломатии уже не хватает.

Американцы уже оставили попытки самостоятельно давить на Пекин. Еще в феврале глава Госдепа должен был отправиться в Китай, однако отменил поездку из-за ситуации с китайскими аэростатами. Как выяснилось, позже Энтони Блинкен все же пытался совершить визит в Поднебесную, но в этот раз натолкнулся на отказ китайских властей.

Зато Пекин посетило сразу несколько эмиссаров Европы, которые, очевидно, рассчитывали, что им удастся большее, чем американцам. Сначала в Китай ездил президент Франции Эммануэль Макрон с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Визит предсказуемо окончился ничем, ведь оба европейских парламентера не особо скрывали, что их единственная цель – добиться от китайского лидера гарантий того, что он не будет помогать России на Украине и решать военным способом тайваньский вопрос. Заодно от Си Цзиньпина хотели, чтобы он "надавил" на Владимира Путина, что было совсем уж наивно.

После них в Пекин отправилась эксцентричная и истеричная глава МИД ФРГ Анналена Бербок, которая в традиционной для себя манере попыталась (цитата из немецких СМИ) "преподать Китаю урок по вопросам демократии и соблюдения прав человека, но в итоге получила жесткий отпор".

А вот переговоры Си Цзиньпина и Путина складывались куда конструктивнее. И да, это Си ездил к Путину, а не наоборот – подчеркивая, что попытки Запада "изолировать" Россию полностью провалены.

Сегодня очевидно, что Запад пытается и Китай изолировать, вновь и вновь обвиняя его в поставках оружия России, которые якобы уже осуществляются ("Китай одобрил предоставление летальной помощи России в ее конфликте на Украине в начале этого года и планировал замаскировать военную технику под гражданские предметы, следует из перехвата российских разведанных", утверждает The Washington Post), и в намерении напасть на Тайвань. Последнее, кстати, активно провоцируется американскими политиками и их тайваньскими марионетками – ситуация очень напоминает происходящее вокруг Украины накануне начала СВО.

В этих условиях сотрудничество между Пекином и Москвой обретает особый смысл, которого не было ранее. Визит главы Минобороны нужен для реализации договоренностей, достигнутых ранее на высшем уровне. Можно не сомневаться, что вскоре мы увидим множество других визитов китайских чиновников, но именно визит Ли Шанфу имеет особое значение, которое подчеркивается тем фактом, что его принимает президент, то есть это не просто рабочая поездка для обсуждения практического взаимодействия с коллегами.

Однако не надо думать, что наше сотрудничество ограничивается военным аспектом. Ведь война – это последнее средство ведения политики, а Москва и Пекин ставят слишком амбициозные задачи по реализации положений Совместного заявления о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии, что достигается целым рядом инструментов, а главное – совместными усилиями не только наших стран, но и остального мира, который хочет перемен и отвергает давление и военную конфронтацию как средство достижения целей.

В этом отношении наш с Китаем "союз" имеет куда большие границы. На днях завершился визит в Пекин президента Бразилии Лулы да Силвы. Бразильский лидер не только выдвинул мирные инициативы по Украине (по сути, второй страны в мире – ведь все те планы, которые предлагали до этого западные лидеры, – это были планы войны). Но и предложил отказаться от доллара в международной торговле и разработать для БРИКС свою валюту, которую можно использовать в мировой торговле. С учетом того, что БРИКС уже сегодня – это треть мирового ВВП, а к концу десятилетия может перешагнуть отметку в 50 процентов, это посерьезнее и пострашнее для Запада каких-либо военных учений.

Впрочем, несмотря на миролюбивый характер всех наших совместных инициатив, мы посылаем четкий сигнал и о готовности к совместному ответу на военные провокации. Мы мирные люди, но наш бронепоезд… сами понимаете. К тому же время сейчас неспокойное, а партнеры наши бывшие – люди непредсказуемые.