Вашингтон вырвал у Эрдогана "ядерные зубы"
В четверг мировые СМИ узнали, что CША приступили к вывозу ядерных боеприпасов из Турции на базу "Девеселу" в Румынии.
"США начали переводить ядерное оружие из Турции в Румынию на фоне ухудшения отношений между Вашингтоном и Анкарой", — написала брюссельская интернет-газета EurActiv. При этом источник издания подчеркнул, что это сложная операция "как в техническом, так и в политическом плане": "Нелегко перевезти более 20 ядерных бомб".
Вообще интересно, кого-то это удивило?
Нет, ну а как вы хотели? Во-первых, тут сыграл чисто практический подход — желание обеспечить безопасность.
Кто забыл, напомню, что персонал базы "Инджирлик" (а именно там США хранят свои бомбы) оказался замешан в провалившейся попытке госпереворота в середине июля, а ее командующий и вовсе оказался одним из лидеров мятежа. В итоге турецкие власти базу сразу же закрыли, запретив взлеты и посадки, и обесточили, лишив американцев доступа не только к своим самолетам, но и к бомбам. Кстати, как я понимаю, в известность о закрытии базы их тоже никто не поставил. Вот так: приходите вы в снимаемую квартиру и видите, что там хозяин сменил замки. Какова будет ваша реакция?
Ситуация, впрочем, довольно быстро нормализовалась, базу снова открыли, но осадочек остался. И холодок за шиворотом, и ощущение липкого страха, который наверняка испытывали военные обеих сверхдержав во время "Карибского кризиса" в 1962 году, когда мир стоял в сантиметре от ядерной пропасти. Думаю, непередаваемое ощущение. Яркое и запоминающееся на всю жизнь!
Шутка ли — более 20 ядерных бомб! Кстати, по некоторым данным, их там целых пятьдесят, и не ядерных, а термоядерных. Насколько я понимаю, речь идет о водородных бомбах B-61, каждая из них в 11 раз мощнее сброшенного на Хиросиму "Малыша". Не является секретом то, что в Турции хранится четверть всего ядерного оружия НАТО за пределами США. Американское ТЯО хранится также в Германии, Нидерландах, Бельгии и Италии. Но там с безопасностью точно намного лучше. Нет, конечно, и там были случаи проникновения посторонних на базу с ядерными боеприпасами. Но там не было попыток переворотов, и угрозы атак на базы полноценных армейских группировок.
фото: hill.af.mil
Закрыв базу, турки, видимо, совершенно не подумали о последствиях. Ну подумаешь — ядерные бомбы! Все равно у них нет средств их доставки. И ни у кого в округе, даже американских самолетов, способных нести такие бомбы, на базе не было. И потом там есть коды защиты, обойти которые не так просто. На это нужно время и высококлассные специалисты, особые условия. В общем, вероятность того, что бомбы попадут в руки террористов нулевая, а того, что они их смогут использовать по назначению — вовсе минусовая. Иными словами, такую задачу могло бы осуществить государство, а никак не группа террористов или, к примеру, мятежников. Турция бы на такое никогда не пошла, а больше и некому. В общем, казалось бы, никакой опасности… Но!
Это все же ядерные-ядреные бомбы, а не мешки с картошкой. И если над ними на миллисекунду утрачивается контроль, пусть даже с нулевой вероятностью того, что их кто-то попытается украсть, если существует одна миллионная процента того, что безопасность хранилища может оказаться под угрозой — в таких случаях принимаются меры, исключающие повторение опасной ситуации.
Думали ли об этом турки? Не факт. В стране переворот, речь идет не только о национальной безопасности, но и о безопасности власти Эрдогана и даже его жизни. И тут тоже надо принять меры, на сто процентов ее обеспечивающие. Эрдоган и принял. Квартиранты подождут за дверью, пока я навожу порядок в собственном доме. Как-то так.
Американцы, конечно, подождали. И сделали соответствующие выводы. Это я пока не о политиках даже, а о специалистах, отвечающих за безопасность ядерного оружия. Политики сделали, несомненно, еще более далеко идущие выводы…
Вспомните, что писала западная пресса в те дни. Турция больше не является безопасным местом для американских ядерных бомб! Пример Турции показал, что Вашингтону необходимо убрать из нестабильных стран свое ядерное оружие! Размещение ядерных бомб в странах — членах НАТО, которые страдают внутренней нестабильностью, в лучшем случае оказывает нейтральное воздействие на безопасность США!
фото: globallookpress
Почему США хранили четверть своего зарубежного потенциала именно в Турции? Наверное, потому, что еще в те времена это было максимально близко к нам. Из Турции до нас намного ближе, чем из Западной Германии, которая во времена той, первой холодной войны была восточным рубежом НАТО в Европе. Сейчас НАТО вплотную приблизился к нашим границам, так что Турция потеряла стратегическое преимущество. К тому же оказалась ненадежным хранилищем. Так предпосылки к вывозу бомб зрели давно. А тут и случай подвернулся. И Эрдоган его создал, заметьте, собственными руками.
Думаю, все же Эрдоган все прекрасно понимал, знал, как отреагируют в Пентагоне, и решение о закрытии базы принималось не только в контексте подавления мятежа, но и имело вполне себе политическую цель — показать американцам, что с ним стоит вести себя иначе. У Эрдогана есть все основания обижаться на американцев и требовать иного отношения к себе — в политике это выражается простым способом, в шантаже.
Нет, ну правда, сколько раз Эрдоган просил Вашингтон по-хорошему отказаться от поддержки курдов. Сначала намеками. Потом прямым текстом. Но Вашингтон демонстрировал явное пренебрежение интересами Турции. У Вашингтона в Сирии внезапно оказались собственные интересы, которые с интересами Анкары не просто не совпали — напротив, они им начали противоречить. Этим, кстати, США не только Эрдогану, но и всему миру, всем настоящим и потенциальным союзникам продемонстрировали, что они переступят через любого из них, если того будет требовать их стратегия в регионе. А то, что она может порой разворачиваться и вовсе на сто восемьдесят градусов, мы неоднократно могли наблюдать. И что лидеры, бывшие много лет в фаворе у США, внезапно оказывались кинутыми и оставленными один на один с собственным, уставшим от проамериканского диктата народом. Думаю, не доверять американцам есть повод у всех, даже у тех, кто числится в союзниках Вашингтона не один десяток лет. Другой вопрос, что далеко не у всех хватит смелости и наглости менять правила и пытаться играть по новым, собственным, выставляя США условия по ходу игры. Американцы этого не любят. PAX AMERICANA это PAX AMERICANA! Его должны уважать все. И внутри него не может быть какого-то отдельного немецкого, японского или турецкого мнения.
фото: globallookpress
С этими правилами до поры до времени никто не пытался спорить. И Эрдоган, наверное, не стал бы. И дело не в его османских амбициях и желании самостоятельно строить будущее региона, который он считал сферой своего безусловного влияния. То, что у него ничего не вышло ни в Сирии, ни в Ираке, то, что он не смог достичь своих целей по переформатированию Ближнего Востока под интересы Анкары — это, по сути, не самое страшное. Это можно пережить. Нельзя пережить другое — курдское государство. Вот самому государству Турции нельзя это пережить. Появление Курдистана — это смерть для Турции.
А американцы продемонстрировали, что им в общем-то плевать, будет ли Турция или нет. Что времена, когда Анкара нужна была в качестве военной базы и наместника в данном регионе, закончились. И теперь Вашингтон готов самостоятельно "рулить" на Ближнем Востоке. Кстати, то же самое было показано и Саудовской Аравии — второму старому союзнику Штатов.
Но даже это, как оказалось, не предел. Пределом стала попытка госпереворота, к которому американцы несомненно имели отношение. Даже если они и не готовили его напрямую, они о нем как минимум знали. Не могли не знать. Тем более что Гюлен — агент влияния не Турции, а США. Не думаю, что американцы действительно имели целью свержение Эрдогана. Они просто пустили на самотек. Свергнут — прекрасно, не свергнут — тоже неплохо. В последнем случае Султан получит хороший урок и сигнал о том, что не надо ничего ни требовать, ни даже просить у Вашингтона, и вообще не надо иметь своих, отличных от штатовских интересов. Даже у себя дома.
Эрдоган намек понял прекрасно. Не знаю, на самом ли деле рассчитывали в Вашингтоне, что теперь Султан станет шелковым. Получилось наоборот. Эрдоган не только громогласно и открыто обвинил США в причастности к перевороту (вот, ей-богу, не припомню, чтобы Вашингтону когда-либо предъявлял такие обвинения кто-то из американских союзников), но и начал требовать выдачи Гюлена.
Конечно, Эрдоган хотел бы заполучить Гюлена для расправы, чтобы надолго обезопасить себя и свою власть, ведь пока Гюлен жив и на свободе, спокойно спать турецкий лидер не сможет.
Еще важен другой момент: продемонстрировать Вашингтону, что Турция не позволит обращаться с ней как угодно, что она имеет свои интересы и готова отстаивать их даже ценой партнерских отношений с самим Вашингтоном. Именно поэтому требование о выдаче турецкого беглеца прозвучало в столь ультимативной форме. Отдайте Гюлена… или
Что "или" — пока не совсем понятно. Первое, что приходит на ум — это угроза выхода из НАТО, которую уже озвучил глава МИД страны Мевлют Чавушоглу.
фото: globallookpress
Я уже не раз писал, что гипотетический выход из НАТО будет тяжелейшим ударом для обеих сторон. Это почти то, что на военном языке называется недопустимыми потерями. Это как обмен ядерными ударами, который чуть было не случился во время "карибского кризиса". То есть обе стороны продолжают приближаться к опасной черте, угрожающе бряцая оружием, в глубине души надеясь, что противник в последний момент даст слабину и отступит первым. Иначе придется отступить самому – что будет равнозначно проигрышу. Вопрос только в том, как понять, где эта черта, переступив которую уже будет поздно? Где тот предел политики шантажа, где у оппонента не выдержат нервы, и он приведет в исполнение свою угрозу?
Опасная игра для обеих сторон. Еще опаснее ее делает то, что Эрдогану попросту нечего терять. Он только что пережил переворот, он должен мобилизовать нацию – иначе он потеряет почву под ногами. А почва горит в прямом смысле слова – на юго-востоке Турции идет полноценная война. Отступить Эрдоган не может. Он оказался в положении загнанной в угол крысы, которая свою жизнь продаст максимально дорого.
Но не могут отступить и американцы. Им, конечно, переворот не угрожает, да и пылающая земля далеко — за океаном. Но они не могут отступить просто потому, что не могут. Или это будут не американцы. Они всегда добивались своего. Одно единственное отступление — и их гегемония посыплется, как карточный домик. Это американцы любят требовать выдачи своих, да и не только граждан у всех подряд. Сами — не отдадут ни за что. Кстати, хочу напомнить, что именно дело Сноудена стало поворотной точкой в российско-американской "перезагрузке" еще до Украины. Украину оставалось только выдумать. Укрывание беглого разведчика Вашингтон простить Москве не мог. Это была кровная обида. Примерно как в тюрьме плюнуть сокамернику в суп.
Это если в общем, а если говорить о частном, то терять такой удобный рычаг воздействия на Анкару, как Гюлен, они ни за что не захотят
У Эрдогана оказался еще один козырь в кармане, который он, видимо, приберег для этого случая еще давно — союз с Москвой. Союз — не союз, альянс — не альянс, а пощекотать Вашингтону нервишки можно и нужно. К союзу с Москвой Анкару подталкивает множество факторов, сама логика исторического процесса. Но не последнее место в этом движении занимает желание Султана позлить американцев. Это примерно как прогуляться с новой женой на глазах у бывшей. Тем более что бывшая пока еще не совсем бывшая, пока даже разводный процесс не начался, но отношения уже никакие, и супруги вместе уже не живут.
фото: globallookpress
Американцы все поняли, устраивать скандал не стали. Но имущество свое решили забрать. Молча. А имущество — ни много ни мало — пятьдесят водородных бомб!
Это я, конечно, утрирую. Сравнение, может, не совсем корректное, но наглядное.
Анкара теряет статус стратегического союзника США в регионе, важнейшего звена североатлантической цепочки. Уже даже не важно, что эти бомбы морально устарели, и что современное оружие гораздо эффективнее. Важен факт: у Анкары вырвали ядовитые зубы. Пусть даже она ими никогда не пользовалась и в мыслях не допускала возможность использования. Просто этих зубов больше нет. Обычные — есть, кусайся сколько хочешь. Не смертельно.
США выдали Эрдогану желтую карточку за нарушение правил игры и споры с судьей. Это еще не красная. С поля Эрдогана пока никто не удаляет. Но следующая желтая станет красной. Теперь уже времени на раздумья относительно дальнейшей тактики поведения нет. Это раньше можно было делать небольшие шажки, как бы намекая Вашингтону, что я могу и дальше шагнуть. Теперь надо или шагать, или отступать назад.
Кстати, кому Вашингтон делает лучше, а? И к кому в объятия он толкает Анкару?
Помните, как некоторые прогнозисты живо описывали кошмар Эрдогна, когда на южных границах Турции появляется курдское государство, которое при полном покровительстве США начинает постепенно вгрызаться в турецкую территорию, пробивая себе выход к морю, через который, в довершение ко всему, пойдут нефтегазопроводы в обход Турции?
А как вам кошмар Обамы, когда Турция, Россия и Иран создают новый альянс в регионе, вырабатывают компромисс по Сирии и воплощают его? А ведь это будет крах американской политики! Если Турция закроет границу, а Россия увеличит свое присутствие в сирийском небе (уже увеличила) с помощью иранских аэродромов — это будет означать успех битвы за Алеппо и коренной перелом в войне, в которой Асад уже как минимум никуда не уйдет.
фото: globallookpress
Кстати, происходящее для Обамы уже кошмар и полный провал его политики, за что над ним постоянно подтрунивает Трамп. Никогда еще турецко-американские отношения не доходили до такого, да и вообще отношения с кем-либо из традиционных союзников. Никогда еще никто не разговаривал с Америкой языком ультиматумов!
Конечно, Эрдоган колеблется с границей: если он ее закроет, "зеленым" боевикам конец, а на их место придут курды. Но ведь американцы явно демонстрируют, что сценарий этот все равно осуществится, просто потому, что они так решили. И каждым своим шагом подталкивают Эрдогана сами понимаете куда.
Сразу после попытки переворота в Турции я писал, что трещина в чашке турецко-американской дружбы — это свершившийся факт. Только пока стороны будут обмениваться сигналами, этим все и будет ограничиваться. Я тогда задавался вопросом, удастся ли им на основе этих сигналов выработать какой-то компромисс, или сигналы все-таки перейдут к угрозам, до осуществления которых — рукой подать.
Мне одному кажется, что время сигналов прошло и пришло время действий? Ждем ответа от Анкары. Это уже должен быть конкретный четкий ответ. И жесткий, конечно.