Американцы пытаются вымести Россию со своего "заднего двора"
В среду, 26 июня, в Боливии случилась попытка государственного переворота. К счастью, она провалилась. К счастью – для самой Боливии, для России и для всего мира, которые стремится к установлению многополярности и выхода из-под опеки США, поскольку успех переворота мог бы свернуть Боливию с этого пути.
Все началось внезапно: военные собрались перед зданием правительства в фактической столице страны, Ла-Пасе, и предприняли попытку взять здание штурмом. Возглавлял их за день до этого отстраненный от командования армией страны генерал Хуан Хосе Суньига, который заявил о намерении "вернуть Родину", а также призвал "реконструировать демократию" и потребовал освободить политзаключенных.
После этого президент страны Арсе объявил о попытке переворота и обратился за поддержкой к международному сообществу, которое выразило солидарность с законными властями, причем с осуждением переворота сразу выступили ООН и Евросоюз.
Далее события развивались так: Сунига в сопровождении соратников вошел в здание правительства, где провел переговоры с президентом. О чем они договорились – неизвестно, но вскоре после того, как он покинул помещение, появилась информация о том, что он и еще двое генералов арестованы, а Арсе привел к присяге новое руководство вооруженных сил. После этого новый командующий армии Хосе Уилсон Санчес Веласкес отдал приказ всем военным, которые заняли площадь перед правительством, вернуться в свои подразделения, а министр обороны Эдмундо Новильо заявил, что власти держат вооруженные силы страны под полным контролем.
Попытка переворота оказалась практически бескровной, хотя, как сообщил глава МВД Карлос дель Кастильо, как минимум девять человек были ранены. Тем не менее это не освобождает организаторов от ответственности – Суниге теперь грозит до 20 лет заключения, как минимум 17 человек задержаны по этому делу.
Давайте попытаемся разобраться, что это было?
Сразу бросается в глаза ряд странностей. Во-первых, сам факт того, что обошлось без жертв, говорит о том, что заговорщики не были настроены решительно. Во-вторых, не очень понятно, чего они добивались? Лозунги прозвучали какие-то мутные. Что значит "вернуть Родину" и каким образом следует "реконструировать демократию" – не уточнялось. Более или менее ясно только с освобождением политзаключенных. К слову, бывший и.о. президента в 2019-2020 гг., находящаяся в тюрьме Жанин Аньес, чьего освобождения, в частности, требовали военные, переворот не только не поддержала, но и осудила, что говорит об отсутствии какой-либо координации и вообще должной подготовки.
Непонятно, и каким видели генералы будущее страны. Сначала было объявлено, что Арсе остается президентом. Более того, Сунига заявил, что якобы глава государства сам попросил его организовать переворот, поскольку жаловался на падение популярности.
Заявлениям о том, что президент Боливии Луис Арсе инициировал попытку госпереворота, не хватает правдивости и честности, рассказал на следующий день в интервью РИА Новости министр обороны Эдмундо Новильо. По его словам, Сунига хотел стать незаконным президентом Боливии.
Странно, он хотел, конечно. Может, рассчитывал, что его поддержат все силовики, и просчитался? А может, думал, что власти испугаются и сдадутся без боя? А может просто им двигала обида за снятие с должности, и он хотел устроить "цирк" напоследок?
Версий много. Но есть ощущение, что попытка переворота была инспирирована внешними силами. Вот тот же Новильо убежден, что ее могли спровоцировать извне.
"Мы не исключаем, что все это было подстегнуто, продиктовано внешними интересами. Этого мы не исключаем. По отношению к нашей стране всегда присутствовал интерес контролировать политическую силу, чтобы разграбить природные ресурсы. В настоящее время (основной) интерес – это литий. <...> Мы не исключаем, что эти действия были подстегнуты извне, чтобы сломить нашу демократию", – рассказал он.
Действительно, боливийский литий не дает покоя многим. Запасы этого металла в стране оцениваются в 21 млн тонн – это крупнейшие (почти четверть всех) запасы на планете. За литий ведется ожесточенная борьба между ведущими мировыми державами, ведь он необходим для аккумуляторов. А провозглашенный Евросоюзом "зеленый курс", по ожиданиям экспертов, должен привести к резкому спросу на электромобили по всему миру. Только в Европе количество используемых электрокаров должно достигнуть 40% от общего объема эксплуатируемых автомобилей к 2030-му году. Кроме того, литий необходим для изготовления батарей для гаджетов – самых распространенных на планете предметов.
Напомню, что в декабре 2023 года "Росатом" и боливийская государственная компания YLB подписали соглашение о начале совместной разработки месторождений лития, что могло дать США повод поспешить со сменой власти в Боливии.
Интересное совпадение. Предыдущая попытка переворота в Боливии, приведшая к кратковременному успеху проамериканских сил, состоялась менее чем через неделю после того, как тогдашний президент страны Эво Моралес отменил сделку по литию с транснациональной компанией" ACI Systems Alemania (ACISA) о разработке залежей лития. Ранее он провозгласил курс на индустриализацию Боливии, и что литий будет экспортироваться только в составе готовой продукции.
Но дело не только в этом. США в принципе не нравится боливийский режим – социалистический и подчеркнуто антиамериканский, правящий страной уже 19 лет. Став президентом в 2004-м году, лидер социалистов Эво Моралес пошел по пути Кастро на Кубе и Альенде в Чили – национализировал собственность транснационального капитала, осуществив в стране серьезные социальные реформы, итогом чего стал серьезный рост – страна из беднейшей на континенте превратилась в одну из самых быстроразвивающихся экономик. Бедность сократилась в два раза, ВВП вырос – в четыре, средняя зарплата стала одно из самых высоких в регионе.
А в прошлом году Боливия заявила о намерении вступить в БРИКС. Тогда же президент Арсе впервые посетил форум этой организации. А совсем недавно он побывал на Петербургском международном экономическом форуме. Вернусь к интервью Эдмундо Норильо. По его словам, визит Арсе на ПМЭФ мог не понравиться отдельным странам и стать одним из причин, приведших к попытке госпереворота.
Американцы такого не прощают. Как все знают, Альенде за это убили, на Кастро было совершено несколько сотен покушений.
Серьезную попытку свергнуть MAS (партия Движение за социализм) они предприняли в ноябре 2019-го, использовав классический предлог, с которого обычно начинаются почти все цветные революции – якобы сфальсифицированные выборы. Только это была не классическая цветная революция, а военный переворот, что более свойственно латиноамериканской специфике. "По настоянию военных", Моралес подал в отставку и покинул страну.
Правда, распоряжалась в Боливии победившая проамериканская администрация недолго. Очевидно, решив, что время пиночетов прошло, они решили провести свободные выборы, на которых народ сказал свое слово, вернув к власти представителя MAS, соратника Моралеса – Луиса Арсе. Многим уже тогда было ясно, что Вашингтон захочет взять реванш и предпримет новую попытку сменить власть в Боливии.
Кстати, перевороты и даже гражданские войны сотрясали Боливию весь XX век: 1920, 1930, 1934, 1936, 1937, 1943, 1946, 1949, 1951, 1952, 1958, 1959, 1964, 1969, 1970, 1971, 1974, 1978, 1979, 1980, 1981, 1984. Впечатляет, правда?
Подобные картины можно было наблюдать по всему континенту. Все это стало результатом антиколониальной борьбы населения латиноамериканских стран с навязываемыми США колониальными администрациями. Еще в 1823 году президент США Джеймс Монро сформулировал свою знаменитую доктрину, согласно которой весь американский континент провозглашался зоной, закрытой для вмешательства европейских держав, т.е. США в одностороннем порядке, не спросив никого, объявили обе Америки своим "задним двором", а себя – вершителем судеб трех десятков стран. И если в XIX веке им еще приходилось конкурировать с европейскими колонизаторами, то в XX они начали хозяйничать по полной, приводя к власти в разных странах лояльных себе людей – где –то на выборах, где-то путем переворотов. А где-то – организуя откровенную интервенцию и оккупацию.
Вот лишь краткий список стран, куда они вторгались: Куба (1906, 1917), Никарагуа (1912), Гаити (1915, 1994), Доминиканская республика (1916, 1965), Сальвадор (1969, 1977). Гренада (1983), Панама (1989). А вот список переворотов, к которым так или иначе причастен Вашингтон: Гватемала (1954), Эквадор (1961) Бразилия (1964), Чили (1973), Аргентина (1976).
В 2019-м они попытались свергнуть президента еще одной давно мозолящей им глаза страны – Венесуэлы, правда, эта попытка с треском провалилась. Зато в том же году они сполна отыгрались в Боливии.
Стоит отметить, что далеко не всегда американцы действуют насильственными методами. Латинская Америка вообще специфический регион, где у власти регулярно сменяют друг друга правые (сторонники американского глобализма) и левые (сторонники социализма и суверенитета). Иногда и на вполне демократических выборах. Такой маятник уже в наше время можно наблюдать в новейшей истории Бразилии, где правящих с 2003-го года левых в 2019 сменил ультраправый Жаир Болсонару, просидевший, правда, всего один срок и уступив новому-старому левому президенту да Силве. Похожая ситуация в Аргентине – там с 2003-го по 2023 (с перерывом в 2015-2019 гг) правил левый клан Киршнеров, проигравший в итоге ультраправому Хавьеру Милею.
Впрочем, можно предположить, что и в Аргентине повторится "бразильский сценарий", и левые возьмут реванш на ближайших выборах. Пока что новый президент ведет страну по пути потакания американским ТНК, остановил ее движение в БРИКС, так что Вашингтон может праздновать победу. Вопрос: надолго ли?
Вопросов много: где проамериканский переворот случится в следующий раз, удастся ли обойтись без пиночетовского террора, а где наоборот – к власти придут сторонники суверенитета и сближения с Россией и Китаем. Конца этому не видно. Особенно, если на президентских выборах в США этой осенью победит Дональд Трамп, который менее склонен заниматься европейскими делами, зато, очевидно, с воодушевлением будет реализовывать "доктрину Монро". В Боливии, на Кубе, в Венесуэле и Никарагуа от него точно ничего хорошего не ждут, что провоцирует еще более тесное сближение с Москвой – вплоть до появления российской военной базы на "заднем дворе" США…