Version: 0.1.0

Моди на Украине спасает мир или Индию?

Дмитрий Родионов
Политолог Дмитрий Родионов о смыслах миротворчества стран Глобального Юга.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди на минувшей неделе посетил Украину. В ходе встречи с президентом Владимиром Зеленским он поручил ему начать диалог с Россией, чтобы положить конец конфликту, и предложил себя в качестве "друга-посредника".

Оба лидера назвали визит историческим. "Этот визит очень дружественный и важный для всех украинцев", – подчеркнул Зеленский.

Почему этот визит действительно если не исторический, то как минимум знаковый? Ведь с самого начала было ясно, что от него не стоит ждать каких-то решений, а "поручения" Моди Киев просто проигнорирует.

Несмотря на слова самого Моди о том, что он приехал по приглашению Зеленского, это не так. Вернее, едва ли Моди делает это исключительно по приглашению просроченного украинского президента, который постоянно зовет к себе мировых лидеров и использует любую возможность визитами глав иностранных государств продемонстрировать якобы их поддержку Украине. Разумеется, речь об инициативе самого Моди.

Стоит отметить, что лидеры стран Глобального Юга с самого начала СВО проявляют заметную миротворческую активность в направлении украинского конфликта. Давно представили свои мирные инициативы Китай, Бразилия, ЮАР. Индия все это время оставалась как бы в тени.

При этом никто из лидеров стран БРИКС с начала СВО не посещал Украину с официальным или государственным визитом, не считая поездки главы ЮАР Сирила Рамафосы в рамках Африканской миротворческой миссии на Украине. Моди тут первый.

Обращает на себя внимание еще и тот факт, что он первым из мировых лидеров вообще (не только незападных) посещает Киев после акта агрессии ВСУ в Курской области, что приковывает к этой поездке еще больше внимания мировых СМИ, чем если бы она состоялась в "обычное" время.

Можно было бы предположить, что Моди специально ждал этого момента, чтобы эффект от поездки был максимальным. Ведь если бы на фоне резкого витка эскалации ему удалось усадить стороны за стол переговоров – это был бы грандиозный успех, который значительно повысил бы его вес в международной политике.

Впрочем, визит этот готовился давно, информация о его подготовке просочилась в СМИ в конце июля. А в начале июля Моди ездил в Россию, чем вызвал гнев как на Украине, так и на Западе. Так что поездка в Киев – своего рода "компенсация", попытка показать нейтральность, тем более что ранее Моди отказался от участия в "саммите мира" в Швейцарии, хотя именно на Индию как на наиболее "нейтральную" страну БРИКС организаторы возлагали больше всего надежд.

Едва ли Моди и впрямь пытается "оправдаться" (не перед Украиной, разумеется, а перед Западом), однако Индия действительно всегда была наиболее "нейтральной" страной Глобального Юга, старающейся поддерживать хорошие отношения как с Москвой, так и с Вашингтоном, в отличие от своего главного конкурента – Китая, который, по мнению Запада, однозначно встал на сторону Москвы.

Извечная конкуренция с Пекином, кстати, еще одна из важных мотиваций для Нью-Дели. Китай слишком активен на украинском треке, и оставаться в стороне для Индии означает признать превосходство Поднебесной на международной арене в целом.

Но важней всего, на мой взгляд, именно продемонстрировать США, с которыми власти Индии активно заигрывают (в пику тому же Пекину), свою лояльность.

Тем более что внутренняя ситуация в самой Индии и у ее соседей для Моди, мягко говоря, не самая безоблачная.

В начале июня правящая партия Индии "Бхаратия джаната парти" вновь выиграла местные парламентские выборы, но при этом показала наихудший результат за 15 лет и впервые за три электоральных цикла не набрала парламентское большинство, необходимое для самостоятельного формирования правительства. Необходимую для этого отметку в 50 процентов БДП преодолела лишь вместе с партнерами по правящей коалиции – Национальному демократическому альянсу, таким образом впервые став заложницей этой самой коалиции, развал которой может спровоцировать серьезный политический кризис.

На этом фоне укрепила свои позиции оппозиция, сделавшая ставку на социально-экономические вопросы в противовес вопросам традиции, на которые опирался Моди и его партия. Лидер оппозиционного Индийского национального конгресса Джайрам Рамеш тогда назвал итоги выборов "моральным поражением" правящей партии и предложил Моди "собрать сумки и отправиться в Гималаи". После выборов один из лидеров ИНК выходец из влиятельного политического клана Неру – Ганди, Рахул Ганди, впервые за 10 лет возглавил парламентскую оппозицию в парламенте, что говорит о том, что противники Моди намерены и дальше консолидировать усилия против него, а значит, спокойной жизни у него не будет, даже если не произойдет никаких потрясений и страна не столкнется с перспективой досрочных выборов.

Еще один болезненный удар Моди получил в соседней Бангладеш, считающейся сферой влияния Нью-Дели. Там в начале августа произошел госпереворот – в результате массовых протестов премьер-министр Шейх Хасина ушла в отставку и улетела в Индию.

Стоит отметить, что это произошло вскоре после того, как правящая партия "Авами лиг" уверенно победила на выборах, а Шейх Хасина в четвертый раз подряд возглавила правительство страны. Многие эксперты склонны экстраполировать эту ситуацию на саму Индию.

Кроме того, бросается в глаза характерный "цветной" сценарий переворота, что намекает на причастность США и их союзников, которые до этого открыто призывали к отставке Хасины. Очевидно, Моди мог воспринять это как сигнал самому себе со стороны Запада и теперь ищет способы доказать свою лояльность.

Впрочем, стоит отметить, что индийский лидер и безо всяких сигналов ранее отлично ладил с США, те же в свою очередь всегда рассматривали Индию как противовес Китаю и один из военных форпостов в регионе (Индия даже входит в созданный США военный блок – QUAD, который считают инструментом гипотетической войны против Китая в АТР). И если Пекин демонстрирует нежелание контактировать с Киевом, то для Нью-Дели вполне логично сделать наоборот.

Будет ли реальный результат у этой поездки?

В международной политике нередко он и не требуется, достаточно нужной "картинки". Примером такой "картинки" может служить совершенно не имеющая никаких последствий, но крайне резонансная встреча в 2019 году тогдашнего президента США Дональда Трампа с северокорейским лидером Ким Чен Ыном. Вот и Моди важно продемонстрировать активность и готовность содействовать разрядке в диалоге со всеми сторонами – опция, недоступная как Западу, так и Китаю. Индия тут как бы выступает наиболее нейтральным арбитром из всех возможных, единственный игрок, остающийся "над схваткой" на все сто процентов.

Едва ли Моди рассчитывает на реальный результат, но для него "победой" будет уже заявление Москвы о готовности обсуждать ситуацию, что на фоне событий в Курской области выглядит уже фантастическим – ряд российских официальных лиц уже сделал заявления о том, что теперь-то никакие переговоры невозможны.

На этом фоне Индии и никакой мирный план не нужен, достаточно заявить, что он у нее есть. Это уже продемонстрирует не только отличие от стран Запада, вставших на путь однозначной конфронтации , но и готовность разбираться в перипетиях чужих конфликтов, чем тоже мало кто в мире может похвастаться. Если же такой план и появится, надо понимать, что если даже не связанный "дружбой" с Западом Китай не смог предложить ничего реалистичного, попытавшись совместить несовместимое: безопасность России и "территориальную целостность" Украины, то Индия тут уж точно ничего не предложит…

Ничего не имеем против миротворчества наших партнеров, если они и впрямь верят в успех этого безнадежного дела. Тем более если это помогает им укрепить позиции. Но переговоров и впрямь больше не будет, кто бы об этом ни просил. Только если о месте и времени капитуляции киевского режима.