Трамп вступает в игру
15 ноября началась масштабная военная операция в Сирии. Вооруженные силы России начали наносить удары по террористам в сирийских провинциях Идлиб и Хомс. Причем впервые в новейшей истории был применен даже авианосец "Адмирал Кузнецов". Были задействованы и береговые ракетные комплексы "Бастион" и уже хорошо зарекомендовавшие себя "Калибры". Журналисты назвали это "Большой операцией". В то же время ВВС Сирии нанесли точечные удары по огневым позициям террористов в восточных районах Алеппо.
Многие эксперты тут же поспешили заявить, дескать случилось то, чего следовало ожидать сразу после выборов в США: Москва решила воспользоваться и решить под шумок в Сирии все свои дела. Ждала до объявления итогов голосования, чтобы не дать повода "антироссийскому кандидату" для очередных обвинений в адрес оппонента, — мол, смотрите, что ваш Путин делает, а вы его поддерживаете.
Впрочем, Москва выждала ту необходимую тактичную паузу длиной в неделю. И характерно, что операция началась на следующий день после телефонных переговоров Путина с избранным президентом США. Еще одна характерная деталь: только о переговорах с российским лидером в виде отдельного пресс-релиза сообщили в команде Трампа, хотя тот и до этого провел немало переговоров и сейчас продолжает, даже с настырным Порошенко успел пообщаться…
Думаю, теперь Пескову не стоит утруждать себя пояснениями журналистам на тему того, о чем говорили Путин и Трамп. В принципе, то, что нужно было сделать в Сирии, нужно было бы сделать при любом исходе выборов. Просто до выборов это могло бы на полном серьезе повлиять на их результат, а с новым президентом лучше сразу расставить все точки над i, чтобы не начинать новую страницу российско-американских отношений с недопонимания.
Фото: Globallookpress
Конечно, для этого необходимо сначала перевернуть старую страницу, ведь Трамп пока еще не президент ни де-юре, ни де-факто. А с Обамой у нас недопонимания выше крыши. И реакция официального Вашингтона, тут же обвинившего Москву в том, что та разбомбила какую-то больницу в Алеппо, где, к слову, работали исключительно сирийские ВВС, — понятна и предсказуема. Как и сегодняшнее решение нижней палаты Конгресса продлить санкции против тех, кто поддерживает Сирию, — т. е. против нас и Ирана. Тут пока ничего не изменилось и уже не изменится за оставшиеся до конца президентства Обамы два месяца.
А вот недопонимания с Трампом, судя по всему, не будет. Он уже неоднократно давал понять то, что у него в Сирии иные приоритеты, нежели у Обамы, как в бытность кандидатом, так и за последнюю неделю. В первом после избрания интервью The Wall Street Journal Трамп заявил, что в Сирии видит главной целью вовсе не свержение Асада, а борьбу с ИГИЛ, и готов в этом взаимодействовать с Россией.
Но так ли будет, когда он станет президентом официально? Многие эксперты обращают внимание на полную неопытность Трампа в политике, это может быть компенсировано тем, что тот станет во всем слушать своих советников и поступать только так, как они ему скажут, в отличие, кстати, от Клинтон и Обамы. В том, что ему насоветуют советники из числа республиканских "ястребов", можно не сомневаться. Уже сегодня Пентагон, ЦРУ и прочие ведомства озабочены промывкой мозгов нового президента, цель которой — убедить в том, что на самом деле Путин плохой парень, Россию нужно сдерживать всеми доступными методами, в том числе ядерным оружием, а все предвыборные обещания Трампа — так это от неопытности и незнания ситуации. Думаю, Трамп действительно пока еще плохо понимает ситуацию в той же Сирии, а тем более — на Украине, суть конфликта в которой ему вряд ли вообще интересна, как и ее месторасположение на карте.
Фото: Тwtter
Стоит иметь в виду, что давление на Трампа будет реально жесточайшим. Во-первых, это давление со стороны собственной партии, от которой он крайне зависит сейчас, пока еще не стал президентом и ждет хоть формальной, но все же необходимой процедуры голосования выборщиков, но будет зависеть и после инаугурации. Учитывая, что Трамп, по мнению многих сенаторов из "старинных политических династий", которые в политике, что называется, с младых ногтей, — наглый выскочка, которого нужно жестко поставить на место или, как минимум, "приручить" (выражаясь словами колумниста Washington Post Джексона Дила в статье под названием "Два вызова для Трампа" — к ней мы еще вернемся), ему будет непросто взаимодействовать с Конгрессом. Слухи о возможных назначениях таких фигур из правого лагеря, как Рудольф Джулиани, который на днях заявил, что Вашингтон должен сдерживать нарастающее влияние Москвы на международной арене с помощью военной силы, или тем более — Ньют Грингич, которых вряд ли можно назвать друзьями России, а тем более Ирана или Сирии, — это тревожный звоночек для тех, кто с открытым ртом ждет, когда Трамп начнет выполнять обещанное от а до я.
Второе — давление со стороны транснационалов, в первую очередь, финансовых кругов, которые, хоть и проиграли, поставив на Клинтон, все же проигрывать не любят и не умеют и будут пытаться обернуть поражение в победу: т. е. приручить Трампа — с неменьшим рвением. О том, что в их интересы никак не вписывается прекращение войны на Ближнем Востоке, думаю, говорить излишне.
Наконец, не стоит забывать о тех людях по всему миру, которые кормятся от нынешней экспансионистской политики США и борьбы с мифической "российской угрозой", — это, прежде всего, чиновники НАТО, такие как Столтенберг или министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен, которые сразу же, буквально перебивая друг друга бросились убеждать Трампа в том, что не надо ничего менять, что североатлантическое единство превыше всего и т. д. Это же касается и сугубо "мирных" представителей европейской элиты, которым осуществление планов Трампа — т. е. реальный отказ США от роли "мирового полицейского", — не сулит ничего хорошего в плане личной власти; да что тут говорить: речь буквально обо всей правящей евробюрократии, которая уже почувствовала, как у нее под ногами задымилась земля и как она может совсем уйти из-под ног уже на ближайших выборах.
Фото: Globallookpress
Иными словами, опеку над Трампом сейчас возьмет вся верхушка старого мира, которая отчаянно не хочет меняться. Удастся ли ей переубедить неопытного в политике президента? Или же Трамп сам, опасаясь судьбы Кеннеди, не станет выходить за флажки и, если и будет делать что-то, способное нарушить существующий баланс, то будет делать это крайне осторожно?
Да, Трамп неопытен в политике и действительно нуждается в советах. Да, советы, которые он получит, предсказуемы. Да, будет сильнейшее давление со всех сторон. Но все же нужно понимать, что советы — лишь инструмент достижения цели. А цель для президента проста как три копейки: обеспечить в кратчайшие сроки (до начала новой президентской кампании) реальные улучшения внутри страны. Стараясь, безусловно, не нарушать баланс сложившегося в мире политического равновесия — по возможности, конечно. Мировой революции, которую многие ждут от Трампа, разумеется, не будет. Но достижение цели непременно потребует сбрасывания балласта, ибо вытянуть этот балланс, не скатившись в полную катастрофу, Америке при нынешних раскладах уже не под силу. Если, конечно, не начинать третью мировую, на которую Трамп не пойдет.
Балластом в данном случае является не только Украина, но и Сирия. Нет, выкинуть за борт Украину Трампу будет намного проще — там у него вообще никаких интересов, кроме интереса "продать" ее России как можно дороже. А вот интересов на Ближнем Востоке много. И не только у США, но и у многих других, кому отчаянно не понравится, если Америка оттуда уйдет.
Такой расклад, кстати, описывает Дил в своей статье: уход Вашингтона из Сирии крайне огорчит Саудовскую Аравию и Иорданию, для которых гражданская война в Сирии — это их личная война с Ираном. Впрочем, это как раз вряд ли сильно беспокоит Америку. Тем более что Обама уже успел испортить идиллию в отношениях с нефтяными королями, существовавшую за годы до этого. Тем более что именно Обама, вернее Клинтон, стоит за "арабской весной", которая вполне себе могла проникнуть к саудитам. Есть даже информация, что Клинтон именно это ставила целью и что, якобы, ИГИЛ было создано для конечной цели — экспансии на юг (согласно некоторым теориям, Россию как раз таки позвали в Сирию для того, чтобы выдавить оттуда ИГИЛ ее руками, — но это, как говорится, другая история).
Впрочем, политика Обамы в Сирии в итоге привела интересы Вашингтона, Эр-Рияда и Анкары к консенсусу. Трампу на это явно наплевать, тем более что он уже намекнул: Штаты начнут уменьшать импорт нефти и развивать экспорт, что будет крайне болезненным ударом для монархий Залива.
Фото: Globallookpress
Что касается интересов Анкары, то с ними у Трампа вообще не должно быть противоречий. Старых обид нет (не считая так и не выданного Гюлена), Трамп уж точно к заговору против Эрдогана отношения не имеет. Учитывая то, что Анкара, судя по всему, все же договорилась с Москвой о разделе сфер влияния при условии того, что Асад никуда не уйдет, а туркам никто не будет мешать ломать курдов, Эрдогана возможный выход США из игры никаким образом не беспокоит — он свое уже получил.
Но есть еще один игрок, которому новая политика может сильно не понравиться, — Израиль. Отметим, что Нетаньяху был одним из первых, с кем пообщался Трамп после избрания. Это говорит о том, что Трамп не собирается изменять главной ближневосточной константе Америки — защите Израиля. Израиль с самого начала был в одном окопе с саудитами и, как это ни парадоксально, с террористами, охотно предоставляя им возможность укрыться, зализать раны и вернуться продолжать войну против Асада, то есть против Ирана, в понимании Израиля. Сохранение Асада у власти Израилю сильно не понравится, как и сам факт разрыва американо-суннитского союза.
Впрочем, Израиль можно задобрить другим способом — отменить "ядерный пакт" с Тегераном. О намерении сделать это Трамп говорил еще будучи кандидатом, называя сделку, заключенную Обамой, "самой плохой в истории".
Фото: Globallookpress
Во-вторых, это может вызвать дополнительные осложнения не только с Россией, но и с Китаем, и с Европой. Даже уходящий Обама обратил особое внимание преемника на то, что выход из сделки повлечет наложение санкций на тех, кто из нее не вышел, — а это Россия, Китай, Великобритания, Германия и Франция. Это характерный пример того, как масса порой взаимоисключающих популистских предвыборных обещаний может завести внешнюю политику нового президента в полнейший тупик.
Но вернемся к Сирии. Думаю, опасность дальнейшего продолжения нынешней политики, связанной с неизбежной поддержкой как ИГИЛ, при лишь симулировании борьбы с ним, так и других террористических группировок, понимал и Обама. Вообще, вся эта ближневосточная авантюра, вся эта игра в "арабскую весну" — задумка транснационалов и личное "достижение" Клинтон. Обама и в Ливию-то входить упирался. Тем не менее, коней на переправе не меняют, к тому же Обама повязан во всех этих международных преступлениях. А еще, поддерживая "Джебхат ан-Нусру" — как филиал "Аль-Каиды", — он косвенно повязан и в терактах 11 сентября 2001 года, и даже уничтожение Бен Ладена, что американский президент тогда записал в личные достижения, не оправдывает его.
Видимо, поэтому Обама и отдал приказ уничтожить главарей "Ан-Нусры". Наши СМИ уже назвали это "заметанием террористических следов". По сути, это так и есть: Обама именно заметанием следов сейчас занимается. И ему очень важно сделать это до 20 января, как и попытаться взять Мосул любой ценой, чтобы хоть как-то оправдаться. И если Мосул — это просто уже мало что решающий бонус, не успеют взять, да черт бы с ним, — то с "Ан-Нусрой" все серьезнее.
Отношения с "Нусрой", вернее с ее материнской структурой "Аль-Каидой", — для американских политиков больная тема. 11 сентября — это личная трагедия каждого американца, и любой, заподозренный в сотрудничестве с этой организацией, — предатель. При этом опека, которую американские спецслужбы предоставляли "Ан-Нусре" в Сирии, — на виду у всего мира. Американцы как только не выгораживали своих подопечных. Пытаясь записать их в "умеренные", даже ребрендинг им организовали, переименовав в "Джебхат Фатх аш-Шам", Обама до конца сопротивлялся требованию Москвы назвать вещи своими именами и начать с ними борьбу, как с ИГИЛ, — это отняло у САА кучу драгоценного времени и привело к новым жертвам среди сирийцев (страданиям, как любят говорить американцы). Видимо, теперь Обама понимает, что связи Вашингтона с террористами (которые, подчеркну, и так давно секрет Полишинеля) могут очень здорово аукнуться ему, ведь, повторю: для американского обывателя "Аль-Каида" может оказаться намного страшнее ИГИЛ.
Фото: georgetownsecuritystudiesreview.org
Кстати, Обама на первой пресс-конференции после президентских выборов заявил, что главным приоритетом для обеспечения национальной безопасности страны является борьба с ИГИЛ. Не с Асадом. Симптоматично.
Вернемся к Трампу. Трамп ничем не повязан. Пока, во всяком случае. Ни кровью, ни деньгами, ни обязательствами. Какое ему дело до "Ан-Нусры" и других группировок? Для него они все одинаковы. И в целесообразности дальнейшего кормления этой публики он, мягко говоря, сильно сомневается, о чем и заявляет в интервью на утреннем шоу телеканала CBS:
"А почему мы их поддерживаем? Мы даже не знаем, кто эти люди. Я разговаривал с генералами, и они заявляли мне, что мы отдаем снаряжение, которое стоит миллиарды долларов, людям, о которых мы совершенно ничего не знаем..."
Понятно, что "публика" эта кормится не только в Вашингтоне, но и в Эр-Рияде и в Анкаре. Что касается Турции, то опять же, мы не знаем деталей ее соглашения с Россией. Если действительно имеет место обмен развязывания рук в Сирийском Курдистане на поддержку террористов Алеппо, а возможно и в Идлибе, с оставлений этих территорий Асаду, то дела "умеренных" очень плохи.
Еще раз подчеркну: поддерживать их еще не запятнанному политику Трампу — опасно, а бизнесмену Трампу просто невыгодно и глупо. Вот уже интересное:
"Избранный президент США Дональд Трамп может возобновить договоренности, достигнутые с РФ в сентябре, по совместным авиаударам по террористам в Сирии", — сообщает издание Washington Times со ссылкой на представителей Пентагона и Госдепа.
Фото: Globallookpress
"Представители армии и дипломаты заявляют, что готовы придерживаться любой политики, которую задаст новая администрация, но близкие к ситуации источники говорят, что скорейшее сотрудничество с Москвой будет сосредоточено на возрождении плана администрации Обамы по совместным с Россией авиаударам в Сирии", — сообщает издание.
"Представитель Госдепа напомнил, что план, который был представлен в сентябре и включал создание cовместного исполнительного центра РФ и США для планирования ударов по объектам боевиков, вероятно, будет представлен новой администрации".
Это речь о том плане Керри — Лаврова, от которого американцы сами отказались после ряда собственных же провокаций.
Президент России Владимир Путин и избранный президент США Дональд Трамп в телефонном разговоре разделили мнение о необходимости объединения усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.
И вот еще один момент. Трамп не против Асада. Он говорит, что тот, может, и "плохой парень", но те, которых Америка поддерживала до сих пор, они, возможно, еще хуже.
А ведь именно уход Асада был главной задачей уходящей администрации США в Сирии. Не фигура Асада смущала транснационалов, развязавших войну, а сам факт стабильности в Сирии, которую нужно было любой ценой разрушить. А для политиков "Асаддолженуйти" стало главным заклинанием, на которое и работала вся пропагандистская машина. Обама просто не мог публично признать, что он оказался не прав, обвиняя во всем Асада, — это было крахом всей его внешней политики. А вот Трампу нечего стыдиться и скрывать от общественности. Для него Асад хоть и "плохой парень", но он борется с террористами, как до этого боролся Хусейн.
Фото: Globallookpress
"Если бы мы не делали ничего, если бы наши политики поехали на пляж и наслаждались бы солнышком, наше положение сейчас было бы куда лучше, чем оно есть на самом деле. Саддам Хусейн не был хорошим парнем, но он убивал террористов. Теперь Ирак стал Гарвардом для террористов. Хотите стать террористом? Поезжайте в Ирак, они вас научат. Саддам Хусейн был плохим парнем, но он, помимо всего прочего, блокировал Иран. И как только вы выбили этот сегмент, все это… Я, кстати, говорил об этом в 2003-2004 годах. Я был против войны. Я предупреждал, что на Ближнем Востоке начнется полный хаос.
Раньше они все время сражались, но не могли сдвинуться с места, — три метра туда, три метра обратно. А теперь Ближний Восток полностью дестабилизирован, поскольку мы вышибли один из блокирующих элементов", — говорит Трамп в интервью на том же CBS.
То есть главный политический интерес США в Сирии с повестки дня снимается. Что остается?
Остается то, о чем я уже говорил, — интересы глобалистов, которым выгоден хаос в регионе и продолжение экспансионистской политики США. На другой чаше весов — предвыборные обещания, цель — избавить Америку от "токсичных активов" и стремление присвоить лавры победителя международного терроризма, окончательно закрыв для Америки кровавую страницу 11 сентября. Что в итоге выберет Трамп — вернее, чьи интересы возьмут в итоге верх в Белом доме, — вот вопрос. До тех пор пока не будет сформирована окончательно новая администрация и мы не увидим первых шагов, — это гадание на кофейной гуще…