Version: 0.1.0

Русофобия ПАСЕ наказуема рублем

Дмитрий Родионов

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла предложенную литовским парламентарием Игидиусом Варейкисом резолюцию "О гуманитарных последствиях войны на Украине".

Разумеется, резолюция касается не столько Украины, сколько России. В ней содержится призыв к Москве "прекратить финансовую и военную поддержку" самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Конкретнее, в ней сказано, что Россия должна прекратить признавать документы, выданные на неподконтрольных Киеву территориях, "освободить и обменять всех военнопленных и захваченных лиц" и создать совместную рабочую группу для решения проблемы пропавших без вести, в которую должны войти представители Украины, России, Международного комитета Красного Креста, а также ДНР и ЛНР, открыть новый КПП в поселении Золотое Луганской области. Ну и наконец, Россию просят соблюдать права человека в Крыму, снять "запрет на меджлис крымских татар" и предоставить международным организациям "беспрепятственный доступ" на полуостров.

Хочется ответить коротко по всем пунктам данной резолюции.

Во-первых, Россия никому ничего не должна. Тем более ПАСЕ, где нашу делегацию лишили права голоса еще в 2014 году после референдума в Крыму.

Мало того, что они лишают нас права голоса и принимают без нас направленную против нас резолюцию, так они еще и требуют уплатить взносы. Извините, уважаемые, но это предел наглости!

Во-вторых, Россия сама решает, кого ей поддерживать, а кого нет. Что касается военной поддержки республик Донбасса, то ее прекратить будет проблематично хотя бы потому, что ее нет. Я понимаю, что в Европе до сих пор верят, что в Донбассе против ВСУ воюет российская армия и эшелоны с танками и артиллерией идут через границу круглосуточно. И они требуют это прекратить. А как можно прекратить то, чего нет? Может, вы еще потребуете убрать войска с Марса? Ну-ну, требуйте.

Что касается финансовой поддержки, то не принял ли Киев на днях закон, в котором означенные территории объявлены "оккупированными Россией", а значит, Россия несет ответственность за них?

А если серьезно, Украина сама бросила на произвол судьбы эти территории и этих людей, обложила блокадами, прекратила денежные выплаты, обрезала всю социалку. Почему бы ПАСЕ не озаботиться этим натуральным геноцидом, раз уж очевидность обстрелов они не замечают. То, что регион пытаются экономически удушить, тоже незаметно, да?

То же самое с документами. Признание Москвой документов ДНР и ЛНР — вынужденный шаг, единственный возможный вариант выжить для миллионов людей, которых фактически заперли в осажденных республиках. Это был шаг навстречу простым людям, которые не звали к себе войну и блокаду и которых в упор не желают замечать в ПАСЕ и других авторитетных международных организациях.

Что касается обмена пленными и открытия дополнительных КПП, то это тоже надо адресовать Киеву, который не первый год занимается саботажем этих процессов. Мы что могли, сделали. Если бы не наше посредничество, обмен пленными в конце прошлого года вообще не состоялся бы. Повлиять на Киев мы не можем. Зато может Запад. Но почему-то упорно возлагает все эти задачи на Россию в своих резолюциях.

Ну и наконец, по поводу Крыма. Требования по Крыму в указанной резолюции точь-в-точь повторяют все те требования, которые до этого были в соответствующих резолюциях, которые Украина регулярно вносит на рассмотрение в Совбез и Генассамблею ООН и поддержка которых с каждым годом снижается, ибо там все одно и то же. Теперь вот руками литовского депутата Киев пытается втянуть в свою игру еще и ПАСЕ.

В принципе, тут вообще говорить не о чем — все сказано миллион раз. "Меджлис" — запрещенная в России экстремистская организация, наши суды сами решают, кого считать экстремистами и террористами, а кого нет. Давайте мы тоже будем требовать от Запада корректировать свои террористические черные списки. В Сирии, например, почему-то некоторые страны отчаянно отказываются считать террористами некоторые группировки, которые очевидно являются таковыми.

А что касается соблюдения прав человека в Крыму — так кто мешает приехать и убедиться, что они соблюдаются? И кто вам мешает получить беспрепятственный доступ-то? Почему-то Запад вопит о том, что Россия никого не пускает в Крым, однако подвергает обструкции тех своих граждан, которые берут и едут. Может, потому, что они перед этим не заезжают в Киев, чтобы получить специальное разрешение на посещение "оккупированных территорий", которое, зная принципиальную объективную позицию этих людей, украинские власти им просто не дадут?

И да, чиновники ПАСЕ запросто могут в этом случае подвергнуться нападкам, как экс-спикер ассамблеи Педро Аграмунт, который вынужден был подать в отставку после критики его поездки в Сирию вместе с российскими парламентариями.

В принципе, ничего удивительного в этой очевидно русофобской резолюции нет. Такие документы регулярно принимаются международными организациями, в которых состоит Украина или кто-то из заклятых "друзей" нашей страны, вроде той же Литвы.

Неудивительно, что данную резолюцию принимают в ПАСЕ, в которой, напомню, наша страна лишена права голоса.

Удивительно, что им после этого хватает наглости требовать от нас уплаты взносов.

Напомню, российская делегация покинула ПАСЕ только через почти год после первого лишения слова в апреле 2014-го, в начале 2015-го ассамблея снова лишила российскую делегацию права голоса. С тех пор наша делегация в работе ПАСЕ не участвует. Но взносы при этом мы платили исправно все эти годы, только в прошлом году приостановили уплату лишь трети взноса — 11 миллионов евро.

И стоило Москве сделать это, в ПАСЕ завыли звериным воем, мол, вы не имеете права. Как так не имеем права? А ничего, что депутаты ПАСЕ, к примеру, назначают судей ЕСПЧ, который Запад очень любит использовать в качестве меры давления на Россию, а мы в этом никак не участвуем? Это как если бы адвоката подсудимому назначала прокуратура. Да еще и за счет подсудимого!

О том, что Россия может пойти на это, мы предупреждали давно. И в ПАСЕ уже не первый месяц паникуют. О том, что Совет Европы теряет "очень большую сумму" из-за решения России приостановить выплаты части взноса в бюджет организации на 2017 год, говорил в прошлом октябре докладчик ПАСЕ по деятельности Бюро Иен Лиддел Грейнджер.

Исполняющий обязанности президента ПАСЕ Роджер Гейл назвал решение России "беспрецедентной проблемой".

На самом деле хороший выход из ситуации предложил сенатор Алексей Пушков: пусть взносы за Россию платит Украина.

Если Киев действительно так хочет ощущать "победу" над Москвой в зале заседаний ПАСЕ, видеть "унижение" Москвы, то пусть уже сам оплачивает это удовольствие. А то неровен час — выйдет Россия из Совета Европы, и на кого Украина будет там постоянно наезжать?

В конце прошлого года генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил в интервью Financial Times, что СЕ рассматривает вариант отмены антироссийских санкций, так как опасается, что Россия может покинуть организацию.

"Это станет негативным событием для Европы, так как мы получим Европу без России. Это стало бы большим шагом назад для Европы", — заявил Ягланд. Кроме того, по его словам, это поставит под удар ситуацию с защитой прав человека в стране — 140 миллионов россиян лишатся доступа к суду в Страсбурге.

Понятно, что Ягланда не судьба Европы без России беспокоит и даже не ситуация с правами человека в нашей стране, — его беспокоят российские денежки.

Напомню, Совет Европы существует на деньги, вносимые странами-участницами, и это общий взнос в ПАСЕ, Комитет министров, Конгресс местных и региональных властей, а также Европейский суд по правам человека.

При этом Россия наряду с Великобританией, Германией, Францией, Италией и Турцией является одним из крупнейших доноров СЕ. На долю каждого из этих государств приходится до 10% от общего бюджета организации. Сумма, вносимая Россией, это почти 40 миллионов евро. Понятно, что потеря финансирования весьма болезненна для СЕ и бьет по карману его чиновников, в том числе Ягланда.

Ягланд, кстати, сам говорил, что СЕ оказался в "финансовом кризисе" и будет вынужден сокращать активность из-за одновременного уменьшения вкладов от Турции и России. Турция, кстати, в прошлом году не выплатила двух третей взноса, а в этом и вовсе не собирается платить. В совокупности с потерей от невыплаченного российского взноса СЕ потеряет больше, чем десятую часть своего бюджета. Еще не банкротство, но повод затянуть пояса.

Видимо, их напугал еще и фактически выставленный Киевом ультиматум: если СЕ пойдет на нормализацию отношений с Россией, то Киев пересмотрит свои отношения с этой организацией. По мнению представителей Киева, возврат России дискредитирует организацию и позволит Москве в дальнейшем шантажировать СЕ, а также "вызовет цепную реакцию, которая может привести к отмене санкций со стороны Евросоюза, "станет первой дырой в стене".

Понятно, что поступления от Украины и поступления от России несопоставимы, но обижать Украину, тем более в угоду России, никак нельзя.

Но 40 млн евро, черт возьми, на дороге не валяются!

Видимо, чтобы смягчить ситуацию, Ягланд тогда особо подчеркнул, что СЕ не собирается ставить под сомнение свои принципиальные позиции и признавать "аннексию" Крыма, однако он считает, что необходимо трезво оценивать полномочия организации, которые заключаются в защите прав человека в любом месте, где живут люди, в том числе в России и в Крыму.

Ну ладно, пусть не ставят и не признают. Мы от них этого, в конце концов, и не ждем.

Хорошо, что они хоть признают необходимость защиты прав человека в Крыму. Правда, ничего не делают для этого, за исключением принятия идиотских и повторяющих друг друга из года в год деклараций.

Меня гораздо больше интересует вопрос: а что нам, России, от этого Совета Европы? Действительно ли мы получаем от этого профит или это скорее фикция, иллюзия приобщения к некоему престижному международному клубу, который на деле приносит только издержки, как та же ВТО, в которую мы так долго стремились, но членство в которой пока не дает нам никаких преимуществ, особенно учитывая, что Запад плюет на ее правила, если нужно что-то сделать против России?

Напомню, в СЕ мы вступили еще в 90-е исключительно ради престижа. Под этим в те времена понимался допуск холопа к объедкам с западного барского стола, необходимость идти на всяческие унижения и сдачу национальных интересов ради траншей международных кредиторов и присоединения к "дружной семье европейских народов", приобщения к "западным ценностям". В общем, все то, что делает сегодня Украина.

Особо серьезных издержек членство в СЕ, конечно, не принесло, если не считать собственно финансовых вливаний (потраченных, как представляется сегодня, впустую) и моратория на смертную казнь, который, кстати, больше половины россиян, согласно различным опросам, не поддерживает.

За годы пребывания в СЕ Россия ратифицировала 60 конвенций СЕ по таким важнейшим вопросам, как права человека, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы, правовое сотрудничество. Россияне активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в ЕСПЧ. В рамках исполнения "мер общего характера", предписанных судом, в российское законодательство и административную практику внесены существенные изменения.

И как к нам все это время относились?

Стоит вспомнить, как в 2000-м нас уже лишали права голоса и вовсе хотели исключить из СЕ за контртеррористическую операцию в Чечне. Как в 2009 году ПАСЕ приняла резолюцию, осуждающую признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. В том же году ПАСЕ принимает еще одну резолюцию, которая осуждает отказ допустить в Южную Осетию и Абхазию наблюдателей ЕС.

В октябре 2012-го ПАСЕ приняла резолюцию о продлении процедуры мониторинга в отношении России, придравшись к тому, что в нашей стране до сих пор формально не отменена смертная казнь, не "расследованы в должной мере случаи нарушений прав человека на Северном Кавказе", а российские войска не выведены из Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, нам вменяли запрет гей-парадов, принятие закона о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних, приговор по делу Pussy Riot, и не только.

9 апреля 2014 года ПАСЕ приняла резолюцию, "решительно осуждающую российскую военную агрессию и последующую аннексию Крыма". Результаты прошедшего там референдума объявили "не имеющими юридической силы" и не признаваемыми Советом Европы.

В июне 2015-го ПАСЕ приняла резолюцию о пропавших без вести в ходе конфликта на Украине, где снова обвинила во всем Россию. В октябре 2016 года ПАСЕ приняла еще две резолюции по Украине, призывающие Россию вывести свои войска из Донбасса.

Сегодня много звучит голосов о том, что надо вообще выйти к чертям из этого СЕ, членство в котором не дает нам никаких привилегий, а члены которого считают, что Россию можно безнаказанно опускать бесконечно. Но стоит ли таким образом давать им повод для обвинения нашей страны в попытках шантажировать Европу и навязывать свое мнение, попытках парализовать деятельность СЕ? Все же, несмотря на крайнюю ангажированность этой организации, есть там, как и во всей Европе, здравые люди, которые понимают, что стали заложниками игр, развязанных американцами.

Вот председатель Совфеда Матвиенко считает, что в составе ассамблеи есть "устоявшееся русофобское лобби", но абсолютное большинство парламентариев понимает, что ПАСЕ загнали в тупик. Если посмотреть на решения ПАСЕ, то, конечно, может показаться, что речь идет не об "устоявшемся лобби", а о последовательной антироссийской позиции этого органа, как и большинства других, созданных нашими европейскими "друзьями".

Впрочем, ощущение тупика у многих в этом органе действительно есть. Например, словацкий депутат Любос Блаха считает, что нельзя поддерживать фактически посвященный России доклад, потому что Россия не участвует в дискуссии.

"В докладе мы пишем об одной стране — члене Совета Европы и не даем возможности этому государству голосовать по докладу. Это несправедливо", — цитирует парламентария РИА "Новости".

Разделяет это мнение и член палаты лордов такой традиционно антироссийски настроенной страны, как Великобритания, Ричард Балф. По его словам, отсутствие России в ПАСЕ не помогает организации, делая дискуссию несбалансированной.

"Мы не слышим другой стороны, даже пусть у них неразумная какая-то, может быть, аргументация", — заявил он.

И да, в СЕ все же реально напуганы. Вчера генсек СЕ призвал участников ПАСЕ вернуть Россию в организацию, допустив изменение правил ассамблеи.

По его словам, будет вполне достаточно, если страны — члены ПАСЕ будут соблюдать хотя бы четыре принципа, от которых не откажутся ни при каких обстоятельствах: запрет смертной казни, пыток, принудительного труда или рабства, а также внесудебного наказания.

Понятно, что сделал он это в завуалированной форме и с оговорками, но фактически это означает реальную готовность пойти на отмену антироссийских санкций. Этого, кстати, оказалось достаточно для обвинения в предательстве и истерики в украинских СМИ.

Видимо, в Страсбурге осознали, что потеря Москвы и Анкары одновременно — это уже слишком, и озвучивают готовность к уступкам. Весь вопрос в том, насколько приемлемы для России эти "уступки" и уступки ли это, а не попытка пустить пыль в глаза, наобещав с три короба.

В Госдуме четко обозначили условия выплаты взноса в ПАСЕ: в регламенте ассамблеи должно быть зарегистрировано право национальных делегаций участвовать в ее работе без каких-либо ограничений. И главное: условие должно быть выполнено полностью. Никаких компромиссов быть не должно. А то они одной рукой будут просить вернуться, а другой — принимать очередную антироссийскую резолюцию. Да, как я уже говорил, пусть принимают, лишь бы не пытались затыкать рот. А если они этого не понимают — надо бить их рублем. Вернее, евро. Это, судя по их реакции, очень больно.

Мы-то без вашего СЕ проживем, а вот вы без нас?

Нашим западным "партнерам" давно пора понять, что 90-е кончились. Россия пришла в Европу не для того, чтобы быть мальчиком для битья. Пусть поищут такового в другом месте. К примеру, на восточных границах ЕС…