Version: 0.1.0

Чего ждать от Помпео

Дмитрий Родионов

Отставка Тиллерсона ни для кого не была неожиданностью. Ее как минимум дважды предрекали в прошлом году, в последний раз в декабре.

The New York Times со ссылкой на свои источники в декабре писала, что в начале 2018 года может произойти замена Тиллерсона на Помпео. Как отмечала газета, отставку Тиллерсона прочили давно, но Белый Дом слухи старательно опровергал. Тем не менее между Дональдом Трампом и Тиллерсоном остаются давно существующие разногласия во взглядах на ключевые проблемы мира. Одно из ключевых — взгляд на проблему Северной Кореи. Тиллерсон всегда настроен на диалог с Пхеньяном, а Трамп неоднократно давал понять, что не против силового решения.

И Кореей разногласия президента и уже экс-госсекретаря не ограничивались. Вторая проблема — Иран. Тиллерсона вряд ли можно было назвать "другом" Тегерана, но он сохранял прагматичный подход, защищая достижение предыдущей администрации — "ядерную сделку", которую Трамп всегда называл ужасной.

Кстати, именно разногласиями по КНДР и Ирану Трамп мотивировал отставку Тиллерсона, подчеркнув, что давно обсуждал с ним увольнение.

"Я думаю, она (иранская сделка) ужасна, он считает, что она нормальна… Мы думали не одинаково, а с Майком Помпео мы мыслим одинаково", — пояснил он.

Вспомнили и КНДР. По словам представителя Белого дома, кадровые перестановки связаны с желанием Трампа сформировать новую команду до начала переговоров с Пхеньяном.

В принципе, логично. Напомню, Ким Чен Ын после переговоров с южнокорейской делегацией заявил о готовности встретиться с президентом США, обсудить вопрос денуклеаризации полуострова и даже подписать мирный договор, открыв посольство Штатов в Пхеньяне, положив конец почти 70-летнему противостоянию.

Белый дом слегка замешкался, там явно не ожидали такого разворота. Трамп в свойственной ему мере рассыпался в комплиментах к человеку, которого еще недавно называл "психом", заявив, что переговоры с Кимом ждет "фантастический успех". Впрочем, заявления Трампа всегда крайне экспрессивны, но они редко имеют что-то общее с реальными шагами.

В Белом доме почти сразу же намекнули на предварительные условия, но о встрече двух лидеров все же говорится как об ожидаемом событии, причем в обозримой перспективе, предварительно — в мае в Вашингтоне.

Логично, что для "фантастического успеха" в понимании Трампа понадобится жесткий диалог, на который при Тиллерсоне президент вряд ли мог рассчитывать.

Дело даже не в том, что Тиллерсон слишком мягок к странам, которые США считают своими оппонентами. Вовсе нет — это видно по высказываниям о России. А ведь когда Тиллерсона назначали на пост, его упрекали в "подозрительных связях" с Москвой, называли едва ли не "человеком Путина". Пугали истеблишмент тем, что он не сможет эффективно сдерживать Россию.

Дело в том, что Тиллерсон более гибок и прагматичен, в отличие от импульсивного Трампа. И да, Тиллерсон слишком самостоятельный, во всяком случае пытался таким быть.

Назначение Тиллерсона на пост главы американской дипломатии во многом было компромиссом, в том числе и для самого Тиллерсона. Трамп обещал ему самостоятельность, которую Тиллерсон в итоге так и не получил. Ему даже не дали собрать полноценную команду.

Теперь о Помпео. Почему он?

Экс-главу ЦРУ не первый месяц готовили к новой должности (вспомните, о чем писала NYT). У Помпео, как и у Тиллерсона нет опыта дипломатической работы. Но у него есть два важнейших свойства.

Первое — он полностью устраивает Конгресс. Год назад при утверждении чиновников в Конгрессе кандидатура Помпео не вызвала никаких разногласий, а Тиллерсона едва ли не на Библии заставляли клясться, что он не любит Россию.

Замена Тиллерсона на Помпео также вряд ли вызовет возражения и у республиканцев, и у демократов. Для первых он - консерватор, для вторых – "ястреб". Лидер демократов в сенате Чак Шумер уже заявил: он рассчитывает, что Помпео ужесточит политику в отношении России.

Можно не сомневаться, что Помпео, как и кандидатура Джины Хаспел на пост главы ЦЦРУ, будут утверждены. Несмотря на протесты правозащитников.

Кто же такой этот Помпео,такой ли он страшный "ястреб", каким его рисуют?

Помимо оправдания пыток подозреваемых в терроризме, он известен резкой критикой идеи закрытия печально знаменитой тюрьмы Гуантанамо. Кроме того, он не раз делал столь же резкие антиисламские заявления, называя ислам угрозой Америке.

Помпео прославился одобрением еще одной меры, фактически узаконенной после событий 11.09.2001 — массового сбора информации о гражданах. После того, как Эдвард Сноуден обнародовал информацию о масштабах этого явления, Помпео заявил: "Его надо вернуть из России, устроить процесс, и я считаю, что правильным итогом будет предание его смертной казни".

Будучи главой ЦРУ, Помпео называл терроризм и КНДР двумя главными угрозами для США, доходило даже до намеков на возможное убийство Ким Чен Ына. Разумеется, он выступал с резких антииранских позиций. Он, как и Трамп, убежден, что сделка была ошибкой, называл ее "чудовищной" и говорил, что сделал бы все возможное, чтобы ее прекратить. Кроме того, он называл Иран "разбойным полицейским государством" и "деспотической теократией", доходя до сравнения его с запрещенным в России ИГИЛ.

Разумеется, доставалось от него и Китаю, который Помпео обвинял в стремлении украсть американские разработки.

Помпео называл Китай и Россию главным источником угрозы в киберпространстве, а борьбу с ней - одной из первостепенных задач ЦРУ. Он назвал убедительными доводы о том, что российские хакеры могли вмешиваться в выборы президента США и призывал жестко ответить на кибератаки.

Нельзя сказать о каком-то радикальном антироссийском настрое Помпео. Да, он обвинял Москву в агрессивном поведении, в том, что она не предпринимает почти никаких усилий по борьбе с ИГИЛ. Он призывал давать отпор русским, "где бы мы (США) их ни находили", утверждал, что Россия "на протяжении десятилетий" пытается подорвать демократические устои в США.

Но все это не выбивается за рамки сложившейся в США русофобской атмосферы, из-за которой политики, не обвиняющие Москву во всех тяжких грехах, могут быть заподозрены в сотрудничестве с русскими. Так что называть Помпео совсем уж отмороженным русофобом неверно: в сегодняшней Америке иных просто нет. Он лишь чуть более резок в своих заявлениях. Как и сам Трамп.

При этом, как и Трамп, он видит возможности и необходимость сотрудничать с нашей страной в некоторых сферах обеспечения международной безопасности. Например, в деле борьбы с терроризмом. Это именно под его руководством ЦРУ добыло и передало Москве информацию о готовящихся у нас терактах, которая позволила их предотвратить. Многие политики тогда называли это примером отличного сотрудничества двух стран даже в нынешних условиях.

Второе важное качество Помпео — полная лояльность Трампу и, по выражению самого президента США, одинаковость мышления с ним. Она действительно поразительная, по всем ключевым вопросам политики, не только внешней, но и внутренней. И это именно то, что нужно Трампу.

Помпео - адепт республиканского движения Чаепития (Tea Party), выступавшего резко против политики Обамы, противником абортов и сторонником права на ношение оружия (будучи пожизненным членом Национальной ружейной ассоциации).

В общем, это такой же Трамп, только фамилия у него — Помпео.

"Я очень хорошо узнал Майка на протяжении последних 14 месяцев, и я уверен, что он подходящий человек для этой работы в данный критически важный момент. Он продолжит нашу программу восстановления позиций Америки в мире, будет укреплять наши союзы, противостоять нашим противникам и добиваться денуклеаризации Корейского полуострова", — заявил Трамп.

Напомню, в первый год президентства Трампа из его команды выпало столько людей, причем тех, кто считались преданными ему лично. Все они поставили рекорды по минимальной продолжительности своей работы в администрации президента. Майкл Флинн был советником Трампа по нацбезопасности меньше месяца. Через полгода один за другим ушли в отставку пресс-секретарь Шон Спайсер, глава аппарата Райнс Прибус, старший советник Стивен Бэннон, директор по коммуникациям Энтони Скарамуччи, который и вовсе проработал в команде Трампа чуть больше недели.

Тиллерсон, напротив, поставил рекорд – 14 месяцев в команде Трампа. Но и его уход был предопределен заранее.

С уходом Тиллерсона команда Трампа вряд ли усилится. Но Трамп будет чувствовать себя более уверенно, избавившись от человека, разногласия с которым копились давно. Помпео же должен стать абсолютно лояльным исполнителем

Теперь - о том, как эта рокировка повлияет на отношения с Россией.

Вчера в ток-шоу, в прессе было множество заявлений на тему, что политика в отношении Москвы резко ужесточится, что ничего хорошего от назначения "ястреба" из ЦРУ ждать не стоит и т.д.

Первое, что стоит зарубить на носу. Внешнеполитическая повестка любой страны определяется руководителем исполнительной власти, а глава внешнеполитического ведомства ее реализует. Госсекретарь - исполнитель, вне зависимости от того, как его зовут: Помпео, Тиллерсон, Керри, Клинтон и т.д. Может меняться подход, выбор набора инструментов к осуществлению задачи, но не сама задача. Ее ставит Белый дом.

Второе. Внешнюю политику, особенно - в отношении России, в США президент больше не определяет. Приблизительно с лета прошлого года, когда Трампа заставили подписать санкционный закон, по сути, лишающий его возможности свободно вести внешнюю политику без разрешения Конгресса.

Третье. США не первый год живут в атмосфере новой холодной войны и антироссийской истерии. И эта атмосфера является фильтром внешней политики США, она и только она, а не Трамп, Тиллерсон или Помпео, задает вектор отношений с Россией.

Иными словами, кто бы ни был главой Госдепа, это не изменит ничего, хоть вы назначьте на эту должность Маккейна — на ужесточение политики по отношению к Москве это не повлияет никак. Может, риторика станет несколько жестче, но сути это не изменит. США продолжат наращивать напряженность, и это не зависит ни от госсекретаря, ни даже от президента. Кстати, "ястреб" во главе Госдепа в этих условиях хотя бы будет смотреться естественнее. Тиллерсон явно тяготился той ролью, которую его поставили играть.

Тиллерсон, как и сам Трамп, оказался связан по рукам и ногам, оказался "заложником" расследования о "российском вмешательстве" в президентские выборы, что его, как бизнесмена и человека дела, явно не устраивало.

Многие эксперты всерьез посчитали, что замена Тиллерсона на Помпео стала своего рода уступкой Трампа истеблишменту в обмен на прекращение расследования. Напомню, утром того дня, когда был уволен Тиллерсон, комитет по разведке конгресса заявил, что по завершении активной фазы расследования не обнаружил какого-либо "сговора" предвыборного штаба Трампа с Россией, что вызвало бурную радость самого Трампа.

Лично я уступки тут не вижу, ибо, повторю, от смены первого лица Госдепартамента, как и от перестановки мест слагаемых, ничего не меняется.

Обратите внимание на бэкграунд: смена главы американской дипломатии происходит на фоне резко обострившихся противоречий ключевого союзника США в Европе — Великобритании с Россией. Глава британского правительства докатилась до ультиматумов Москве, обвиняя ее едва ли не в военной агрессии, США никак не могут стоять от всего этого в стороне.

Да что там в стороне не стоят — координируют, об этом прямо заявил в последний свой день в роли госсекретаря Тиллерсон. Обратите внимание, даже Мэй, говоря о причастности России к покушению на Сергея Скрипаля, употребляла обтекаемое словосочетание highly likely (с высокой вероятностью), а Тиллерсон произнес слово clearly (однозначно).

Еще интересно, что в своей "прощальной речи" Тиллерсон особенно сосредоточился на рассуждениях об "опасном поведении" России: "Предстоит много сделать в отношении вызывающего беспокойство поведения российского правительства".

Таким образом он как бы дает напутствие своему сменщику, демонстрирует ужесточение антироссийского вектора.

Все эти вещи, напомню, происходят накануне выборов российского президента и вскоре после послания Путина Федеральному Собранию, где тот рассказал о новом российском вооружении, которое уже третью неделю заставляет натовских генералов нервно икать. Совпадение?

В том, что отношения наших стран будут все стремительнее и стремительнее деградировать, я не сомневаюсь уже давно, и давно не верю, что Трамп или кто еще сможет что-то изменить. Помпео будет хорошим исполнителем своей роли. Лучше Тиллерсона, который пытался быть гибким и к тому же имел "сомнительное прошлое" в виде ордена от Путина. Помпео в этом плане чист. И он "компромиссная фигура" для всего американского истеблишмента, и у него как у бывшего конгрессмена более серьезные связи в этом самом истеблишменте. И он, в отличие от Тиллерсона — "командный игрок", от него не стоит ждать самодеятельности.

Так что это не отношения с Россией будут ухудшаться от того, что пришел Помпео, а это Помпео пришел именно сейчас потому, что отношения с Россией ухудшаются.

Ну и конечно, следует ожидать более резкого поведения США в Сирии, где со дня на день могут случиться провокации с химоружием, повысится риск принятия силовых решений в отношении КНДР и Ирана. Такова реальность распадающегося однополярного мира, которую США упорно не желают признавать.