Version: 0.1.0

Петр Алексеевич, лучше сдаться!

Дмитрий Родионов

Украинский народный трибунал на заседании в Луганске признал Петра Порошенко виновным в военных преступлениях в Донбассе и приговорил его заочно к пожизненному лишению свободы.

Кроме Порошенко виновными признаны глава МВД Украины Арсен Аваков, секретарь СНБО Александр Турчинов, спикер Верховной рады Андрей Парубий, глава Минобороны Степан Полторак и начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко, экс-премьер Арсений Яценюк и его преемник Владимир Гройсман. Все они также заочно приговорены к пожизненному заключению.

Наверное, для многих граждан Украины и уж точно для всех жителей Донбасса это прозвучит как ласкающая слух песня. Так должно быть на самом деле. Перечисленные люди действительно виновны в развязывании войны в Донбассе, в десятках тысяч смертей, в ужасающих разрушениях и экономической блокаде, вбивших развитый промышленный регион буквально в каменный век. Все они должны понести наказание, и, полагаю, большинство жителей Донбасса с удовольствием приговорило бы их к смертной казни и самостоятельно привело бы приговор в исполнение.

Увы, ни на Украине, ни в народных республиках нет смертной казни. Как, впрочем, нет и украинского народного трибунала по Донбассу. Юридически нет. Не существует в украинском законодательстве. А законодательство ДНР и ЛНР, как известно, признает только частично признанная Южная Осетия.

Впрочем, как уточняется в заявлении суда, слушания проводились по законодательству Украины, а все судьи — украинские граждане. Все материалы дела будут переданы в Верховный суд Украины «для вынесения официального приговора, когда к власти в Киеве придут люди, которые выполнят Минские соглашения».

Тут, наверное, Порошенко, Турчинову и компании стоит перевести дух — им это решение суда до лампочки, ну, не достанут их в Киеве донбасские исполнители, а украинские суды полученные материалы наверняка используют вместо туалетной бумаги. Не стоит опасаться, что материалы примут какие-либо международные судебные инстанции или хотя бы российские.

Впрочем, российские примут. Порошенко и Ко должны быть в курсе, что российские следственные органы завели целый ряд дел против украинских военных преступников как раз за содеянное в Донбассе. Нет, конечно, не против Порошенко. Каким бы он ни был, он все же президент Украины, и Москва это официально признала, хотя вскоре пришлось признать и его полную недоговороспособность. В любом случае возбуждать уголовные дела против если не президентов, то действующих министров — это как раз стиль Киева. Чему удивляться, если у них уже президент США — страны-сюзерена — висит на «Миротворце».

В любом случае российский Следственный комитет давно собирает материалы против военных преступников из Украины. И однажды они могут быть заочно осуждены. Правомочным российским судом. На решение которого Киеву, конечно, начихать, но другим странам — нет. Вот поедет такой генерал, отдававший приказы обстреливать мирные города Донбасса, наслаждаться безвизом и тратить «кровно заработанные» 30 сребреников, а его там Интерпол цап-царап.

Конечно, не факт, что власти выдадут этих преступников. Если речь идет о европейских странах или США, которые Украину всячески поддерживают, такого не произойдет, хотя формально местные правоохранители обязаны задержать человека по запросу. Но нельзя говорить за все страны мира.

В любом случае испортить отдых негодяям таким образом можно. А заодно несколько ограничить карту их передвижения по миру. Вот тебе, бабушка, и безвиз.

Опять же речь идет о рядовых исполнителях — не о Порошенко, Авакове или Турчинове. Но и до них рано или поздно должна добраться рука правосудия. И материалы, собранные народным трибуналом, бесценны, российские следователи из Москвы такого бы не собрали. Они будут ждать своего часа.

А час настанет — как сказано в сообщении суда, официальный приговор будет вынесен тогда, когда в Киеве придут к власти люди, которые выполнят Минские соглашения.
Парадокс заключается в том, что выполнить Минские соглашения должен именно нынешний президент, который непосредственно участвовал в их разработке и подписании. Но он не может. Значит, выполнять их придется кому-то другому, и скорее всего, этот другой получит власть не самым приятным для Порошенко способом.

Кстати, в этом случае он пусть еще спасибо скажет. Ведь есть и другой вариант — что к власти придут радикальные националисты, которые тоже будут судить Порошенко и его команду. Правда, со своей точки зрения и по своим законам — за другие преступления. И, скорее всего, приговор будет намного строже, чем тот, что вынес народный трибунал, и будет приведен в исполнение незамедлительно, если и вовсе еще не до вынесения.
Другой парадокс в том, что Минские соглашения предусматривают амнистию обеим сторонам. Впрочем, тут речь идет о тех, кто просто участвовал в конфликте с оружием в руках. Амнистия не распространяется на тех, кто отдавал преступные приказы, непосредственно участвовал в убийствах, пытках, разбоях и т. д. Интересно, что Порошенко, когда подписывался минский протокол, не мог не думать о том, что на него как на главнокомандующего, по-хорошему, амнистия тоже не распространяется. Его ответственность не меньше, чем у какого-нибудь офицера, непосредственно отдававшего приказ обстрелять тот или иной населенный пункт. Даже больше.

Единственное, на что может рассчитывать Порошенко, так это на то, что его как действующего президента это не коснется. Ключевое слов тут — действующего. Президенты бывают еще и бывшие.
Порошенко явно нервничает. Вот зачем, спрашивается, он второй раз за месяц звонит Путину? И вроде бы темы обсуждают избитые: выполнение «Минска», прекращение насилия в Донбассе, ввод миротворцев, обмен удерживаемыми лицами. И вроде давно понятно, что у сторон прямо противоположные точки зрения, и компромисс тут невозможен, тем более что говорить с Киевом, в сущности, не о чем. Если договариваться — то с Вашингтоном.

Может, официальные пресс-службы о чем-то не договаривают? Может, Порошенко о чем-то просит своего российского коллегу? Или просто изображает деятельность, отчитывается, работает на публику. Разумеется, на западную, своя-то контактов со «страной-агрессором» не приветствует.

Или вот интересные новости недавно сообщил украинский журналист Александр Дубинский.

Оказывается, Порошенко еще в 2015 году направлял в Конституционный суд ходатайство о проверке соответствия основному закону процедуры отстранения своего предшественника — Виктора Януковича.

Спрашивается, зачем. Явно не для того, чтобы пригласить его обратно, извиниться за неконституционное отстранение и отдать власть. То, что проведенная без импичмента процедура не соответствовала Конституции, знает любой. Тогда, после победы Майдана, всем на Конституцию было начихать. О ней вспомнили лишь после референдума в Крыму, который, дескать, был антиконституционным. Ага, а вооруженный переворот был конституционным, конечно.

«Зачем он это делает? Готовится разделить судьбу Януковича?» — написал у себя в Facebook скандальный «радикал» Олег Ляшко.

Это обращение может говорить только об одном: Порошенко с самого начала рассматривал варианты потери власти. Думаете, сейчас не рассматривает?

Поводов расслабляться у него нет и не предвидится. Выиграть будущие выборы? Единственный надежный вариант — если бы его кандидатуру поддержали «хозяева», а те пока не проявляют благосклонности.
Возможно, при Обаме Порошенко мог еще рассчитывать на что-то — у них ведь с тогдашней администрацией были почти семейные отношения. При Трампе — точно нет, Дональд всем своим поведением демонстрирует, что Порошенко (как и вообще Украина) ему не интересен. Чего стоит одно только селфи с американским лидером за полмиллиона долларов.

Есть, конечно, еще один вариант: вводить чрезвычайное положение и отменять выборы. Но это не поддержит ни Запад, ни внутренняя аудитория.

Внутри страны и так немало тех, кто хотел бы его подвинуть. В том числе с помощью нацистских группировок, которым в стране фактически дан зеленый свет на любые действия. На днях, кстати, бывший сотрудник USAID Джош Коэн в своей статье для Atlantic Council написал о том, что украинские власти не могут или не хотят контролировать ультраправые группировки, существующие за счет государства. По мнению Коэна, это наносит удар по репутации Киева в глазах Запада и создает угрозу свержения нынешней власти этими самыми группировками.

Да, тот же Atlantic Council недавно и вовсе предположил, что нацистов на Украине может использовать Москва: помочь им свергнуть законного президента, чтобы получить легальный повод для ввода войск для защиты русскоязычных.

Оставив за скобками бред про планы Кремля (это попытка американцев выдать желаемое за действительное), отмечу, что Порошенко, извините за каламбур, сидит реально на пороховой бочке. Система, к созданию которой он приложил немало усилий, в конце концов пожрет его самого.

А тут еще очередное напоминание о военных преступлениях режима, за которые рано или поздно могут спросить. Так что в Ростов уже не поедешь. И в Панаму тоже — помните о судьбе Павла Лазаренко, Петр Алексеевич.

Может, лучшим решением будет сдаться народному трибуналу? Может, за явку с повинной и сдачу других преступников пожизненное сократят лет до 30? А то ведь в случае нового Майдана все для вас может оказаться намного печальнее…