Израиль не дает закончить войну в Сирии
В ночь на вторник стало известно об исчезновении над Средиземным морем российского Ил-20 с 15 военными на борту. Всю ночь рассматривались различные версии исчезновения, самой распространенной из которых было то, что самолет все-таки был кем-то сбит. Вопрос был только в том, кем и при каких обстоятельствах.
О том, что российский самолет был сбит сирийской ПВО сообщил телеканал CNN со ссылкой на источник в правительстве США. После этого западные СМИ пошли раскручивать информацию под соответствующим соусом. Так немецкий Bild публикует материал под заголовком "Асад сбивает русский самолет над Средиземным морем". Утром появилась и официальная информация от российского Минобороны. "17 сентября около 22 часов четыре F-16 военно-воздушных сил Израиля нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия. Заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря.
При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата "Оверн" (Auvergne) и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России. Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200. Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты 5 км. Тем не менее они преднамеренно пошли на эту провокацию.
О планируемой операции Израиль командование российской группировки войск в Сирии не предупреждал. По горячей линии уведомление поступило менее чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону", — говорится в заявлении официального представителя Минобороны России генерал-майора Игоря Конашенкова.
"Вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа полностью лежит на израильской стороне. Минобороны России по различным каналам взаимодействия неоднократно призывало израильскую сторону воздерживаться от ударов по сирийской территории, создающих угрозу безопасности российских военнослужащих", — заявил министр обороны Сергей Шойгу.
"Действия израильского военного ведомства не отвечают духу российско-израильского партнерства, и мы оставляем за собой право на дальнейшие ответные шаги", — подчеркнул он в ходе разговора с израильским коллегой Авигдором Либерманом, с которым связался сразу после инцидента. "В Минобороны также напомнили, что по различным каналам взаимодействия неоднократно призывали израильскую сторону воздерживаться от ударов по сирийской территории, создающих угрозу безопасности российских военнослужащих", — говорится в сообщении Минобороны РФ.
Подробности переговоров министров обороны пока не сообщаются. Тем не менее официальный Тель-Авив уже успел во всем обвинить Дамаск, Тегеран и "Хезболлу". Понятно, что это война, и на ней может произойти что угодно, включая ошибки людей, отказ техники и т. д.
И тут, безусловно, должно появиться немало вопросам к нашим военным: как вообще такое могло произойти чисто технически, учитывая, что у России и Сирии есть единая система опознавания и управления сил и средств ПВО. Просто не может быть такого, чтобы российский самолет-разведчик, взлетевший с базы Хмеймим для выполнения боевого задания в районах, к ней прилегающих, не был на контроле системы ПВО Сирии, что там не знали его маршрута, не имели с ним связи. Повторю, на войне может случиться все, что угодно. И дело не в том, что система опознавания могла не сработать. Как говорят специалисты, головка самонаведения ракеты могла поймать более сильный сигнал от разведчика, чья отражающая поверхность гораздо больше, чем у истребителя. Наконец, израильские самолеты могли банально взять Л-20 в клещи, сформировав цель для сирийской ПВО и разлететься перед подлетом ракеты.
Могут ли быть заданы вопросы Израилю за "нечестную" игру? На самом деле, ничего реально нечестного тут нет. Запрета на "прикрывание" другими воздушными целями не существует, это очень распространенная военная хитрость. Цель боевого самолета (истребителя, бомбардировщика, штурмовика) — выполнить задание. Если он попадает в зону действия ПВО противника, выполнение задания (как и жизнь летчика) становится большим вопросом, так что тут все средства хороши. Другой вопрос, чем он будет прикрываться. К примеру, украинские самолеты в небе над Донбассом частенько прикрывались гражданскими судами, чтобы не попасть под противовоздушные средства ополченцев. Израиль прикрылся военным самолетом. Так что давить на мораль тут бессмысленно. Израильские пилоты, повторю, выполняли поставленные их командованием боевые задачи, среди которых не было обеспечения безопасности российских самолетов.
Вопрос в другом: на каком основании он наносит удары по Сирии, по суверенному государству? Без согласования с его властями. Впрочем, это риторический вопрос, который многие задают не первый год и не только Израилю. А что в небе над Сирией делают, к примеру, США? Да, и те же турки, причем не только в небе, но и на значительной части поверхности.
Безусловно, у всех на этой войне свои задачи, и все стараются их решать любыми доступными способами. Задача Израиля очевидна: нанести как можно больший урон Ирану. Он в Сирии ведет свою маленькую войну против Тегерана под шумок большой сирийской гражданской войны, в которой так много участников, так много интересов и противоречий, что черт ногу сломит. И Израиль этим успешно пользуется, периодически "покусывая" Иран, заодно разрушая приграничную военную инфраструктуру самой Сирии, чтобы на будущее обезопасить себя. С присутствием Израиля в Сирии все игроки вроде как смирились. Ну решает он свои задачи под шумок и решает. Никакого серьезного влияния на ход войны это не оказывает.
Лично у меня, например, куда больше вопросов к Франции, чей боевой корабль принимал участие в этой атаке. Они-то там что вообще забыли? Позиция Франции вообще странная. То Париж первым из Западных государств участвует в гуманитарной помощи Сирии, то выступает едва ли не главным сторонником нанесения ударов по Дамаску в случае осуществления сирийскими властями химатаки. Впрочем, не все так уж и сложно.
Макрон как человек молодой и импульсивный играет (или пытается играть) на нескольких досках одновременно. С одной стороны, он пытается заручиться поддержкой Трампа, чтобы стать главным проводником американских интересов в ЕС после выхода Великобритании и ухудшения отношений США с Германией. С другой — он хочет стать еще и "спасителем Европы", человеком, нашедшим ключ к решению миграционного кризиса — для чего он изображает готовность участвовать в послевоенном восстановлении Сирии. Тут еще и интерес французского бизнеса, а у Макрона задача — опередить конкурентов.
И если с готовностью Парижа во всем помогать Трампу все было ясно с самого начала, то тот факт, что французы действуют в связке с Израилем, должно стать сюрпризом. В российской Госдуме уже призывают вынести вопрос на обсуждение Совета Безопасности ООН. Конечно, не стоит питать оптимизма в отношение Совбеза. И самим оставить без ответа выходку Израиля тоже нельзя. Однако ж стоит остудить головы тем, кто уже призывает к "страшной мести". Сейчас многие напоминают, что в случае гибели израильского солдата, Израиль отвечает очень жестко.
"Израиль считает абсолютно приемлемым и нужным, адекватным поднимать вертолет и сносить несколько улиц какой-нибудь деревни или несколько домов на палестинской территории. Вот так действует Израиль. И это происходит в течение часа… Мы весь мир так приучили, что Российская Федерация не пойдет на такие меры. Значит, все в этом уверены, поэтому будут подходить корабли, поэтому мы будем ловить с вами, как теннисной ракеткой шарики-воланчики, чьи-то ракеты, будем в постоянном напряжении находиться и будем, соответственно, считать, сколько наших самолётов еще собьют", — говорит первый зампред комитета Александр Шерин.
Вопрос, да, очевидно, сложный. Да, Израиль крайне жестко и радикально реагирует на любые действия против своих граждан. Как и США. Они могут себе это позволить. А можем ли мы? Вопрос этот еще и философский — можно сказать, что нам не следует опускаться на уровень дворовых гопников, которые в любой ситуации, не задумываясь, лезут в драку. Но прощать такие вещи? Это очевидно порождает у наших оппонентов чувство вседозволенности и уверенности в том, что с Россией можно и нужно вести себя только с позиции силы. Нужна ли нам в данной ситуации война с Израилем? К тому же сегодня, когда война в Сирии почти окончена? Думаю, нет. Напомню, некоторые еще в 2015-м предлагали начать войну с Турцией в ответ на сбитый самолет. Тогда было много эмоций. Сегодня можно уверенно сказать, что тогда было принято правильное, хоть и не простое решение, нам удалось не только избежать войны, но и склонить Анкару к сотрудничеству в Сирии.
Сегодня на фоне обострения американо-турецких отношений наше сотрудничество с Анкарой вышло на более широкий уровень. Кстати, напомню, что за день до инцидента с Ил-20 на переговорах в Сочи президентам России и Турции удалось прийти к соглашению по Идлибу, которого ранее так и не смогли достичь на встрече в Тегеране. И в этот раз мало кто верил, многие говорили, что ситуация патовая. Но договорились. Понятно, что временно, понятно, что решение тактическое. Но оно есть. И оно выгодно обеим сторонам.
Турция может перевести дух и заняться "просеиванием" боевиков в Идлибе. Военной операции в ближайшее время не будет, а значит, не будет беженцев, и Анкара сможет сосредоточиться на решении вопросов в с курдами. Другой вопрос, удастся ли Анкаре "просеять" Идлиб, учитывая, что далеко не все боевики там находятся под ее влиянием? Тем более сроки ограничены.
Россия снимает с себя ответственность за происходящее в Идлибе, полностью перекладывая ее на Турцию. А главное — Запад лишается "козыря", который он хотел применить против Сирии, чтобы "наказать" Асада за "химатаки". "И куда теперь девать завезенные бочки с хлором", — шутят сегодня в соцсетях. В США говорят о том, что отставляют за собой право на удар по Дамаску в случае химатаки, но очевидно, что этот сценарий уже если не сорван, то сильно затруднен.
Кроме того, хочу напомнить, что в тот же дань российское Минобороны предоставило доказательства виновности Украины в катастрофе малайзийского боинга, а значит, ответственность лежит не только на Украине, но и на ее кураторах, которые вряд ли были не в курсе того, что готовят в небе над Донбассом их подопечные. И на следующий день происходит неожиданный налет на Сирию, в котором "случайно" сбивают российский самолет. Не где-нибудь, а в непосредственной близости от наших военных объектов в Латакии и Тартусе. Кому выгодна такая "подстава"? Видимо, тем, кто никак не хочет, чтобы в Сирии наконец наступил мир, кому из Сирии очень уж не хочется уходить. Пальцем указывать не буду. Остальное додумайте сами.