В ожидании нападения на Крым
Глава МИД России Сергей Лавров рассказал о подготовке Украиной вооруженной провокации на границе с Крымом в последнюю декаду декабря.
Министр заверил в интервью "Комсомольской правде", что спецслужбы принимают все меры, чтобы таких эксцессов не происходило, но в случае чего Россия не будет медлить с ответом. По словам Лаврова, Порошенко сейчас обсуждает провокацию с "западными кураторами".
Звучит угрожающе. Тем, кто считает, что Украина вряд ли решится сунуться в Крым, хочу напомнить, что в августе 2016-го украинские диверсанты уже пытались с оружием в руках проникнуть на территорию полуострова, в столкновении были жертвы среди российских военнослужащих.
Глава МИД заявил, что на линию соприкосновения в Донбассе Украина стянула 12 тысяч военнослужащих, большое количество техники.
В последние дни также циркулировали слухи, что Киев готовит наступление на Мариупольском направлении. На прошлой неделе Эдуард Басурин сообщил, ссылаясь на данные разведки ДНР, что группировка в 12 тыс. человек, 50 танков, 40 реактивных систем залпового огня, 180 орудий и минометов готовится 14 декабря начать наступление на юге республики с целью захватить территорию Новоазовского и Тельмановского районов и за двое суток выйти к границе с Россией.
По словам Басурина, поводом для наступления должен был стать взрыв на хранилище химикатов Мариупольского металлургического комбината им. Ильича, который предполагали осуществить с помощью дронов. Последствием взрыва должно было стать заражение территории, а ответственность за теракт планировалось возложить на ДНР.
Позднее начальник пресс-службы управления Народной милиции ДНР Даниил Безсонов заявил, что украинская сторона минировала дороги в районе Мариуполя для подрыва гражданского транспорта с целью возложить вину на ополченцев.
Обе версии звучали бы весьма правдоподобно, если бы не два "но". Во-первых, по осенней распутице наступать никто не будет. В Донбассе до января может быть плюсовая температура. Наступление ополченцев на Дебальцево в 2015-м откладывалось именно до первых серьезных морозов.
Понятно, что политикам порой нужен результат здесь и сейчас. Но даже в полностью разложившейся армии Украины должны найтись люди, которые объяснили бы политикам, что наступать сейчас — это самоубийство. К тому же контрудар республик мог бы создать укровоякам "мариупольский котел".
Впрочем, возможно, именно это и было нужно Порошенко, чтобы вновь заявить о "российской агрессии".
Второе "но" заключается в том, что нас постоянно пугают новым наступлением ВСУ. Начиная с 2015 года. И всякий раз дата начала новой войны соотносится с каким-либо важным политическим событием — встреча Порошенко с европейскими лидерами или, наоборот, встреча Путина — чтобы ее омрачить. Керченская провокация произошла как раз накануне встречи Путина с Трампом, которая в итоге была сорвана именно под этим предлогом.
Несмотря на угрожающие прогнозы, реального наступления украинская армия все эти годы так и не предпринимала, если не считать эпизодических попыток прорваться хоть где-нибудь хоть на пару сотен метров.
На этот раз у Порошенко едва ли был резон развязывать войну 14 или 15 декабря. Выборы у него в марте, логичнее было бы делать это ближе к этому событию. Ну или к концу года, когда истечет срок военного положения, введенного на 30 дней.
И тут вспоминаются слова Лаврова о намерении Порошенко осуществить провокацию ближе к Новому году.
Скажу честно, никто из моих знакомых в Донбассе 14–15 декабря ничего и не ждал, хотя алармистские заявления Басурина и Безсонова никого не удивили. Они как минимум не позволяют расслабиться, а украинской стороне по крайней мере приходится переносить даты своих провокаций, а то и вовсе — менять планы.
Тем не менее в республиках к этому отнеслись вполне серьезно: 14 декабря подразделения Народной милиции ДНР привели в полную боеготовность. Они были доукомплектованы личным составом, вооружением, техникой и боеприпасами, на позициях провели инженерные работы, установили противотанковые заграждения, ключевые объекты усилили средствами ПВО.
Просто для понимания: несмотря на отсутствие широкомасштабных операций и движения линии фронта, война идет каждый день, каждый день украинская сторона обрушивает на республики тонны снарядов, происходят столкновения с диверсантами, так что никто не расслабляется ни на минуту, вариант "застать врасплох" едва ли прокатит.
Впрочем, если прицеливаться на конец декабря — начало января, можно, конечно, сделать ставку на длинные праздники, которые несколько подорвут обороноспособность. Особенно в России. Ведь киевские стратеги рассчитывают на молниеносный удар, чтобы Москва просто не успела опомниться, а потом просто поставить мир перед фактом "освобождения территории". Пусть даже этот короткий путь придется устлать трупами собственных солдат. Для Порошенко это была бы серьезная победа накануне выборов.
Но это — задача-максимум. Задача-минимум заключается в том, чтобы снова получить по шее и обвинить Россию в несоблюдении минских соглашений. Судя по всему, в США на Порошенко давно не делают ставки и хотят, чтобы выборы прошли честно и в срок. Однако едва ли они решатся менять коней на переправе — то есть в условиях реальной войны. Порошенко понимает, что, возможно, это его единственный шанс удержаться у власти, хотя бы на период продолжения активных боевых действий.
Да, у Трампа сейчас едва ли есть время и желание разбираться с Порошенко и вообще заниматься Украиной. Однако для США существует константа, которая остается вне зависимости от того, кто заправляет в Белом доме, — желание втянуть Россию в войну с Украиной, а в перспективе — втянуть в эту войну еще и Европу. Собственно говоря, все эти годы украинский режим безуспешно именно этого и добивается — спровоцировать Москву на то, что можно было бы объявить уже "реальной", а не воображаемой "агрессией". В результате проворовавшийся вожак туземцев перестал представлять для Вашингтона всякий интерес. Но даже в последние месяцы своего президентства Порошенко верит, что сможет выполнить свою миссию и доказать свою безальтернативность.
Положение Порошенко патовое. С одной стороны, он понимает, что реальная война с Россией может закончиться для него трибуналом и виселицей на Майдане, на которую его отправит собственный народ. Далеко не факт, что ему удастся сбежать и что Запад его примет. С другой стороны, потеря власти может быть чревата тем же трибуналом, но без войны — собственные радикалы повесят его с еще большим удовольствием.
Отчаянной попыткой вырваться из этой западни стала керченская провокация. Судя по всему, командиры рассчитывали, что 18-летние мальчишки на украинских катерах героически погибнут в перестрелке с "агрессором". Но не учли, что мальчишки расставаться с жизнью ради "идеалов гидности" явно не спешат. Не учли и профессионализма российских пограничников.
Не получили от провокации никаких дивидендов ни Порошенко, ни американские "кураторы". Чего США хотели, почти сразу озвучил Курт Волкер — отключить Россию от SWIFT, запретить ее кораблям заходить в европейские порты, остановить строительство "Северного потока — 2". Но у Европы оказалось свое мнение. "Агрессию" России они осудили, но отключать от SWIFT или тем более закрывать свои порты и сворачивать газопровод — отказались. И вот Волкер уже грозит привычным набором мер воздействия: санкции, поставки летального орудия Украины.
Кстати, с санкциями европейцы США тоже прокатили, сочтя новые ограничения контрпродуктивными.
Впрочем, Порошенко определенные дивиденды все же получил — военное положение. Правда, не на 60 дней, как планировал, что позволило бы ему сорвать начало избирательной кампании, а всего на 30.
Если войны не будет, военное положение не продлят, избиратель отмахнется, а после Нового года закрутится маховик избирательной кампании…
Что же делать? Нужна новая провокация!
Не сейчас, а ближе к Новому году. Вопрос в том, где? В Донбассе? К концу декабря, глядишь, и подморозит. Уже и новые даты начала наступления называют — 24–25 декабря. "Планы Порошенко абсолютно прозрачны. Ему нужен повод, чтобы продлить военное положение. И он его активно ищет", —заявил Басурин.
Проблема в том, что все может закончиться как в Керченском проливе. Запад будет отмечать католическое Рождество — им будет не до реакции на очередную "российскую агрессию".
Но есть и другие варианты — некоторые эксперты убеждены, что наступление ВСУ начнется не в Донбассе, а в Приднестровье, защитить которое будет сложнее.
Но наиболее предпочтительным вариантом остается Крым. Просто потому, что там ВСУ гарантированно получат по зубам, причем сильно. А это именно то, что нужно, — получить не от шахтеров и трактористов, а от российской армии.
Возможно, Порошенко рассматривает и комбинированные варианты, а постоянным нагнетанием страха перед войной рассчитывает усыпить бдительность и добиться того, что на крики "Волки!" уже никто не будет реагировать.
Теперь все будет зависеть от степени отмороженности украинского президента. Так что я бы со всей серьезностью отнесся ко всем предостережениям, даже самым фантастическим. Тем более что Лавров едва ли будет распространять непроверенную информацию…