Version: 0.1.0

США никогда не уходят с оккупированных территорий

Дмитрий Родионов
Почему хронология интервенций американцев по всему миру обязательно продолжится.

Дональд Трамп готов к новым боевым действиям вСирии. Такое заявление вчера в ходе выступления в Американском университете в Каире сделал глава Госдепа Майкл Помпео, отметив, впрочем, что в Вашингтоне надеются, что до этого не дойдет.

Он отметил, что США по-прежнему привержены уничтожению террористической группировки ИГИЛ*. Странное дело. Ведь совсем недавно, объясняя решение о выводе войск, Трамп говорил, что ИГИЛ побеждено. Правда, он это говорил не раз, я лично уже запутался сколько.

Трамп вообще любит делать громкие и красивые заявления, не беспокоясь повторами и несоответствием их реальности. Видимо, чтобы внести хоть какую-то ясность, Помпео несколько скорректировал заявление шефа, объявив о разгроме ИГИЛ на 99 %.

В чем заключается этот 1 %, он, впрочем, не уточнил. Это не важно. Главное, что один процент остается, а значит, США в любой момент могут вернуться в Сирию под предлогом борьбы с ним.

И вот Помпео, подчеркивая, что американские войска все же покидают страну, снова уточняет: в случае появления новых целей США будут наносить по ним авиаудары.

Вот это уже более классическое для США поведение! Хватит уже пинать мертвую тушку халифата! Ведь могут появиться новые цели!

А это весьма прозрачное определение, под которое может попасть кто угодно: и террористы, и те же вчерашние союзники-курды, и, конечно, правительственные силы, по которым американцы при Трампе уже не раз наносили удары по надуманным обвинениям. Были бы ракеты, а цели найдутся. Ракет у них в избытке.

Вывод войск из этой, наверное, самой нелепой из всех войн, в которых участвовали американцы за последние годы, для Трампа отличный пиар-ход, попытка переключить внимание внутренней аудитории на внешнюю тематику.

Но о полноценном выводе говорить не придется. Американцы окончательно ниоткуда не уходят. Достаточно взглянуть на Германию или Японию, где те основательно засели после Второй мировой, которая кончилась аж 70 с лишним лет назад. Их можно только выбить, как это было в Северной Корее и во Вьетнаме.

Тем не менее механизм PR-хода под названием "вывод войск" уже запущен. Еще в конце прошлого года стало известно, что первые американские военные перемещены из сирийской провинции Эль-Хасака в Ирак.

Кстати, почему в Ирак? Почему не домой? Может, для того, чтобы возвратиться, когда появятся новые цели? Ну или там 1 процент ИГИЛ даст о себе знать?

В своей речи в Каире Помпео подчеркнул, что США являются "силой добра" на Ближнем Востоке и всегда стремились к освобождению, а не оккупации региона. "Как только США отступают, появляется хаос", — заявил он.

Это уж точно. Конечно, он имел в виду Ирак, где передача власти местным после свержения Хусейна привела к появлению ИГИЛ. И Афганистан, где сегодня вновь активизировались талибы*. Ослабление американского военного контроля действительно привело к хаосу. Правда, американские политики, денно и нощно напоминающие об этом, почему-то забывают упомянуть, что это как раз Штаты ПРИНЕСЛИ ХАОС в эти страны, которые до их появления были весьма стабильны, как тот же Ирак, и даже процветающие, как Ливия.

Да, сравнивать есть с чем — американцы до прошлого века практически не совались за пределы своего континента, но в XX столетии успели изрядно наследить везде.

И во всех этих историях, несмотря на различия, есть кое-что общее: везде американцы выступали в качестве агрессора, прикрывавшегося надуманными предлогами то собственной безопасности, то защиты "демократии" и "международного права". Вопрос о безопасности откровенно всегда притягивался за уши. За всю историю США лишь однажды были атакованы на собственной территории — Японией в годы Второй мировой войны. Отомстили японцам они круто: две ядерные бомбы сбросили и до сих пор оккупируют. Думаю, вряд ли у кого-то появится желание нападать на США после такого. Если не считать отморозков на захваченных пассажирских самолетах 11 сентября 2001 года. Впрочем, это не было полноценной агрессией другого государства, да и вообще есть предположение, что сами США все и организовали. Тем не менее это дало им формальный повод для вторжения в Афганистан и фактическое перекраивание карты Ближнего Востока, продолжившееся свержением Хусейна и "арабской весной".

Ну, мем про "если у вас нет демократии, тогда мы летим к вам", думаю, знают все. США всегда по-своему толковали понятия "демократии" и "международного права", легко записывая в диктаторские и даже террористические те режимы, которые им не нравились.

У них возникла целая система определения таких режимов. Одним из первых таких списков, составленных Госдепом, которому почему-то должен был следовать весь остальной мир, был список "государств — спонсоров терроризма". Составление списка началось 29 декабря 1979 года, и тогда в него были включены Ливия, Ирак, Южный Йемен и Сирия, впоследствии в него входили также Судан, Куба и КНДР. Причем, кто спонсор, а кто нет, определял исключительно Госдеп по своим каким-то там критериям. После истории со Скрипалями туда и Россию включить предлагали, но пока до такой шизофрении не дошло.

При Буше-младшем, когда американцы почувствовали полную свободу вмешательства в дела любой страны, появилась т.н. "ось зла", куда также вошли Ирак, Иран и КНДР. Чуть позже заместитель госсекретаря (нынешний советник президента США по вопросам национальной безопасности) Джон Болтон добавил в список Кубу, Ливию и Сирию, а госсекретарь Кондолиза Райс ввела понятие "оплота тирании", к которым причислила также Белоруссию, Зимбабве и Мьянму.

Некоторых стран из списка (в том виде, в котором они существовали) давно нет. Бесконечная гражданская идет в Ливии, Ираке, Йемене, Судане. Угрозы уничтожения регулярно поступают Ирану, КНДР, Кубе, Венесуэле. И то, что США до сих пор не отправились нести к ним демократию, говорит лишь о том, что американцы боятся их трогать. Пока боятся. В более или менее полной безопасности пока только Северная Корея, у которой есть ядерное оружие и с которой Трамп решил демонстративно замириться опять же ради собственного пиара. Остальные — в зоне риска.

Стоит ли напоминать, что помимо Афганистана, Ирака, Сирии и Ливии, которые можно отнести к войнам новейшей эпохи, американцы имеют богатейший послужной список агрессий как во времена Холодной войны, так и в первые годы после ее окончания.

Вот лишь краткий список жертв "оплота демократии" и "силы добра" не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире.

Начать стоит, пожалуй, с оккупации Гаити, начавшейся в июле 1915-го и продлившейся почти 20 лет. Якобы под предлогом защиты интересов американских корпораций. Это была одна из первых вылазок США за пределы собственной страны. Впрочем, еще за сто лет до этого они провозгласили всю Америку зоной своих интересов — согласно доктрине Монро. Эта доктрина еще в XIX веке стала прикрытием для аннексии со стороны США более половины тогдашней территории Мексики. Кроме того, в конце XIX века американцы захватили принадлежавшие Королевству Испания Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины.

В XX веке, наживаясь на обеих мировых войнах, США фактически в них не участвовали. Ну, во Второй — участвовали, но главным образом не против основного врага — Гитлера, вступление в войну с которым они постоянно оттягивали, а против Японии, защищая свои интересы. Причем участвовали своеобразно, с помощью ядерных бомб. Для сравнения: американцев в ту войну погибло чуть больше 400 тысяч (меньше среди союзников только у Британии), японцев — 2,5 миллиона.

Далее на ум приходят, конечно, уже упомянутые Корея (1950-53 гг.) и Вьетнам (1965-73 гг.). В обеих странах в результате крушения колониальной системы после Второй мировой войны к власти пришли просоветские силы. В обеих странах США защищали свои марионеточные режимы. В Корее под флагом ООН (это, обратите внимание, один из редких случаев, когда Вашингтону удавалось заручиться полной поддержкой этой влиятельнейшей международной организации), а во Вьетнаме - уже в отрытую. В обоих случаях они крепко получили по зубам. Правда, в Корее им удалось закрепиться на юге, а вот из Южного Вьетнама пришлось спешно бежать, бросив своих подопечных. Как раз недавно, в связи с выходом их из Сирии вспоминал операцию "Порывистый ветер", точно так же он кинули своих союзников курдов.

Едем дальше. Операция Power Pack — вторжение в Доминиканскую республику в 1965 году. Цель — свержение пришедшего к власти в результате гражданской войны левого правительства Франсиско Кааманьо. Предлог — "защита граждан США". ООН молчит и ничего не может сделать.

Операция Urgent Fury — вторжение в Гренаду в 1983 году, якобы с целью защиты американских граждан и восстановления стабильности в стране по просьбе Организации американских государств. На деле американцы банально воспользовались внутренними разборками в стране, в результате которых была свергнута власть, стремящаяся к нормализации отношений с США. Генассамблея ООН называет эти события "грубым нарушением международного права и интервенцией". Совбез ООН пытается принять резолюцию, осуждающую агрессию, но Америка ветирует ее.

Операция Just Cause — вторжение в Панаму в 1989 году. Официальная цель — защита жизни американских граждан, защита безопасности Панамского канала и "восстановление демократии" в Панаме. Реальная цель — свержение неугодного США Мануэлья Норьеги. Совбез ООН пытался осудить и эту агрессию, но тут правом вето воспользовались уже Великобритания и Франция. Представитель США в ООН заявил, что его страна "реализовала право на самооборону".

Можно еще вспомнить операцию в Заливе Свиней в 1960-м году с целью свержения правительства Фиделя Кастро на Кубе. 40 стран ООН тогда осудили эту агрессию, признав ее грубым вмешательством в дела независимого государства. К счастью, операция провалилась. Но были и другие попытки. Только покушений на Кастро были сотни!

К американской агрессии вполне можно отнести и переворот в Чили в 1973-м году, в котором США не принимали непосредственного участия, но мало кто сомневается, что он был осуществлен с их подачи, как и украинский "Майдан" спустя 40 лет.

Все это было во время Холодной войны, когда мир был еще двухполярным. А в 90-е он стал однополярным, и США уже окончательно перестали стесняться. В 1999 году впервые после Второй мировой произошло нападение на европейскую страну — Югославию. И снова без санкции Совбеза ООН. Вернее, они по-своему интерпретировали резолюцию № 1199, которая требовала от властей СРЮ и руководства косовских албанцев обеспечить прекращение огня в Косово и без промедления начать переговоры. Невыполнение резолюции они посчитали достаточным поводом для вторжения.

В 2001 году они вновь по-своему прочитали резолюцию ООН № 1368, осуждающую теракты 11 сентября, и вторглись в Афганистан. И если тогда международное сообщество еще отнеслось с пониманием, то уже никакой поддержки они не получили, когда в 2003 году вторглись в Ирак. Колба, которой на трибуне ООН размахивал тогдашний госсекретарь Колин Пауэлл, не убедила вообще никого, кроме всегда поддерживавших все авантюры Вашингтона англичан.

Еще один из редких случаев, когда США удалось продавить свою позицию в ООН — это Ливия. Тогда им удалось убедить мир, что создание "бесполетной зоны" — единственный способ остановить гражданскую войну, которая стала следствием раздутой американцами в регионе череды "цветных революций". Впрочем, мир в лице европейских лидеров был не прочь поквитаться лично с Каддафи, которого они давно недолюбливали, заодно прибрав к рукам богатства Ливии.

Чуть позже, когда ее судьбу едва не разделила Сирия, когда миграционный кризис захлестнул Европу, они начали понимать, что американцы их использовали и подставили. Как, кстати, и на Украине.

И да, в Сирии, которую Трамп решил побомбить, видимо, тоже для личного пиара, его не поддержал никто, кроме вечных англичан и желающего геростратовой славы Макрона — да и те после долгих уговоров.

Сегодня они уходят из Сирии (Помпео это подтвердил). Уходят, чтобы в любой момент вернуться. Уходят, чтобы смешать карты оппонентам, попытаться столкнуть их друг с другом. Уходят не для того, чтобы был мир.

Ибо там, куда США однажды обратили свой взор, мира уже не будет. Это давно пора начать понимать.

*ИГИЛ и "Талибан" - запрещенные в России террористические организации.