Version: 1.0.2

Есть ли жизнь без российского газа?

Дмитрий Родионов
Украина может выжить без транзитного контракта с "Газпромом". Но именно выжить, а не жить.

Завершение контракта на транзит российского газа приведет к падению экономики Украины. Такое громкое заявление сделал в эфире телеканала NewsOne депутат Верховной рады Вадим Рабинович.

По словам депутата, прекращение транзита приведет к тому, что Украине придется тратить $3 млрд в год на обслуживание неработающего газопровода.

"Теперь не будет ничего — договор новый не заключают. С чем мы останемся?" — задается вопросом Рабинович.

Рабинович, конечно, алармист, он периодически несет с экрана всяческие ужасы. Справедливости ради, он не врет и не придумывает. Странно даже, что его пускают на ТВ с подобными заявлениями, да? Видимо, у украинцев, которые шестой год живут как в фильме ужасов, уже иммунитет к страшилкам выработался, так что им можно озвучивать правду, они ее воспримут спокойно.

Ранее, к примеру, Рабинович предупреждал, что под видом экономической помощи Европа хочет разворовать природные ресурсы Украины (имея в виду лес и землю). Или совсем недавно он заявлял, что украинская экономика находится в катастрофической ситуации из-за внешнего долга, который делает несколько поколений жителей страны рабами МВФ и прочих кредиторов. Кроме того, он подчеркивал, что одним из требований МВФ было повышение коммунальных тарифов, в частности, цены на газ, что должно крайне болезненно ударить по всем украинцам. Буквально на днях он сказал, что повышением тарифов на отопление Киев обрекает население Украины на замерзание, а пенсионеров это просто убьет!

Но вернемся к нынешнему вопросу о транзите. И тут Рабинович снова говорит ужасающую правду.

Впрочем, есть один момент, который не может не вызвать недоумение. О каком падении экономики может идти речь? Ужель Рабиновичу не знать, что она уже упала ниже некуда? Кажется, это он об этом чуть ли не каждый день говорит?

Или дно еще не достигнуто?

На самом деле, падать и вправду еще есть куда — это раз. Все же экономика Украины в период нахождения в составе СССР была одной из наиболее развитых в стране, и убить ее вот так сразу не очень просто. Собственно, ее убивали почти все 30 лет незалежности, планомерно, шаг за шагом. После победы госпереворота 2014-го процесс пошел намного быстрее, но все же Украина продолжает сохранять некий запас прочности благодаря советскому наследию. Это замечание тем, кто все последние пять лет постоянно кричат о том, что Украина уже на дне, еще чуть-чуть — и конец!

Нет, не конец. Хотя… смотря что считать концом? По сравнению с тем, что было в УССР или даже в домайданной Украине, кому-то нынешний уровень жизни может показаться полным адом. Напомню, даже самые отъявленные сторонники Майдана уверены в том, что уровня "как при Януковиче" страна сможет достичь только по прошествии десятков лет.

Но живут же люди как-то. Или выживают. Принципиально то, что запас прочности украинской экономики не позволяет стране скатиться до уровня какой-нибудь африканской колонии, где свирепствует голод и люди едят друг дружку. Хотя Украина движется, как говорится, в правильном направлении…

Стоит все же упомянуть, что голод и гражданская война в масштабах всей Украины просто не нужны их западным хозяевам. Им нужна украинская земля, природные ресурсы, лес и безопасный способ их вывоза. Для этого нужен обслуживающий персонал из местных жителей. Другой вопрос, что достаточно 15-20 миллионов, никак не 40 нынешних, о чем местные эксперты давно предупреждали. Остальные должны погибнуть на войне, перебить друг друга, вымереть, уехать из страны.

Для этого Украину и кредитуют всякие МФВ. Не только для того, чтобы контролировать ее власти таким образом. Но и для того, чтобы не дать стране попросту умереть и скатиться в хаос. Знаете, как в древности рабам давали ровно столько пищи, сколько нужно для того, чтобы они жили и могли работать. Так и тут. Так что хочу заверить пессимистов в том, что полный крах украинской экономике не грозит — ее будут спасать. До тех пор, пока кому-то нужно, чтобы Украина существовала. При этом уровень жизни аборигенов хозяев, конечно, интересовать не будет.

Впрочем, уровень жизни украинцев во многом поддерживается исключительно благодаря переводам "заробитчан". По данным украинских экономистов, переводы из-за границы — это 1/3 от всех доходов госбюджета Украины.

Ну и, конечно, газовый транзит также во многом помогал поддерживать экономику все годы незалежности. Это, напомню, не менее $3 млрд в год. Извините, но это огромные деньжищи — за красивые глаза. За то, что Украина обладает стратегически важным географическим положением — посредника между Россией и Европой. И за то, что СССР в свое время проложил через нее газовую трубу, и не только — построил кучу предприятий, сделавших Украину на момент выхода из Союза одной из сильнейших экономик Европы.

Правда, все эти предприятия Украина усиленно разворовывала и уничтожала руками захвативших их олигархов, которые могли только беспощадно эксплуатировать их, не развивая. К 2014-му эти олигархи, видимо, решили, что выжали из них все, что можно, и согласились поддержать Евромайдан, победа которого означала смерть украинской промышленности.

Европе украинская промышленность не нужна, ей нужны рынки Украины, ее ресурсы, дешевая рабочая сила. А промышленность лишь создает конкуренцию, и она была приговорена, как и промышленность ранее вошедших в ЕС стран Восточной Европы.

Единственное наследие СССР на территории Украины, в котором ЕС был кровно заинтересован, — это труба! Чем Украина все эти годы пользовалась, периодически наглея, требуя все больше денег, а когда ее игнорировали — просто отключая газ Европе. В ЕС это хорошо помнят, особенно когда повторяются холодные зимы.

Потому Европа и поддерживает строительство альтернативных трубопроводов, хоть и настаивает на сохранении украинского транзита. Это вопрос. С одной стороны — политический: Брюссель таким образом пытается не только обезопасить Киев от гипотетического решения Москвой "украинского вопроса" силовыми методами, но и сохранить деньги для поддержания украинской экономики на плаву.

Надо отметить, что делает это Европа почему-то за наш счет. Была бы Украина дружественной нам страной, согласилась бы продать "Газпрому" свою ГТС, мы бы ее спасли за свой счет (общеизвестно, что украинская труба находится в крайне плачевном состоянии и требует значительных вложений). Она ведь и собиралась ее продавать — но Западу, кому угодно, только не России. Тогда с какого чуда мы должны вообще сохранять этот транзит? Только чтобы удовлетворить Европу?

Но ведь Москва сама постоянно подчеркивает, что не откажется от украинского маршрута, только благотворительностью больше заниматься не будет. По большому счету, нам самим выгодна диверсификация маршрутов, чтобы снизить риски. Больше трубопроводов хороших и разных!

К тому же, объективно говоря, даже если "Северный поток — 2" заработает в положенный срок, говорить о полном отказе от украинского транзита в один день будет рано, какое-то время без него, действительно, будет не обойтись. Но, подчеркну, лишь какое-то время.

И на Украине это хорошо понимают, тщетно пытаясь хоть как-то замедлить строительство нового трубопровода, чтобы успеть до конца 2019 года вырвать у "Газпрома" контракт на транзит.

Понимают они и то, что "СП-2" — даже не самое страшное. Недавно в Киеве прозрели, что гораздо более опасен для них "Турецкий поток". Если "СП-2" еще позволяет Украине сохранить часть транзита, поскольку обеспечивает газом только север Европы, то "Турецкий поток" доставит газ потребителям уже на юге материка, что сделает украинскую трубу вообще лишней.

"Турецкий поток уже почти построен, — говорит глава "Нафтогаза" Андрей Коболев. — Первая ветка будет точно запущена. Здесь, к сожалению, эта борьба была проиграна Украиной".

Правда, он тут же сам себе противоречит, утверждая, что строительство обоих "потоков" еще можно остановить.

Этого, по его мнению, можно добиться с помощью санкций США, которые выведут из игры компании, предоставляющие технологии для трубопроводов, ведь почти все они одновременно работают и в американской акватории на глубоководной добыче углеводородов и не хотели бы лишиться американского рынка.

Но и тут засада.

По словам еще одного депутата — известного критика украинской власти и бывшего соратника Рабиновича — Евгения Мураева, транзит российского газа в обход Украины беспокоит Европу только на словах.

"Так называемая озабоченность Меркель, Макрона по поводу транзита через Украину — это всего лишь заявления, которые разбиваются об интересы Европы с точки зрения обеспечения ее газом", — считает он.

Он также напомнил о двух "газовых войнах", в результате которых Европа рисковала остаться без топлива. По его словам, ЕС воспринимает Украину как ненадежного поставщика и хочет использовать обходные пути поставок, чтобы гарантированно получать газ.

Кстати, в украинских подземных хранилищах осталось газа на 43 % объема. При этом отбор газа продолжается, а поступление — нет. Это означает, что в случае исчерпания запасов Киев будет вынужден прибегнуть к старому проверенному способу — воровать газ у Европы.

Вы все еще хотите транзит через этот бантустан, господа европейцы?


фото: РИА Новости

Мураев, кстати, еще сказал, что потеря транзита газа представляет для Украины серьезную угрозу, поскольку может нарушить газоснабжение внутри страны.

И это тоже. В дополнение к потерянным трем миллиардам в год за транзит. Критичным для Украины деньгам. Впрочем, как я уже говорил, совсем умереть украинской экономике не позволит Запад. Вот пусть он и оплачивает решение проблем с их трубой.

Как ранее подчеркнули в "Газпроме", новый контракт может быть подписан только при условии усекновения киевских хотелок и коммерческой привлекательности. Проблема тут не только в отсутствии последней, а в присутствии абсолютной неадекватности и недоговороспособности украинской стороны.

На прошлой неделе заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко заявила, что Москва вынуждена будет подписать с Киевом новый контракт, потому что не успеет достроить "Северный поток — 2" до конца года.

Блажен, кто верует. Продолжайте в том же духе. Через год посмотрим, кто что вынужден будет делать. А заодно и то, прав ли был Рабинович или наоборот — слишком оптимистичен в своих оценках того самоубийственного курса, на который встала Украина.