В Косово вновь запахло войной
28 мая началось очередное обострение в Косово, спровоцированное рейдом полиции самопровозглашенной республики в населенные сербами муниципалитеты Зубин-Поток и Косовска-Митровица.
Уром подразделения ROSU (спецназ МВД Косово, состоящий из экс-боевиков террористической Армии освобождения Косово) ворвался в четыре северных муниципалитета региона и арестовал 20 сербов по подозрению в причастности к организованной преступности и убийству полицейского в 2011 году. По словам премьер-министра Косово Рамуша Харадиная, спецслужбы проводили антикоррупционную спецоперацию. Президент Косова Хашим Тачи заявил, что операция направлена на борьбу с преступностью и полезна всем гражданам республики.
Не очень понятно, о какой коррупции идет речь, тем более не понятно, для чего применять полицейский спецназ?
В международных силах под руководством НАТО (KFOR — Kosovo Force), которые вроде как должны обеспечивать безопасность в Косово, лишь разводят руками и говорят, что борьба с коррупцией — внутреннее дело косоваров.
Местные сербы пытаются остановить продвижение косовского спецназа, они начали строить баррикады, начались столкновения с полицией, в ход пошли слезоточивый газ и травматическое оружие, а по некоторым данным, и не только травматическое. Сообщается, что в перестрелке ранены более десяти человек.
"Албанцы сейчас хотят вычистить сербов в этих общинах на севере Косово при помощи и поддержке США. Ситуация очень нехорошая... Международные силы, действующие под руководством НАТО — KFOR, говорят всему миру, что сегодня на севере Косово прошла "полицейская операция", нацеленная на "нелегальных бизнесменов" и людей, связанных с криминалом. Но всем понятно, что косовары арестовывают лидеров сербских общин, а силы KFOR не хотят реагировать... Там могут произойти этнические чистки всех сербов — детей, взрослых и стариков. Мы видим, что сегодня в направлении севера Косово выдвинулась большая колонна боевых средств косоваров. Мы видим там людей в масках и с нашивками на руках — понятно, что это боевики, которые уже бывали на войне, например, в Сирии. Все они замаскированы под косовскую полицию", — так прокомментировал происходящее политолог и общественный деятель Драган Станоевич.
Президент Сербии Александр Вучич приказал привести вооруженные силы и спецназ МВД страны в полную боевую готовность.
"Мы будем сохранять мир и стабильность почти любой ценой, но нам достаточно ясно, о каком лицемерии здесь идёт речь. Сегодня я как верховный главнокомандующий отдал приказ о полной боевой готовности. Наша армия, если дойдёт до какой-то серьёзной угрозы безопасности и жизни людей, защитит наш народ. Мы будем бороться за сохранение мира и стабильности, но будем полностью готовы в самые короткие сроки защитить свой народ. На забудьте, что накануне случилась ещё одна вещь: президент временной администрации в Приштине Хашим Тачи призвал Албанию к объединению. Это значит, что они хотят установить албанско-сербскую границу на Копаонике. Мой ответ: не будет границы Великой Албании на Копаонике", — заявил он, выступая перед депутатами.
Едва ли власти самопровозглашенного Косово планируют установить на Копаниоке границу "великой Албании", тем более, что той не существует в природе, и построить ее албанцам просто никто не даст. Но вот интересный факт, на который многие сразу обратили внимание.
Зачистка в сербских общинах Косово началась практически сразу после выступления Александра Вучича в парламенте, в ходе которого тот признал фактическую потерю края.
"Я решил не продолжать ложь и самообман, я сказал всем, что нет Сербии, нет нашего правительства в Косово и Метохии, что крайне важно для здравоохранения и образования. Мы должны перестать вводить в заблуждение нашу собственную общественность, я повторял это в течение последних семи лет, с албанцами единственный путь в будущее", — заявил сербский лидер.
Вучич также отметил, что Сербия потерпела крупное национальное поражение, потеряла территорию, а также понесла значительные экономические убытки.
Еще интересно, что он почти слово в слово повторил до этого неоднократно звучавший призыв самих албанских лидеров — прекратить заниматься самообманом.
Таким образом, Вучич продемонстрировал слабость, а слабых бьют. Не удивительно, что албанцы незамедлительно ответили зачисткой населенных сербами районов Косово. Чтобы как бы показать истинность озвученного Вучичем: Сербия ничего не контролирует и ничего не может сделать, в то время, как они, албанцы, на контролируемой ими территории могут творить все, что угодно, никто им этого не запретит.
Конечно, не факт, что не будь того выступления Вучича, они бы этого не сделали, но оно, несомненно, подстегнуло агрессию со стороны косовских политиков, которые до этого, напомню, почти все были боевиками ОАК и едва ли расстались с привычками времен террористической деятельности.
Впрочем, в Белграде о планах косовских властей, судя по всему, знали заранее. За день до начала столкновений Вучич заявил, что ожидает нападение албанцев на сербов в Косово.
"Албанцы ведут себя все нервознее. Вопрос дней и месяцев, когда они нападут на сербов в Косово и Метохии", — заявил он.
Как видим, это оказался вопрос не месяцев и дней, а часов.
И тут, мне кажется, роль катализатора сыграло именно заявление Вучича о потере Косово. Можно не сомневаться в том, что эта операция была согласована на Западе, но вот ее дата и, возможно, детали — это уже импровизация косоваров.
Вернемся к заявлению Вучича. Как его понимать? Неужели Вучич действительно готов рассмотреть вопрос о признании независимости Косово? Нет, он не говорит об этом напрямую, но как еще понимать слова о желании определиться: сохранить замороженный конфликт или развивать контакты с Приштиной?
Развивать контакты — это значит, признать независимость самопровозглашенной республики. Как еще можно развивать контакты, я смутно представляю. Определиться Вучич предлагает народу Сербии. Как понимать это? Вынос вопроса на референдум?
Но и об этом Вучич не говорит прямо, ибо понимает, что в Сербии за призывы признать независимость Косово можно поплатиться, в лучшем случае, карьерой.
Кстати, если кто забыл, напомню, что в последние месяцы по всей Сербии прошли достаточно мощные акции протеста.
Оппозиция обвиняла власть в создании "атмосферы насилия", коррупции и выступила против ряда социальных реформ. Но это далеко не весь список претензий к власти.
Интересно, что многие представители оппозиции еще вчера были гораздо более проевропейскими, чем Вучич, а сегодня обвиняют его… в сговоре с Европой с целью сдачи Косово…
Как происходят подобные метаморфозы — отдельная тема. Важно то, что Вучич действительно значительнее своих предшественников продвинулся в переговорах о вступлении в ЕС и решении "косовского вопроса". Разумеется, не без болезненных компромиссов, которые сербскими радикалами воспринимаются не иначе как национальное предательство.
В частности, Вучичу вменяется в вину сговор с руководством косовских албанцев по разделу Косово. Но можно ли это считать предательством?
Вучич действительно попытался реализовать один из возможных сценариев решения вопроса — размежевание территорий, на которых проживает сербское и албанское большинство с отходом первых к Сербии, а вторых к Косово.
Интересно, что албанцы на этот вариант были согласны. В феврале этого года президент самопровозглашенной республики Хашим Тачи во время дебатов в Совете по международным отношениям в Вашингтоне заявил, что Косово готово отдать часть своей территории Сербии в качестве платы за окончательное соглашение между Приштиной и Белградом.
Правда, он оговорился, что ряд территорий и объектов передаче не подлежат: столица косовских сербов город Косовска-Митровица, водохранилище Газиводе, промышленный комплекс "Трепча".
Впрочем, это уже детали. Главное, что стороны выразили готовность к диалогу.
Следует понимать, что за разменом территориями должно последовать признание косовской независимости Сербией, о чем говорил тот же Тачи, не скрывая, что для него означает мир с Белградом: "Если небольшая коррекция границы — это цена окончательного мирного соглашения, тогда это должно быть приемлемым".
Это, разумеется, неприемлемо для сербского общества. С потерей Косово они согласятся едва ли раньше, чем грузины с потерей Абхазии и Южной Осетии.
И это является одним из основных поводов для нападок на Вучича, мол, сдает Косово и ведет Сербию в ЕС и даже НАТО, что для большинства сербов также недопустимо.
Поэтому-то Вучич крайне осторожен в своих высказываниях, предпочитает выражаться обтекаемо.
Я не зря сказал о том, что сербы уже не те. Вучич предлагает "вилку": договариваться с албанцами, то есть решить вопрос или оставить его в подвешенном состоянии. Но решить вопрос можно и иным путем — военным. Да, сейчас намного труднее, чем 20 лет назад, но теоретически можно. Но к этому сербское общество не готово примерно в той же степени, как не готово согласиться с потерей Косово.
Выходит, вариант один: сохранять замороженный конфликт. А это шлагбаум на пути в ЕС, куда так стремятся нынешние сербские элиты.
И албанцы это хорошо понимают и явно пытаются подстегнуть сербов, ставя их перед выбором: либо мир на их условиях, либо опять война.
Проблема в том, что албанцы прощупывают на прочность не только Белград, но и Москву.
Знаете, в последнее время на фоне европейских устремлений Сербии создается впечатление, что россияне больше сербские патриоты, чем сами сербы, что нам защита территориальной целостности этой страны важнее, чем ее гражданам.
Таким образом, в случае гипотетического обострения конфликта Москва неизбежно оказывается втянутой в него.
Впрочем, нас уже втянули. Среди задержанных россиянин — сотрудник ООН Михаил Краснощёков. Несмотря на то, что он обладает дипломатическим иммунитетом, его все же задержали, причем крайне грубо, избивая прикладами. После обеда отпустили, но наш дипломат был доставлен в Центральную клиническую больницу города Косовска-Митровица с серьёзными травмами головы, переломом скуловой кости, травмой глаза.
Косовские власти едва ли не знали о дипломатическом статусе Краснощекова. Тем циничнее выглядит их комментарии.
"Русский, замаскированный под дипломата, пытался помешать проведению полицейский операции", — заявил Тачи.
Что это, если не попытка спровоцировать еще и Москву? Проверить, готова ли она в случае чего защищать братьев-сербов.
Готова или не готова Москва, это второй вопрос. Главный заключается в том, готовы ли братья-сербы защищать самих себя?
Сербии действительно придется сделать непростой выбор: ЕС или Косово. И чем раньше, тем лучше. А то как мы можем помогать тем, кто сам никак не может определиться, чего он все-таки хочет.