Апокалипсис сегодня: каким будет новый мир после коронавируса
Март-апрель 2020 года уже неизбежно войдут в историю. В эти дни, на которые приходится пик пандемии коронавируса, на наших глазах меняется мир.
Эпидемия пойдет на спад и до конца года неизбежно закончится. Но мир уже не будет прежним. Можно смело утверждать, что изменится политический вес и роли многих стран.
И дело не только в экономике, хотя уже очевидно, что кризис, катализатором которого стал коронавирус, может стать даже драматичнее Великой депрессии. Некоторые сферы экономики будут буквально "обнулены", разорятся представители различных отраслей малого и среднего бизнеса, по прогнозам Международной организации труда, без работы могут остаться более миллиарда человек по всему миру.
Дело даже не в том, что изменится баланс сил и, возможно, даже границы между государствами. Изменится сама структура международных отношений.
Просто посмотрите, что происходит вокруг. События развиваются настолько стремительно, что уследить за ними сложно, при этом многие из них еще вчера казались фантастикой.
Евросоюз буквально за месяц растерял все, чем до этого гордился, считал главным достижением после Второй мировой — единство и отсутствие границ.
Сегодня ни о каком единстве и речи нет: каждый сам за себя, и спасайся кто может. Попытки выработать хоть какой-то механизм взаимодействия натыкаются на озлобленную ярость тех членов союза, которые прямо называют себя кинутыми. "Гнездом змей и шакалов" называет ЕС бывший вице-премьер Италии Маттео Сальвини, угрожая выходом его страны из объединения. И это уже не выглядит пустой угрозой — партия Сальвини сегодня самая популярная в Италии.
Дошло до абсурда: страны ЕС воруют гуманитарную помощь друг у друга. Когда этим занималась Польша, которую назвали "гиеной Европы", или Чехия, это не удивляет. Но на днях маски, направленные в Италию и Испанию, конфисковала Франция! Эмманюэль Макрон подписал указ, позволяющий реквизировать все необходимое для борьбы с эпидемией!
Это что ж, военный коммунизм? А ведь Европа и впрямь фактически в состоянии военного положения, прежние нормы и правила уже не действуют.
И это не только в отношениях между государствами — это и в отношении государства к человеку и людей друг к другу.
Во Франции хозяйка квартиры выгнала пожилую женщину на улицу за то, что ее дочь — медсестра в скорой помощи, а значит, может быть заразной.
В Британии клиника рассылает инвалидам просьбы заранее подписать отказ от реанимации.
В той же Британии люди ломают сотовые вышки из-за слухов, что сотовая связь 5G разносит вирус. Мрак. Средневековье. Осталось костры инквизиции возродить.
На Украине забрасывают камнями людей с подозрением на коронавирус.
Не отстают и США — они банально перекупают предназначенные европейцам маски прямо на взлетных полосах китайских аэропортов, а порой не гнушаются обычным воровством. В Таиланде они конфисковали партию масок, предназначенную для немецкой полиции, под предлогом того, что их изготовила компания-"дочка" американской. В Германии это назвали прямо — пиратством, но Вашингтону до этого нет дела.
Трамп вообще ведет себя вызывающе. И если в "мирное" время это вызывало лишь недоумение, то сейчас — раздражение. Поражает его цинизм по отношению к собственным согражданам, чего уж ждать "союзникам"?
"Если умрет 200 тысяч американцев, это будет хороший результат", — публично заявляет Трамп, даже не боясь того, что это повлияет на его рейтинг накануне выборов.
Трамп, впрочем, остается прагматиком. Ему важнее спасение экономики, все достижения которой могут обнулиться за полгода до выборов, что точно будет для него катастрофой.
А не катастрофа то, что США вышли на первое место по заболевшим? Что в Нью-Йорке некуда девать трупы и на улицах ставят мобильные морги? Что власти города всерьез рассматривают вариант временных захоронений в городских парках? Что врачам из-за нехватки халатов предлагают использовать мешки для мусора? Пусть уж сразу мешки для трупов используют, хотя они, полагаю, в еще большем дефиците.
Но Трамп больше озабочен спасением своих "сланцевиков", от которых во многом будет зависеть его переизбрание — отрасль в состоянии клинической смерти. Он из кожи вон лезет, чтобы усадить за стол переговоров Москву и Эр-Рияд, однако сам участвовать в сделке отказывается, ссылаясь на запрет на картельные сговоры в США.
И это тоже в духе Трампа — Америка превыше всего, все то, что этому не способствует, — под нож. Включая расходы на Всемирную организацию здравоохранения, которая, по его мнению, ориентирована на Китай, но не учитывает интересы США. Хочется верить, что тут будет, как с ООН, которой он не раз обещал урезать финансирование, но так и не сделал этого.
Первая экономика мира заявляет, что готова влезть в долги, предлагает выпустить "коронавирусные" облигации. Новые долги, помимо уже имеющегося. Бороться с эпидемией они намерены традиционно: за счет всего остального мира.
США продолжают действовать привычными методами: протекционизм, торговые войны, односторонние санкции. По-другому они не могут и не умеют. И, к сожалению, не только они, но и Европа.
На днях Европарламент потребовал "не допустить отмены санкций против России под предлогом борьбы с пандемией коронавируса". Официальному представителю Еврокомиссии Питеру Стано пришлось успокаивать депутатов: санкции никак не мешают борьбе России с коронавирусом, поэтому отменять их смысла нет.
Ранее США, ЕС, Великобритания, Украина и Грузия не дали Генассамблее ООН принять проект предложенной Россией, Китаем, Ираном, Кубой, Сирией, Никарагуа, Венесуэлой, КНДР резолюции, призывающий отменить односторонние санкции, которые мешают государствам бороться с коронавирусом. В документе предлагалось принять Декларацию о солидарности, которая признавала бы лидирующую роль ВОЗ в борьбе с пандемией, а также обеспечить помощь наиболее пострадавшим странам.
О необходимости отмены санкций из-за коронавируса говорил генсек ООН Антониу Гутерриш. По его словам, глобальная экономика может потерять "триллионы долларов", и страны должны отказаться от ограничений на межгосударственную торговлю, препятствующих борьбе с заболеванием.
Президент России Владимир Путин в ходе онлайн-саммита G20 говорил о том, что в условиях пандемии речь идет о жизни и смерти людей и поэтому следует "вычистить эти вопросы от всяческой политической шелухи". По его словам, прекращение торговых войн и санкций необходимо для обеспечения поставок медикаментов, продовольствия, оборудования и технологий.
Но у американцев, как мы видим, иное мнение. Вместо того, чтобы объединиться перед лицом общего врага, как это было во время Второй мировой, они предлагают снять санкции в обмен на Крым, заранее зная ответ. Не абсурд ли? Они вообще нормальные?
А у их подпевал в Европе своего мнения и вовсе нет.
И тем хуже для них. Они не понимают, что мир меняется. И попытки держаться за старое, скомпрометировавшее себя могут закончиться плачевно.
Уже закончились для десятков тысяч людей в, казалось бы, благополучных странах, в которых власти не могут обеспечить им право на жизнь, не могут ничего сделать с эпидемией и буквально впадают в истерику.
Раскол в единство Запада внес сам Запад. И под шумок эпидемии рушится привычный ему западоцентричный мир. А в новом набирают вес те страны, которые сегодня противопоставляют взаимопомощь и объединение политике санкций, ультиматумов и торговых войн.
История с эпидемией удивительным образом активизирует как изоляционизм, так и глобализм, но уже на новом уровне. Глобализм тех, для кого спрятаться в своей скорлупе не является единственным и естественным выходом. Эпидемия как глобальная война испытывает страны одну за другой, совершая тектонические политические сдвиги, которые обычно занимают десятки лет. Не зря ее уже не раз сравнивали с мировыми войнами.