Version: 1.0.2

Сможет ли коронавирус победить санкции

Дмитрий Родионов

Пентагон приостановит финансирование ряда проектов по "сдерживанию России". Без денег останутся, в том числе, зарубежные проекты военной инфраструктуры "Европейской инициативы сдерживания", которые планировалось реализовать в Норвегии, Германии, Испании и других странах Европы.

Речь о сумме около 545 миллионов долларов, сообщает агентство Bloomberg.

Какой-никакой прогресс. Но радоваться особо нечему. Проекты не отменены — их финансирование просто заморожено до 2021 года. Теперь чтобы продолжить их, Конгрессу придется выделить дополнительные средства. И можно не сомневаться, что деньги на это они всегда найдут.

Смущает и причина заморозки — деньги необходимы на строительство стены на границе с Мексикой, которое Конгресс упорно не желает финансировать напрямую. В общем, радоваться преждевременно.

Все же какие-то огоньки надежды на то, что американцы хотя бы в критической для себя ситуации с пандемией возьмутся за голову, есть. Надежда, как известно, умирает последней. Тем более что сама ситуация просто взывает к голосу разума и к изменениям порочной санкционной политики.

В марте на виртуальном саммите G20 президент России предложил ряд мер в рамках борьбы с пандемией. В частности, ввести мораторий на санкции в отношении товаров первой необходимости и создать на период пандемии зеленый коридор для трансграничного перемещения товаров и технологий, необходимых для борьбы с вирусом.

"Мы не можем позволить себе поступить по принципу "каждый сам за себя", — сказал тогда Владимир Путин.

Проблема в том, что именно по этому принципу сейчас поступают страны Запада — что США, что Европы. Отгородившись даже от ближайших соседей и союзников, воруя друг у друга гуманитарку. Каждый сам за себя, и никак иначе.

В начале апреля Генассамблея ООН отвергла предложенный российской стороной текст резолюции о солидарности в борьбе с пандемией, предусматривающий отказ от торговых войн и односторонних санкций. Разумеется, в первых рядах противников оказались США, Великобритания и страны ЕС.

Оно, конечно, предсказуемо и неудивительно, но, ребята, включите голову! Мы в одной лодке, и океан у нас один, и его штормит! Если не прекратим эти дрязги, можем до берега не дотянуть, ко дну вместе пойдем.

Некоторые это все же понимают.  

Так генсек ООН Антониу Гуттериш призвал отменить санкции против разных стран с целью обеспечения им доступа к продуктам и медтоварам для борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

А экс-кандидат в президенты США от демократов Берни Сандерс обратился с призывом к госсекретарю Майклу Помпео и министру финансов Стивену Мнучину временно отменить санкции против Ирана, испытывающего острую нужду в медикаментах и медоборудовании.

"Санкции США препятствуют попаданию лекарств и помощи. Давайте отложим в сторону споры наших стран и отменим санкции, чтобы уменьшить человеческие страдания", – заявил он.

Помпео в ответ говорит, что гуманитарные поставки освобождены от санкций. Вряд ли госсекретарь США не в курсе, что на практике все гораздо сложнее: банки и компании боятся вторичных санкций США, к тому же осуществлять поставки мешает то, что для Ирана система международных платежей SWIFT опять же из-за санкций недоступна.

Как обойти последнее препятствие, уже придумали. Недавно стало известно о том, что первая партия медицинских товаров из Европы прибыла в Иран и готовятся новые поставки. Это стало возможно с помощью новой альтернативной системы платежей INSTEX–STFI.

Система не то чтобы очень новая, она появилась еще в январе 2019 года. Ее штаб-квартира расположена во Франции, управляющая компания в Германии, а наблюдательный совет представитель Британии возглавляет. Осенью к ней присоединились Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия и Швеция.

Просто до этого не было случая испытать. Но коронавирус такой случай предоставил.

Расширить состав участников INSTEX "за пределы ЕС" и распространить применение механизма на поставки Тегерану подсанкционных товаров ранее призвал постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов.

Россия давно предлагала отказаться от SWIFT и даже предложила свою альтернативу вместе с Китаем, соединив свою систему передачи финансовых сообщений (РСПФС) с китайской международной системой межбанковских платежей CIPS.

И если пару лет назад никто не спешил переходить на альтернативу американской системе, то эпидемия может заставить многих. А отказ от SWIFT в будущем это еще и отказ от доллара…

Впрочем, это пока в теории. На практике быстро только кошки родятся. Но робкие шаги предпринимаются.

В будущем, возможно, мы увидим не только механизмы обхода санкций, но и их отмену или ослабление в определенных условиях – на полное их снятие ни с Ирана, ни с России никто давно не рассчитывает.

30 апреля новый глава МИД ЕС Жозеп Боррель заявил, что развитие взаимоотношений между ЕС и Россией возможно на фоне пандемии коронавируса, что борьба с эпидемией дает новые возможности для сотрудничества между странами. В качестве примера он привел взаимопомощь при возвращении европейских и российских граждан на родину.

По словам главы европейской дипломатии, сотрудничество могло бы стать более плотным. Боррель также что отметил, что Брюссель готов пересмотреть отношение к России, и выразил желание посетить Москву после окончания эпидемии.

Хочется верить, что это новый взгляд, которого будут придерживаться новые политики Европы. На фоне слов уходящей в политическое небытие Меркель о том, что санкции против России во время пандемии неприятны, но надо решать политические вопросы, – это прогресс. Совместная борьба с коронавирусом не должна ставиться в зависимость от политики.

Новый подход, как я уже говорил, позволит научиться не бояться что-то менять без команды из Вашингтона. Сам Вашингтон свои же санкции обходит без проблем, когда ему надо. К примеру, в 2014 году власти США ввели запрет на закупку ракетных двигателей РД-180 у России. Но оказалось, что без них американская космическая отрасль просто не может существовать, и в 2015 году появилась поправка, разрешающая покупать двигатели независимо от страны изготовления.

Коронавирус тоже внес свою лепту. Недавно отправленный в США груз российской гуманитарной помощи наполовину был оплачен США, вторую же половину оплатил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), а он уже шестой год под санкциями из-за Украины. Вот так просто взяли и закрыли глаза. А часть груза произведена предприятиями, которые тоже давно находятся под американскими санкциями.

Трамп старается, по крайней мере, насколько позволяет ситуация, воплощать лозунг "Америка превыше всего!" – так что учитываться будут только интересы американцев. А они в том, чтобы санкционными методами подавлять всех, кто может представлять угрозу американскому военному и экономическому господству.

И ведь если внимательнее изучить, против кого направлены санкции, оказывается, что это в первую очередь оборонные предприятия, углеводороды и прочие ископаемые. То есть все то, где США не нужна конкуренция. И предлог тут может быть любой: Украина, Сирия, Скрипали, вмешательство в выборы и просто "коварные планы Кремля".

Но летать на наших космических двигателях это не мешает. И получать гуманитарную помощь, когда страна задыхается от коронавируса и в переносном, и в прямом смыслах — тоже можно!

"Обе страны оказывали друг другу гуманитарную помощь во время кризисов в прошлом и, без сомнения, продолжат это в будущем. Сейчас надо работать сообща, чтобы победить общего врага, который угрожает каждому", — так прибытие российского груза прокомментировали в Госдепе.

Вот только готова ли Америка помогать нам? И что она попросит взамен?

Достаточно вспомнить Иран — отвечая на вопрос, могут ли быть ослаблены санкции против этой страны, мешающие оказывать помощь в разгар эпидемии, Трамп заявил: "Все, что нужно сделать, это созвониться. Я просто думаю, что они гордые люди и их руководство гордое".

Просто нужно поклониться США и выполнить все их требования. Только и всего. Но Иран как-то обошелся, и эпидемия там уже пошла на спад.

Эпидемия во всем мире скоро пойдет на спад. Но научится ли Запад чему-либо? Откажется ли от практики санкционных и торговых войн?

Трамп, которому сейчас нужно выигрывать выборы — точно нет. Как и представители старой евробюрократии. Но им на смену идут новые люди с новым типом мышления.

И то, что практически все они понимают ущербность этой политики, это хорошо. И теперь, когда коронавирус наглядно продемонстрировал, что справиться с общей бедой можно только совместными усилиями — еще больше поймут.

И то, что находятся все новые и новые лазейки для обхода этой, кажется, незыблемой конструкции — тоже.

Значит, разум когда-нибудь победит, и можно будет увидеть мир без санкций как инструмента давления на неугодных одной стране.