Version: 0.1.0

Как совершить убийство и стать героем

Дмитрий Родионов
На Украине это несложный вопрос.

Постмайданная Украина — страна сместившихся на 180° понятий о морали, законности и т.д. Здесь принято черное называть белым, убийцу пострадавшим, а его жертву — преступником.

Хрестоматийным примером является случай с Сергеем Стерненко, который в 2018 году убил одного и ранил другого человека. По словам самого Стерненко, они напали на него и его девушку и он в целях самообороны достал нож, чем обратил нападавших в бегство. Однако вместо того, чтобы вызвать полицию, Стерненко бросился догонять оппонентов и нанес им ножевые раны.

Защита убитых утверждает, что они не планировали нападения, а первый удар нанес именно Стерненко. Пикантный момент: происходящее Стерненко снимал на камеру и вел стрим-трансляцию.

Полагаю, в любой нормальной стране это было бы квалифицировано как превышение необходимой самообороны и непредумышленное убийство. В лучшем случае. И, разумеется, время в ожидании суда наш "герой" коротал бы в СИЗО.

Казалось бы, обычная "бытовуха", никто бы и внимания не обратил. Если бы убийца не оказался лидером местного "Правого сектора"*. Дело вызвало широчайший резонанс. Общество поделилось на горячих сторонников и противников Стерненко. Неизвестно точно, кого больше, но очевидно, что сторонники имеют явно больший вес, они активны и способны влиять на следствие.

За два года правоохранители Одессы провели 17 экспертиз, но не решились сделать выводов: назвать убийцу убийцей боязно, а не назвать — противоречит здравому смыслу. В итоге дело передали в Киев, в… СБУ.

Казалось бы, при чем тут СБУ? Обычная уголовщина ведь? А как бы не так — дело оказалось "политическим", ведь за Стерненко дружно встала "националистическая улица", которая на Украине давно выполняет функции полиции, прокуроров, судей и даже палачей.

Все это время Стерненко оставался на свободе.

А 18 мая, когда он пошел на допрос, у СБУ собрался митинг. В итоге Стерненко вышел на улицу в статусе … пострадавшего.

Такое невозможно в любой цивилизованной стране, но на Украине это давно норма. Достаточно вспомнить дело об убийстве Олеся Бузины. Трое убийц, которые, разумеется, оказались националистами, "героями Майдана" и ветеранами АТО, были найдены уже спустя два месяца, однако один был сразу освобожден в связи с недоказанностью, а двое других отпущены под частичный домашний арест, а потом и вовсе на свободу.

Несмотря на очевидность их вины, суд отпустил их после того, как националисты несколько раз брали здание суда штурмом, открыто угрожали судьям расправой, после чего те категорически отказывались заниматься этим делом и брали самоотвод.

С осуждением убийства и требованиями всестороннего расследования выступили генсек ООН Пан Ги Мун, представители ОБСЕ и России, ЮНЕСКО, Human Rights Watch, "Репортеры без границ", Комитет защиты журналистов США, а тогдашний президент Украины Петр Порошенко взял расследование убийства под личный контроль.

И что?!

"Следствие" длится по сей день — уже шестой год и, очевидно, не закончится никогда или же закончится полным оправданием убийц.

И ведь вроде бы президент на Украине сменился и у многих появилась надежда на перемены. Но убийцы Бузины сегодня работают в комиссии правительства Зеленского и получают от него бюджетную поддержку!

А между тем сколько противников нынешней украинской власти сидит до сих пор? Причем они никого не убили, "вина" их в том, что они что-то там пропагандировали, зачастую пропаганда заключалась в лайке в соцсети.

Журналисту Василию Муравицкому в тот же день, когда Стерненко признали потерпевшим от убитого им человека, продлили домашний арест.

"Пошел третий год домашнего ареста, четвертый год преследования. В Украине единичные случаи содержания под домашним арестом на срок более двух лет за последние 5-10 лет. <…> При этом полгода даже, по сути, дело не рассматривали", — пишет он в Facebook.

Муравицкому предъявлено обвинение в госизмене за… публикации в СМИ, в том числе — российских и СМИ народных республик. На заседания суда по его делу тоже приходят "активисты", требующие посадить "предателя".

"Защите по делу Муравицкого будет очень тяжело. Думаю, власть давит на судей — они будто зомбированы, отбрасывают любые аргументы адвокатов. Есть надежда только на то, что в Украине поменяется политический климат и тогда журналиста оправдают", — говорил в феврале 2018-го житомирский журналист Сергей Форест.

Наивный! Два года прошло, власть в Киеве сменилась. Климат несвободы и преследования всех инакомыслящих остался прежним.

"Я не могу понять, где я нахожусь, в тюрьме или в каком-то кошмарном сне. Это Украина или какое-то Сомали? Признанные диктаторы не сажают в тюрьмы журналистов по таким статьям. Даже диссидентов в советское время не обвиняли в госизмене", — говорил в суде сам Муравицкий.

В апреле 2015-го был арестован одесский журналист Артем Бузила. Ему предъявили обвинение в "сепаратизме", за "подготовку создания независимого от Украины государства на территории Бессарабии" — ему грозило от 5 до 15 лет лишения свободы. На самом деле "вина" журналиста заключалась лишь в том, что он принял участие в работе общественной организации "Народная рада Бессарабии" — по этому делу проходили обмененные впоследствии на украинских военных преступников журналисты Виталий Диденко и Елена Глищинская.

Организаторы и исполнители чудовищного убийства в Одессе 2 мая 2014 года до сих пор на свободе, а жертвы оказались на скамье подсудимых. Лишь в августе 2019-го после более пяти лет нахождения в тюрьме на свободу вышли фигуранты дела 2 мая Сергей Долженков и Евгений Мефедов, последний — гражданин России.

В мае 2016-го Мефедов был освобожден под домашний арест, однако воспользоваться этим он не смог: здание суда заблокировали "правосеки", пришлось прокуратуре "на коленке" сочинять новое обвинение, на сей раз — в угрозе убийством.

Спустя год Мефедов снова был оправдан, но сразу же вновь арестован СБУ по обвинению в "действиях, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя" и "посягательстве на территориальную целостность и независимость Украины" — за возложение цветов к памятнику!

Фарс! Трагикомедия! Не знаю, как вообще можно это назвать!

А убийцу Стерненко признают потерпевшим. Заметьте, не при Порошенко, а при Зеленском, на приход к власти которого многие необоснованно возлагали надежды на перемены.

Ведь новый президент только на камеру может доказывать националистам, что он "не лох". В реальной жизни те просто игнорируют его приказы как главнокомандующего, когда Зеленскому нужно показать Западу, что он якобы выполняет минские соглашения и отводит войска.

Игнорируют его полицию, прокуроров, суды.

С судами вообще песня. Недавно стало известно о том, что в офисе президента предложили создать "совет активистов" для проведения расследований событий на Майдане 2014 года, в который войдут представители националистов. Это якобы необходимо для налаживания диалога с радикалами, которые помогут расследовать уголовные дела против майдановцев и "ветеранов АТО". 

И сами себя судить будут. Вернее, оправдывать и выпускать.

"Я просто думаю, а вот им самим не стыдно? Вот перед собой?" — пишет Василий Муравицкий.

Навряд ли…

* Запрещенная в России экстремистская организация.