«Аннексия» и «оккупация» по-японски
Как новому премьер-министру Японии Ёсихидэ Суга общаться с Россией? Таким вопросом продолжают задаваться сегодня японские СМИ. Речь идет о «северных территориях», а это для них фантомные боли…
Таким же вопросом задается Ёсинори Китано в Yahoo News Japan. Автор статьи считает, что Япония не против разрыва отношений с Россией, при этом, по его же словам, японцы никак не могут понять, что на уме у российского президента относительно Южных Курил. При Абэ переговоры зашли в тупик, а что будет при Суге? Хоть это и неприятно, но общаться с Россией все же надо, убежден автор.
Одно отрадно: автор, который, кстати, представлен изданием как эксперт по международным отношениям, проживший 28 лет в Москве, понимает, что Россия Курилы отдавать не собирается, и с этим надо как-то жить. Это отрадно потому, что далеко не все японцы такого же мнения.
На прошлой неделе, после появления информации о планах Москвы провести на Курилах артиллерийские учения, новый генсек правительства Кацунобу Като заявил, что Токио якобы имеет суверенитет над российскими островами.
«…В соответствии с нашей неизменной позицией направляем России по дипломатическим каналам протест с констатацией неприемлемости таких ее действий», — заявил Като.
Некоторые высказывания чиновника были весьма резкими и наглыми.
«От скорейшего возврата Россией «незаконно захваченных и удерживаемых северных территорий» зависит подписание мирного договора между двумя странами, развитие экономических связей и общественных контактов», — рассказал он японским журналистам.
Что он несет?! Какие незаконно захваченные и удерживаемые территории?! Какой полный суверенитет Японии над островами?! Он бредит?!
Риторика до боли начинает напоминать украинских чиновников: «аннексия», «оккупация» и т. д. Только украинская власть давно утратила адекватность, а весь их политический дискурс давно крутится исключительно вокруг темы мифической «войны» с Россией. И если в вопросе территориальной принадлежности Крыма Запад поддерживает Украину, то суверенитет России над Южными Курилами не оспаривает никто. Вообще никто. Кроме японцев.
«Фантомные боли» по Курилам в последнее время у японских чиновников возникают регулярно, и, судя по меняющемуся градусу возбужденности, они все более нестерпимы.
Отрадно, что далеко не все японцы разделяют оптимизм чиновников в вопросе их возвращения. Например, на новость об уходе в отставку уже бывшего премьера Синдзо Абэ японские обыватели отреагировали сдержанно.
«Северные территории» нам ничем, кроме войны, не вернуть. Россию можно будет победить, если ударить ядерными ракетами, ну если не по ее столице, то хотя бы по военным базам», – написал один из них. Еще один предположил, что возвращения островов можно ждать лишь после того, как Россия «загнется». «Политика Абэ по территориальной проблеме была не такой уж и плохой. Он применял различную дипломатическую тактику и экономические меры. Виновата во всем Россия. «Северные территории» нам не вернуть никогда», – пишет третий. Опустив бредни про «вину России», можно увидеть и здравую мысль — что Курилы им не вернуть.
На прошлой неделе телеканал STV News показал сюжет о начале строительства дорог на острове Шикотан, в котором отмечается, что хозяйственное освоение Шикотана продвигается быстрыми темпами. Зрителям напомнили, что когда-то Синдзо Абэ обещал «лично поставить точку в территориальном вопросе с Россией», и вот с его уходом весьма символично происходит резкое ускорение «россиизации» «северных территорий».
И вот показательный комментарий:
«Вы понимаете, что «северные территории» не вернутся к нам никогда! Объясните мне причину, почему нельзя было добиться возвращения двух островов? Почему не развивался тогда гибкий диалог с Россией?»
Министр по делам Окинавы и «северных территорий» Таро Коно провел дистанционный осмотр Курильских островов с острова Хоккайдо, заявив, что приложит все усилия для решения территориальной проблемы, опираясь на свой опыт переговоров с Россией на посту главы МИД Японии. И добавил, что еще его дед Итиро Коно на посту министра земледелия и лесоводства вел переговоры с СССР по курильскому вопросу.
Это снова возмутило пользователей Сети.
«О каком таком опыте говорит этот Коно?! Результатов-то его деятельности ноль!» — пишет один. «Министру Коно только и остается, что ссылаться на своего деда Итиро Коно», — соглашается другой.
Как видим, в Японии немало неглупых людей, которые принимают реальность и не тешат себя иллюзиями. И даже задают правильные вопросы власти: а зачем было обещать?
В начале сентября японские СМИ обратили внимание на опубликованные Минобороны России архивные фотографии и документы к 75-летию окончания Второй мировой войны. Японские журналисты тут же обвинили СССР в нарушении Пакта о нейтралитете, подписанного в апреле 1941 года в Москве, и в том, что Советский Союз начал боевую операцию на острове Шумшу после того, как Япония приняла Потсдамскую декларацию о капитуляции.
Тут же появились соответствующие комментарии:
«Япония объявила капитуляцию 15 августа 1945 года. А десантная операция на острове Шумшу началась 18 августа. Разве премьер Абэ этого не знал? Зачем тогда все эти «выверты» с возвратом двух островов? Разве непонятно, что нужно требовать все?»
«Россия должна ответить за свои разбойничьи действия и оккупацию «северных территорий». В ООН представлены страны — победительницы в войне. Почему они ни слова не говорят в адрес России? В чем тогда вообще смысл существования ООН?»
«Стоит нам только перестать экспортировать в Россию подержанное автомобильное старье, и Сибирь сразу же опустеет».
«Россия давно нацелилась на Хоккайдо. Незамерзающая акватория, очень удобно для продвижения на юг. Военные базы на четырех северных островах уже давно держат Хоккайдо под прицелом русских ракет. Нельзя доверять политиканам из Либерально-демократической партии, которые трясутся от страха, будучи не в состоянии ничего сказать на это России».
Что ж, если японские власти постоянным акцентированием курильской темы пытаются отвлечь внимание населения от внутренних проблем, то это может возыметь обратный эффект – население перестает им доверять. Возможно, этим объясняется преждевременный уход Абэ, который после «эпик-фейла» с клятвой на могиле отца уже едва ли мог рассчитывать на новый срок в премьерском кресле.
Да, у его преемника есть еще год до новых выборов, но сможет ли он что-то изменить, учитывая наследие, которое оставил ему Абэ? Судя по заявлениям японских чиновников, никаких выводов из провальной политики бывшего премьера не сделано, им хоть плюй в глаза — все божья роса.
Абэ по собственной глупости сделал японо-российские отношения заложником обсуждения закрытого Россией окончательно курильского вопроса. Фактически он заложил мину под российско-японский диалог, оставил преемнику неразрешимую проблему.
Хочу напомнить, что в России вопрос действительно закрыт. У нас к тому же принимаются законы, устанавливающие административную и уголовную ответственность за призывы к отчуждению территорий и формализующие соответствующие поправки в Конституцию, о чем, кстати, в своей статье пишет Ёсинори Китано, недоумевая, как же теперь им быть.
А никак. Никто с японцами даже гипотетического диалога о возможности на каких-либо условиях передать, подарить, продать острова вести не будет.
Охладит ли это пыл самураев? Едва ли. Когда у них в очередной раз начинается «зуд» по утерянным территориям, они начинают чесаться, что вызывает обратный эффект — чешется еще сильнее. Увы, ждать конструктива в российско-японском диалоге не придется и при новом премьере…