Version: 0.1.0

Бриллиантовый фарс

Дмитрий Серков

В России вступили в силу правила, согласно которым ювелирные украшения стоимостью выше 40 тысяч рублей можно купить только по паспорту. То есть кто-то всерьез полагает, что это остановит коррупционеров и взяточников в "расчетах" с любовницами, женами и другими любителями "натурального обмена"…

Впрочем, данное правило распространяется на покупки за наличные. В случае оплаты банковской картой паспорт нужно предъявлять, если сумма покупки выше 100 тысяч рублей. Новые правила ввели для борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Покупатели должны будут при покупке заполнять анкету и указывать среди прочего источники дохода, свое положение (наемный работник, руководитель среднего или высшего звена и так далее), а также цель приобретения ювелирного украшения. Так и видится картина, как губернатор-коррупционер, решив подарить любовнице колье за бюджетные миллионы заходит в ювелирный магазин, заполняет анкету, а на выходе его уже ждут сотрудники Министерства добрых дел и правильных мотиваций, например. Он кается, отдает брильянты, а заодно и сдает ключи от шубохранилища, трех коттеджей и премиальной иномарки.

Но если небезызвестный свободный художник и холодный философ Остап Ибрагимович гордился тем, что не протягивал руки за "кислым исполкомовским рублем", то создатели подобных законов намерены собирать по зернышку. Еще в декабре вступили в силу новые правила обмена валюты. Теперь менять валюту на сумму больше 15 тысяч рублей может только человек, поделившийся с банком своими анкетными данными.

И в случае с валютой власти также намерены вывести из сумрака теневую экономику, а заодно и укрепить рубль. Но, как известно, благие начинания у нас часто заканчиваются фарсом. Да и не только у нас. Например, в Венесуэле после введения подобной меры возник теневой рынок обмена валюты. Наша история также кишит примерами, когда законодательные ограничения прорывались наружу в виде подпольных явлений от фарцовщиков до валютчиков. За этим дело не станет.

И вот тогда кривая законотворчества выведет нас на суровую российскую реальность. Правоохранительные рейды по местам сбыта валюты или ювелирки могут стать вполне популярным у силовиков явлением: изымать незаконные ценности, что может быть более приятным.