Чрево Москвы
У Эмиля Золя есть роман "Чрево Парижа" (Le Ventre de Paris). Действие там происходит в ныне не существующем уже квартале в центре Парижа, специализировавшемся на кормлении огромного города. Ранним утром, на рассвете туда скрипели возы с кровавыми тушами, с зеленью, рыбой — с провизией, проще говоря. Всё это выглядело живописно.
Золя впервые в мировой литературе описал "жрачку" — овощи, фрукты, рыбу, колбасные изделия. В "Чреве" у него есть знаменитое описание сырной лавки. "Сырная симфония".
Столетиями существовавший этот конгломерат вонючих улочек изобиловал полчищами крыс, по улицам текли нечистоты, Les Halles скорее заражали столицу Франции, чем кормили её.
Когда я прилетел в Париж в 1980-м в мае месяце, на месте "чрева Парижа" зияла огромная яма. Вырыв её, парижские власти в течение чуть ли не десятилетия не знали, что с ней делать. Потом туда врыли уровни с бутиками, в том числе опустили туда гигантский книжный мегамагазин.
Михаил Шемякин был из последних, кто застал ещё Les Halles живым, у него есть отличные рисунки и живопись и литографии, где рабочие Ле-Аля таскают кровавые туши животных и продают стилизованную зелень.
Некоторые улочки уцелели, например rue Rambuteau — от Ле-Аля эта улица подходила прямиком к месту моего первого проживания в Париже на улице Архивов, это была улица, где продавали конину, на ней располагались многочисленные магазины chevaline, над входом у таких висела конская голова.
Я это к чему начал.
Тут только что прошли обыски в товариществе "Садовод" и в гигантской оптовой империи "Фуд сити". У "Фуд сити" всегда была (может, ещё и осталась) весёлая и остроумная реклама, где символические продавцы в зелёных фартуках жонглируют фруктами и тушами, глаза одни других узкоплёночнее и веселее, счастливые и довольные.
И под припев "Приходите! В наше... "Сити"!" продолжается песенно-танцевальная групповая вакханалия...
Крыс, естественно, не показывают, хотя, судя по всему, должны там быть полчища крыс, как и нечистоты. Не показывают. После жонглирования овощами и фруктами в конце демонстрируют чертовски красивый зелёный домик, вдоль которого бегут уютные рисованные машинки — фургоны и просто автомобили. Полные закупленной еды.
Обыски в "Фуд сити" осуществляли суровая Национальная гвардия и криминальные полицейские — якобы искали запасы наличных — миллиарды, говорят, долларов и евро и якобы криптовалюту.
Неизвестно, нашли ли, обитатели этого "чрева Москвы" утверждают, что у них готовят если не снос "Фуд сити", как в своё время снесли "Черкизон-город" в городе, то переход собственности в новые руки.
Я не знаю, я просто в данном случае как обыватель и что мне говорят, то и собираю в себя, как пыль и грязь в мешок пылесоса, и жду, что же произойдёт.
Ничего так ничего.
Но всё это, конечно, волнует воображение.
Идут разговоры о содержащихся внутри рабах, о нелегальных игорных заведениях, о майнинге криптовалют.
Ну, Национальная гвардия — это тот же ОМОН, туда записываются ребята из депрессивных регионов, а то и из моногородов. Поговорите с ними, окажутся из Республики Алтай, из Владимирской области, короче — из дохлых посёлков и городков.
А в Национальной гвардии зарплата хорошая, "жрачка" здоровая и поощряют занятия в спортзалах. Качайся себе, и только по тревоге куда-нибудь мчат граждан подавлять.
Вот они в "Фуд сити", представьте себе, вламываются, стуча сапогами, грозные, вооружённые. Ищут, где тут майнинг, куда скачивается электроэнергия, украденная у государства. Бегут меж сальных туш, свисающих с крюков, заглядывают в тёмные углы, откуда, таща свои хвосты параллельно полу, бегут прочь крысы...
Извлекают с минус третьих уровней подвалов грязных "кармен", попавших в сексуальное рабство, обнаруживают в картонных ящиках миллиарды. Так, во всяком случае, было в "Черкизоне", где и несколько сгнивших тел нашли, говорят...
Большой столице, а Москва огромная столица, — большие свалки, большие рынки. Обыватель рынков не видит, ему показывают отмытые два десятка фруктов-овощей, которыми жонглируют в рекламных клипах актёры.
Но обыватель и тюрем не видит, между тем московское тюремное население оценивается где-то в 81 тысячу человек, это целый город же.
Таким образом — "Приходите!.. В наше "Сити"!"
Это всё, что я хотел сообщить. Напомнить о параллельном мире рядом с нами. А крысы у нас двух видов: серая обыкновенная и бурая большая. Ну, как во всей Европе.