Берег турецкий
В Анкаре, в Турции, состоялась пятая встреча в астанинском формате. Уложились в один день, 16 сентября.
Выступая на общей пресс-конференции в конце дня, российский президент Путин констатировал: "Очередная, пятая встреча глав государств астанинского процесса содействию сирийскому урегулированию прошла весьма продуктивно и успешно."
Ой ли? Продуктивно и успешно? По финальным фотоснимкам, которые мы увидели, этого не скажешь.
Вот Эрдоган в центре, захватив руки Рухани и Путина. У Рухани лицо сурово-сдержанное. Лоб скорее в складках, хмур. Путин заметно, что терпит руку Эрдогана, но не особо доволен. А вот Эрдоган, как обычно, нахален, захватив руки союзников чуть ли не насильно, чуть ли не против их воли.
Заметно, что особенно неприятно это рукосплетение Рухани. Когда на другом снимке в центре стоит Путин, там Рухани повеселел и заулыбался.
Я полагаю, фотоснимки полностью донесли до нас с вами характер отношений лидеров. Видно, что Рухани и Эрдоган (полусоюзник США) живут как кошка с собакой.
Встрече в трёхстороннем формате предшествовали двухсторонние встречи: Россия - Турция, Россия - Иран, Турция - Иран.
Путин о встрече с Эрдоганом:
"Разговаривали с глазу на глаз, подробно говорили о сирийском кризисе и о путях его урегулирования, говорили о двустороннем сотрудничестве практически по всем направлениям, затронули и острые моменты, связанные с Сирией, скажем, по идлибской зоне. Говорили по ситуации в Заевфратье".
Такими увидел отношения с Эрдоганом наш президент, но я бы хотел узнать подробности разговора Эрдогана с Рухани. Уверен, на той встрече звучала и ругань. Ведь Турция не хочет, чтобы идлибские злодеи были уничтожены, Иран хочет их уничтожить. Россия бегает от одного партнёра к другому и уговаривает не ссориться.
С помощью России Турции удаётся сохранять существующий status quo, при котором часть территории Сирии отторгнута и там сидят радикальные исламисты. Если не ИГ ("Исламское государство", запрещенная в РФ террористическая группировка, - прим. ред.), то близкие Турции вооружённые банды, постоянно меняя названия, с целью закамуфлировать свой экстремизм.
Рухани, менее дипломатичный, чем Путин, точнее совсем не дипломатичный, успел заявить в Анкаре, что в Идлибе действуют террористы и террористические организации. Добиться мира можно будет только тогда, когда они будут уничтожены.
фото: РИА Новости
Официально Турция заявляет, что она боится наплыва беженцев на свою территорию после взятия Идлиба. На самом деле Турция хочет сберечь своих союзников - исламских радикалов, они помогают и ещё помогут Турции противоборствовать курдскому движению за независимость. И фактически являются авангардными отрядами турецкой армии в удерживании части сирийской территории.
Я множество раз высказывался в антитурецком духе и не верю ни Эрдогану, ни Турции.
Иран можно уважать за суровость и непреклонность. У них уже пять тысяч лет одна и та же внешняя политика, они надёжны. От них не ожидаешь подвоха, они не носят камень за пазухой. Только что их аятолла Али Хоменеи сказал как отрезал: "Иран никогда не будет вести переговоров с США. Их не будет ни на каком уровне".
Увы, Россия не так принципиальна.
Но всё же общими усилиями два партнёра довели уже Анкару до того, что она заявляет, что не исключает переговоров с Башаром Асадом. И сирийские войска потихоньку наступают на Идлиб. Вопреки всем этим встречам астанинского и других форматов.