Морозный велопарад
Нынешний, 2017-й год я встретил в седле велосипеда. Традиция у меня такая: уже много лет подряд в новогоднюю ночь сажусь на своего "железного коня" и катаюсь по парку. И заметил: зимних велосипедистов с каждым годом становится в России всё больше. Даже в крепкий мороз находятся люди, которые с радостью крутят педали. Восьмого января в Москве термометры показывали температуру под минус тридцать – и всё-таки запланированный велопарад состоялся.
"Сумасшедшие!" – кричала вслед велосипедистам закутанная в шарф до носа пышнотелая дама.
Её спутник поднял над головой бутылку водки: "Ребята, примите внутрь, согрейтесь!"
Велосипедисты смеялись в ответ: "Нам и без спиртного жарко!"
Морозами нас, россиян, не напугать – это иностранцы давно поняли. Холод – наш верный союзник. Непобедимая прежде гвардия Наполеона зимой 1812 года промёрзла на русских просторах так, что с радостью сдавалась любому крестьянину, обещавшему ночлег у тёплой печки. "Генерал Мороз" был нашим союзником в битвах с гитлеровцами под Москвой и Сталинградом. И сейчас москвичи, глядя на термометры, шутят:
"Эх, такой холод зря пропадает – ни одного супостата у стен столицы нет!"
Морозы закалили наш народ. И не озлобили, а сделали добрее. Давно замечено: чем ближе к полюсу, тем доброжелательнее друг к другу люди, тем крепче дружба. Мне приходилось зимовать на Кольском полуострове и на Ямале – до сих пор с радостью вспоминаю то время. Для того чтобы остановить автомобиль на дороге, даже не нужно было поднимать руку. Любой встречный водитель останавливался сам и предлагал помощь.
"Россияне научились жить и работать в холодных климатических зонах, эта способность совершенствовалась веками", – рассказывал мне директор института гипотермии Владимир Степанович Гребёнкин. Этот удивительный человек, самый заслуженный морж России, посвятил пропаганде оздоровления закаливанием всю свою жизнь. Сейчас Гребёнкина уже нет в живых, но его дело продолжают другие учёные.
Исследователи из Санкт-Петербурга разгадали тайну "внутреннего огня": метода борьбы с холодом, который с древности используют тибетские монахи.
Тайна тумо
Ещё со школы каждый из нас знает, что шуба не греет – она лишь задерживает тепло, которое вырабатывает наш организм. Но, оказывается, есть способ заставить работать наш внутренний "отопитель" гораздо эффективнее, так, чтобы и без одежды на морозе было жарко.
Тибетские монахи часами медитируют, сидя обнажёнными на снегу, и не мёрзнут. Это направление йоги называется тумо – методика саморегуляции организма, вырабатывающая устойчивость к холоду. По преданию, один из мастеров тумо буддийский монах Миларепа, живший на Тибете в одиннадцатом веке, полгода провел в заваленной лавиной пещере. А когда его нашли, сказал так: "К чему мне благородный шелк и тонкая мягкая шерсть? Наилучшая одежда – согревающий огонь блаженства тумо!"
Секрет тумо открыли петербужцы биолог Ринад Минвалеев и математик Анатолий Иванов. Оказывается, тайна крылась в особой технике дыхания.
"У лабораторных животных при недостатке кислорода повышается температура в лёгких, – рассказал мне Ринад Султанович Минвалеев. – Это явление первым заметил ещё знаменитый советский биолог Карл Зигмундович Тринчер. Он предположил, что причиной может быть сгорание жиров в лёгких. А тибетские монахи и йоги, управляя дыханием, тысячи лет назад научились запускать "печку" в организме. В горах, где дефицит кислорода, это делать проще. Но мы научились согревать себя при помощи тумо и на равнине".
Анатолий Иванов разработал математическую модель этого процесса, рассчитал, что существует теоретическая возможность повысить КПД нашей естественной “печки”, заставить ее использовать кислород более рационально. Монахи осваивали эту методику десятилетиями, теперь же, используя разработки российских учёных, научиться согревать себя можно всего за полчаса!
Минвалеев и Иванов вместе с зарубежными биологами и медиками совершили несколько экспедиций в Гималаи. C собой туда взяли группу добровольцев из России, чтобы проверить влияние тумо на организм.
Коренные жители Тибета были поражены, когда увидели, что тайная методика монахов и йогов стала доступной каждому, желающему освоить этот метод.
"Традиционная практика тумо передается тибетскими ламами из поколения в поколение, они хранят её тайны от чужаков, – объясняет мне Ринад Султанович. – А наша реконструкция их метода проста, свободна от мистики, доступна тем, кто никогда не занимался восточными учениями, йогой, медитациями. Она не требует посвящений, обязательств "не разглашать" и прочей религиозной шелухи, от которой мы и избавили эту древнюю практику, оставив только технологию повышения холодоустойчивости. Наши исследования доказали, что такой способ дыхания позволяет не только победить холод, но и очищает сосуды от жиров и холестерина. Гормона стресса – кортизола – в крови тоже становилось меньше. А это означает, что этот метод повышения холодоустойчивости не задействует механизмы стрессовой адаптации, не изнашивает, а омолаживает организм".
Кинорежиссёр Ирина Архипова тоже подружилась с тумо, была участницей и организатором нескольких экспедиций.
"Эта методика помогла мне избавиться от хронической пневмонии, – поделилась со мной она своей радостью. – В 2006-м лежала в больнице с хроническим воспалением лёгких. Состояние – хоть помирай, антибиотики не помогают. Исхудала до 42 килограммов, кожа да кости. И тут моя подруга рассказала мне про тумо, об этой технике она услышала от профессора Ринада Минвалеева – мол, он учит людей, как холода не бояться. На лекцию к Минвалееву я сбежала прямо из больницы. Послушала – и ничего поначалу не поняла. Подошла к нему, прошу: "Ринад Султанович, вы мне как-то попроще суть тумо объясните..." Он ответил: “Давайте выйдем на свежий воздух”. И там, в декабре, на холоде скинул с себя одежду. Сказал: "Делайте так же, как и я: дышите так, чтобы в лёгкие попадало меньше кислорода, чем обычно. Сосредоточьтесь на ритме дыхания, пройдёт несколько минут, и вы почувствуете внутри себя тепло. Ведь лёгкие – та же печка". И точно: я ощутила жар, словно где-то возле сердца включилась батарея отопления. Удивилась: мороз, а я не мерзну… Вернулась в больницу окрылённая, отказалась от лекарств. Заявила врачам: "Тумо меня вылечит!"
Сейчас Ирина Архипова абсолютно здорова,она увлекается фристайлом, побывала на Олимпиаде в Сочи.
А Ринад Минвалеев получил патент на изобретение способа нормализации адаптивных функциональных систем человека, в основу которого положены элементы тумо. Так что в арсенале борьбы с холодом появилось ещё одно надёжное оружие. Мороз нам не страшен, он россиянам – добрый дедушка, друг и союзник.