Взрыв в Питере: торговые сети для террористов
В Санкт-Петербурге опять беда: в супермаркете "Перекресток" вечером 27 декабря взорвалась самодельная бомба, четырнадцать человек ранены. Президент России Владимир Путин публично назвал это ЧП терактом:
"Вы знаете, что вчера в Петербурге был совершен террористический акт. А совсем недавно Федеральная служба безопасности пресекла еще одну попытку теракта", — сказал он, обращаясь к российским военным, боровшимся с террористами в Сирии.
Больно слышать, что Северная столица, город Святого Петра, вновь стал мишенью для террористов.
У горожан есть свой личный счет к ИГИЛ, запрещенной в нашей стране и проклятой россиянами. Петербуржцы скорбят по землякам, пассажирам взорванного над Синаем лайнера, который так и не долетел до Пулкова. И жертв взрыва в метро матери и жены еще не оплакали, боль свежа и раны эти навечно.
Совсем недавно спецслужбы России в сотрудничестве с ЦРУ предотвратили попытку совершить взрыв к Казанском соборе, одной из самых главных христианских святынь России.
Президент США Дональд Трамп сказал по этому поводу, что число возможных жертв могло измеряться тысячами.
Казанский собор уцелел, сейчас он сияет новогодними огнями, любовно украшен к Рождеству. Внутри него всегда людно: верующие и туристы ничуть не мешают друг другу. Собор, видимо, действительно хранит Бог. При входе в него не видно ни грозных секьюрити, ни рамок металлоискателей. Но, как видно, нынче террористы подобрали себе другую цель.
Я не хочу задеть чувства верующих, но, согласитесь: народу в любом питерском супермаркете в предновогодние дни намного больше, чем в церкви. Это понятно — на календаре канун Нового года, длинная череда праздников.
В этом массовом нашествии на торговые сети злоумышленнику легко затеряться, словно жуку в муравейнике. Увы, наши супермаркеты, по сути, беззащитны перед террористическими атаками.
Охраняют товар, а не людей
Не дай вам Бог, друзья, выбрать себе профессию частного охранника в торговом центре. Обязанностей море, а прав жалкая лужица. Самая главная задача, перед которой меркнут все остальные, как лампочки перед Солнцем, — охрана товаров.
"Крадет примерно каждый двадцатый покупатель", — признался мне знакомый менеджер из крупного сетевого магазина. — "Некоторые из них случайно забывают оплатить часть товара, но большинство пытаются обмануть охрану и кассира, прячут украденное в карманы, даже оборачивают фольгой, чтобы метки-жучки не звенели. Если обычный процент списания на воровство превышается, то персонал лишается премий, иногда приходится коллективно сбрасываться, чтобы возместить сумму украденного. Поэтому охранники и прочий персонал следит за покупателями во все глаза. Но за теми, кто в торговом зале. Наблюдать за людьми, которые за его пределами, просто не хватает сил".
В торговые залы покупателей с большими сумками и рюкзаками обычно не пускают. Для них есть камеры хранения: ячейки, в которых можно бесплатно оставить все, что душе угодно. Моя соседка не раз проделывала такой фокус: утром, перед работой, когда очереди меньше, делала покупки и оставляла тяжелый пакет в ячейке магазина, а ключ уносила с собой. Ну а вечером спокойно и не спеша забирала свой товар.
Кто не поручится, что камеры хранения магазинов не используются как обменники для наркоторговцев и прочих злоумышленников? Ведь если судить по видеозаписи, террорист в "Перекрестке" заложил рюкзак с бомбой именно в ячейку.
И, позвольте заметить, подобные камеры хранения в большинстве супермаркетов Евросоюза уже исчезли как атавизм. Там покупателей отслеживают при помощи камер, а товар, купленный в другом магазине, можно носить с собой, не опасаясь проблем, если есть чек.
Надеюсь, что и у нас в России доверие к людям возрастет настолько, что ячейки в супермаркетах демонтируют для нашей общей безопасности и пользы. Охранникам, правда, забот прибавится, но ведь они за это деньги получают.
Кстати, зарплаты у сотрудников частных охранных фирм, обслуживающих магазины, совсем небольшие. Если есть лицензия, тысяч двадцать-тридцать рублей в месяц (в мегаполисах, а в городах поменьше — скромнее). Не худо было бы и прибавить, ведь доходы у владельцев торговых сетей просто бешеные.
Бороться нужно сообща
В 2001-м, в Афганистане, когда шла война с Талибаном, я поспорил с коллегой из США, что они не усмирят врага и за десять лет. Так и вышло: наследники Бен Ладена расползлись по всей Евразии и другим материкам, разве что в Антарктиде их пока нет.
Бороться с терроризмом нужно сообща, всем миром. И не только тем, кто носит погоны. Владельцам торговых сетей пора уже не только барыши подсчитывать, но о безопасности клиентов позаботиться.
Дирекции супермаркетов должны обеспечить исправность всех электронных систем наблюдения, чтобы камеры висели не как декорации, а реально работали.
На виду у всех нужно повесить номера телефонов, по которым посетители могут сообщить о всех сомнительных предметах: ведь охране за всеми оставленными без присмотра рюкзаками и сумками не уследить.
Пути эвакуации людей должны быть свободны от тележек и полетов с товаром, маршрут эвакуации должен быть размечен на полу.
Наверняка подобные указания уже даны всем кому надо. Антитеррористический комитет работает так, что его похвалить можно: общее число терактов в России снижается.
Кстати, есть данные, что одного из террористов, которые планировали взорвать Казанский собор, сдали в ФСБ его родители. Отец и мать заметили, что их восемнадцатилетний сын увлекся радикальным Исламом и отследили его записи в социальных сетях. Так что контроль за перепиской сомнительных личностей не стоит перекладывать только на ФСБ и ЦРУ, ведь родители, по сути, обратившись к спецслужбам за помощью, спасли жизнь своему неразумному чаду.
Впереди новогодние праздники, бдительность нужно усилить многократно. Петарды, фейерверки и прочую пиротехнику тоже неплохо было бы взять под особый контроль, ведь с их помощью бомбу соорудить проще простого, схемами таких самоделок забит Интернет.
Наши войска возвращаются из Сирии с победой, честь и слава героям. Но в борьбе с терроризмом нет четкой линии фронта. Она проходит всюду — в Москве, Питере, Новосибирске, Перми, в любом месте нашей России. Давайте, наконец, поймем это.
Люди, будьте бдительны, и тогда беда обойдет вас стороной. А те, кому по службе положено беречь Родину, постараются, чтобы Новый год у нас получился мирным. Сейчас я нахожусь в Питере, праздники планирую встречать здесь, со своими родными. Теракт не запугал петербуржцев, город скорбит, но живет обычной жизнью.