Эпидемия жестокости
По социальным сетям, словно вирус, разлетелся видеоролик из Кирово-Чепецка: двое подростков избивают инвалида. Бьют не спеша, руками и ногами. Подстраховавшись, брызнули в лицо мужчине газом из баллончика, чтобы не дал сдачи.
А стоящая рядом девушка, вместо того чтобы осадить своих ретивых кавалеров, лишь натравливает их на инвалида. Мол, не жалейте, у меня самой отец тоже с палочкой ходит.
Повода для конфликта не было: 55-летний мужчина, инвалид второй группы, опираясь на трость, не торопясь брел по Сосновой улице. Остановился перевести дух, погреться на солнышке и на прохожих посмотреть.
Двое прилично одетых недорослей не показались инвалиду опасными. Но вслед за вопросом "Мелочь есть?" и струей газа на хромого мужчину посыпались удары. Девушка снимала побоище на мобильник и подбадривала парней, мол, так ему, калеке, и надо! Ролик с кадрами избиения барышня выложила в социальные сети. И прокомментировала: "Я просто хочу, чтобы этих алкашей вообще не было!"
Как же нужно очерстветь ее, по сути, еще детской душе, чтобы считать мерзкое преступление подвигом!
Участников избиения полицейским отыскать оказалось проще простого: они бахвалились своим поступком в социальных сетях перед сверстниками. Их задержали, возбуждено уголовное дело.
Оба подростка из вполне благополучных семей, мать одного из нападавших — сотрудница правоохранительных органов.
Неужели время тимуровцев, которые в советское время помогали инвалидам и старикам, уже прошло безвозвратно? Дошло до того, что поднимают руку не только на пожилых, но и на малышей: в Томской области за избиение ребенка попала под суд санитарка из интерната для умственно отсталых детей.
Если сопливые недоросли смотрят на калек и нищих с презрением, считают их "мусором", значит, души очерствели не только у них. Видимо, мы, взрослые, не смогли передать им эстафету добра.
Когда-то, в начале тридцатых годов, порвалась цепь милосердия в Германии – там "зачищали" инвалидов под предлогом оздоровления нации.
К чему это привело, все хорошо помнят. Борьба с Гитлером была битвой за идеалы добра, наши деды и отцы победили в этом сражении.
Почему же их внуки и правнуки сейчас становятся на сторону зла?
Кризис в сердцах, а не в экономике
Психологи пытаются объяснить рост агрессии в обществе разными причинами. Одни винят материальную нестабильность, мол, звереют люди от бедности. Другие упрекают киноиндустрию: на экранах засилье кровавых боевиков. Ну а третьи привычно катят бочку на журналистов, ругают, что полно чернухи в СМИ, а положительных примеров маловато.
Рост цен в магазинах и скачки курса рубля, конечно, оптимизма населению не прибавляет. Но ведь в России бывали времена и гораздо похуже, вспомним хотя бы девяностые годы, когда задерживали зарплаты и пенсии, а мороженые куриные окорочка из Америки считались за счастье.
Сейчас, если судить по совести, материально мы живем гораздо лучше, чем в позднем СССР. Выбор товаров — как тогда и не мечталось, машины почти в каждой семье, вечером в Москве и в Питере возле дома уже на парковках тесно.
Фильмы, замечу, в кино и по ТВ крутят не только про бандитов и про войну. Любовная тема у сценаристов и режиссеров по-прежнему в почете.
И прессу ругать вряд ли стоит, каждый журналист охотнее пишет не криминальную хронику, а репортажи о добрых делах.
Причина в глобальном равнодушии, подленьком принципе "моя хата с краю, ничего не знаю", который многие избрали стратегией жизни.
Часто ли видят наши дети и внуки, как мы подаем монетку нищему, уступаем место в вагоне метро или в автобусе старикам и инвалидам? Посылаем ли мы малышей с пасхальным куличом к соседям по лестничной площадке? Милосердие в детях воспитывается не книжками и фильмами про Тимура и его команду, а личным добрым примером: папы, мамы, бабушки и дедушки, других людей, которые живут рядом.
Я счастлив, что жизнь и профессия подарила мне встречи с людьми, которые были маяками добра.
Свет их душ согревал сердца, растапливал лед равнодушия и черствости.
Рекордсмен щедрости
С Асгатом Галимзяновым я познакомился на казанском рынке, он служил там возчиком. Жил дед в покосившемся бараке, ходил в латанном-перелатанном халате, хотя мог позволить себе "мерседес" и вышитый золотом чапан.
Все деньги Асгат тратил на благотворительность: дарил их детским домам.
При советской власти милиция, узнав о переводах, взяла Галимзянова в оборот, следователи допытывались, откуда взялись средства у подпольного миллионера.
"Заработал!" — отвечал он. И чтобы доказать, что деньги добыты честным трудом, отвел милиционеров в свой сарай на пустыре. Там мычало и хрюкало целое стадо. Показал, как собирает на рынке испорченные овощи и фрукты, сортирует их, везет не на помойку, а в хлев. Вытащил папку с аккуратно подшитыми квитанциями с мясокомбината: по ним выходило, что скромный возчик сдает скота больше, чем иной колхоз. На шестьсот тысяч рублей сотню "жигулей" при советской власти купить можно было! И все эти деньги Галимзянов перевел тогда детдомам и в благотворительные фонды.
"Какая же тебе в этом выгода?" — пытали его следователи.
"Мне – никакой! — отвечал дед. — Зато сиротам большая польза!"
Вслед за социализмом пришел капитализм, богатство стало целью многих, миллионеры-цеховики вышли из подполья. Казалось, что капиталам Галимзянова могло найтись любое применение, а ему с его хваткой прямая дорога в бизнесмены. Но старик своих привычек не бросил: ездил по рынку на телеге с лошадью, жил в деревянной халупе и по-прежнему помогал детским домам. Покупал автобусы, подарил их сиротам столько, что и на одной улице колонну не уместить.
Про истоки своего милосердия Асгат рассказал мне за чаем, внимательно следил, чтобы каждое слово я записал точно:
"В моей родной деревне был такой голод, что ели траву. Я совсем маленький был, пошел в соседнюю деревню, чтобы попросить хлеба. Не дошел — упал на дорогу без сил. Но какой-то мужчина, проходя мимо, поднял меня и дал в руки горбушку. Тот человек не хлеб подарил мне, а саму жизнь. Не знаю, кем был тот прохожий, совсем чужой человек. Но тот долг я стараюсь отдавать всю жизнь".
Фото: chelnytown.ru
Сейчас Асгата-абы уже нет в живых, а его подвиг увековечен в бронзе. В центре Казани поставили памятник: скульптор изваял коня Орлика, телегу и доброго старика, который везет в ней чужих детей.
Квартира и машина в подарок
Галину Николаевну Каштанову из Тамбовской области тоже можно считать чемпионкой доброты. Эта пенсионерка, продав свою единственную квартиру, миллион рублей перечислила детскому дому, а сама перебралась жить в интернат.
"Сейчас самое трудное время, антироссийские санкции заставляют бюджет экономить", — объяснила она мне свой поступок. — "Вот и решила помочь сиротам. Внук у меня есть, он в вузе учится, часть денег ему оставила, получит, когда учебу закончит. Он одобрил, что я детдому помогла, понимает, что большие деньги для юной души — лишний соблазн".
Галину Николаевну теперь называет бабушкой не только родной внук. Полсотни детей с визгом бегут ей навстречу, когда она навещает их интернат.
"Бабушка приехала!" — радостно кричат они.
И Галина Николаевна, улыбаясь, выкладывает из своей сумки подарки.
Она верит, что ее подопечные вырастут добрыми людьми, и эстафета милосердия никогда не прервется.
Права она, точно права — дети, узнавшие цену добра, вырастают и начинают отдавать долги оказавшимся в беде людям. В России все больше молодежи в рядах волонтеров, они ищут пропавших, работают в зонах стихийных бедствий.
Зло и добро вечно противостоят друг другу, эта схватка идет каждый миг. Но милосердие побеждает, пусть не сразу и не везде.
Вот еще история, в которой добро одержало верх. В Омске хулиганы сожгли "москвич" пенсионера Алексея Пантелеевича Белоусова. Единственный транспорт, без которого в садово-огородный сезон он как без рук. Про беду старика кто-то из соседей написал в соцсетях, и за неделю россияне собрали пенсионеру денег на новый автомобиль.
"Нам сто рублей погоды не сделают", — писали молодые люди в интернете. — "Откажемся разок от пачки сигарет или бутылки пива, а дедушке зато счастье будет!"
Когда Алексею Пантелеевичу подарили машину, это была радость для всех. Он тогда сказал мне:
"Буду молить Бога, чтобы у замечательных ребят, которые мне помогли, все получилось в жизни. Часто ругают молодежь, мол, такая-сякая, а она замечательная, добрая, отзывчивая. Они — будущее России, им страну поднимать. C такой молодежью Россия переживет трудные времена и процветать будет!"
Я помню эти слова всегда. Будущее не за теми подонками, которые нападают на инвалидов, измываются над слабыми. Милосердных на свете гораздо больше, и пусть наши ряды растут.
Люди, не бойтесь быть добрыми!