Version: 1.0.2

Холодная война? Мы уже смеёмся!

Григорий Тельнов
Почему россиян не пугает новое противостояние с Западом.

Телеканалы разнесли по свету важную новость: генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш заявил о возобновлении холодной войны.

"Ясно, что холодная война вернулась", - сокрушается политик, признавая, что Совет безопасности ООН столкнулся с проблемами, которые пока не получается разрешить.

Уважаемый Антониу Гутерреш, конечно, прав в том, что человечеству сейчас далеко до взаимной гармонии. Но уж по поводу холодной войны позволю себе не согласиться с его словами. По сравнению с той ледяной войной, которую пережил СССР, нынешнее противостояние - всего лишь лёгкий заморозок.

Причиной холодной войны, которую более четырёх десятилетий вёл Советский Союз с США и прочими странами Запада, была разница в идеологиях, шло противостояние двух политических и экономических систем.

Армрестлинг капитализма и коммунизма продолжался до 1989 года – пока Джордж Буш и Михаил Горбачёв во время саммита на Мальте не объявили об окончании холодной войны. Лидеры двух великих держав признали, что важнее всего - общечеловеческие ценности.

С того дня многое изменилось – распался СССР, и мы, пожалуй, отошли от идей социализма даже подальше, чем некоторые из стран блока НАТО. Идеологических противоречий между Россией и США нет, наши лидеры называют друг друга партнерами. Но гораздо сильнее противоречия экономические.

Впрочем, холод, которым теперь всё чаще сквозит из Америки, россиян не особо пугает. Мы, извиняйте, к заморозкам и оттепелям давно привыкшие.

Мы с ума не сходили

Половина моей жизни прошла при холодной войне. Но, пожалуй, это была самая приятная ее часть. Дело не только в молодости, а в ясности. Всё было просто, как в детской игре в войну: это свои, а это – враги!

Различать, кто в этом мире плохой, а кто хороший, нас учили с пеленок. Карикатуры на темы международной политики попадались даже в детских журналах. А в "Крокодиле" образ врага рисовали Кукрыниксы – их работы стали классикой пропаганды, и каждый из этой троицы за отличия на идеологическом фронте холодной войны получил золотую звёзду Героя социалистического труда.

Впрочем, в Советском Союзе никто не сходил с ума из-за американской угрозы – психика у нас оказалась покрепче, чем у потенциального противника. Бывший министр обороны США Джеймс Форрестол выбросился из окна с криком: "Русские идут! Они везде! Я видел русских солдат!".

Страх перед СССР, как признавались мне американские друзья и родственники, был навязчивой болезнью. Особо напуганные строили себе частные бомбоубежища, ожидая ядерного апокалипсиса.

В Советском Союзе всё было куда проще: хоть мы и готовились к войне, но её не боялись. На занятиях по Гражданской обороне, обязательных в каждом учреждении, каждый делал то, что хотел: женщины вязали свитеры и кофточки, а мужчины разгадывали кроссворды. Ну а сам курс Гражданской обороны шутники сократили до его истинной сути, взяв от каждого слова по две буквы: "гроб".

Разглядывая картинки с плакатов, на которых были нарисованы поражающие факторы ядерного взрыва, мы понимали, что шансы выжить в атомной войне минимальны на всех континентах. И делали вполне здравый вывод, что напасть на СССР никто не решится. Ядерный щит оказался надёжным и крепким – и мы дружно смеялись над холодной войной.

Самым мощным оружием советских людей были не бомбы с ракетами, а юмор. Мы шутили над потенциальным противником в анекдотах и в частушках.

Анекдот как оружие

Хохмили в СССР все и всюду: анекдоты рассказывали и в коридорах ЦК КПСС, и в заводских курилках, и на деревенских завалинках.

Вот шедевр, любимый с детства:

"Приехал Брежнев в Америку к Никсону. Президент США показывает ему в Белом доме две кнопки, белую и чёрную. Говорит: "Если нажму на белую, то на СССР упадёт атомная бомба, а если чёрную – водородная!"

Брежнев нахмурил брови и выдал: "Господин Никсон, у меня есть в Берлине одна знакомая фрау – у нее в доме есть два унитаза, голубой и розовый. Так когда на её улице загрохотали советские танки, она до сортира не добежала, обделалась прямо на лестнице!"

Улыбка помогала жить – мы смеялись над своими и чужими страхами. Даже собственные бардак и лень в анекдотах становились союзниками:

"Сбили американцы советского лётчика во Вьетнаме, попал он в плен. Пытают, мучают: "Каковы тактико-технические данные МиГ-17?"

Ничего не добились, вернули пилота в СССР, обменяли на американского шпиона. Приехал наш герой с орденом на груди в родное училище, окружили его курсанты, спрашивают, как было в плену. "Учите лучше матчасть, - советует лётчик. – Там гораздо строже, чем у нас, спрашивают!"


Фото: кукрыниксы

А вот ещё хохма на шпионскую тему:

"Идет мужик по берегу, видит, что какой-то парень черпает рукой воду из озера и пьет. Мужик кричит: "Сюда наш оборонный завод отходы сливает, отравишься!" "What did you say?" - поднимает голову парень. Мужик, смекнув что к чему, орёт ещё громче: "Дебил, двумя руками черпай!"

Ну а по поводу взаимной ядерной атаки был в ходу популярный в войсках ПВО анекдот:

"Две ракеты, советская и американская, встретились над океаном на полпути. Остановились, поздоровались. Советская говорит: "Нам всё равно помирать, давай выпьем напоследок!"

Американская согласилась: "Наливай!"

Выпили по одной, потом несколько раз добавили. Американская ракета жалуется: "Что-то голова закружилась, я уж лучше к себе домой пойду!" Советская её участливо обнимает: "Ну, а я тебя провожу!"

Пользовались популярностью в народе и метеорологические хохмы:

"В случае объявления войны СССР на территории США ожидается резкое потепление, температура повысится сразу на миллион градусов".

Ну а самым любимым жанром были частушки. Они звучали не только с телевизионных экранов – на любой сельской свадьбе международные отношения СССР освещали предельно точно:

Я проснулся в шесть утра:
Глядь, холодная война!
Обнял милку за плечо,
Сразу стало горячо.

***

У моей милашки ляжка
Слаще, чем твоя Аляска!
Билл, верни домой пока
Колорадского жука!

Кстати, полосатый жук, очень похожий на звёздно-полосатый флаг США, до сих пор остаётся любимым героем народных баек: мол, это единственный американец, у которого абсолютно нет никаких претензий к России.

"Трампушки" как новый жанр

Частушки – надёжный датчик, который передаёт настроение народных масс, пожалуй, поточнее социальных опросов. Вот четверостишия, выуженные из социальных сетей:

Пережили перестройку,
Перестрелку, коммунизм.
Нас ничем не запугаешь,
Сохраняем оптимизм.

***
Мини-юбку я надела,
И замочек сходится.
Этот кризис мировой
Без плюсов не обходится!

Новый жанр даже появился, частушки-трампушки, в которых россияне перемывают косточки президенту Америки:

"Эх, пусты надежды были.
Трамп не лучше, чем Барак.
И как прежде во всём мире
Продолжается бардак".

"Сосед, выпив двести грамм,
Поделился драмою:
Оказался Дональд Трамп
Той ещё Обамою!"

"Трамп от радости танцует,
И улыбкою цветёт!
Пол-Америки ликует!
Половина слёзы льёт!"

"Психологию богатых
Трамп умеет изучать.
В казино он наигрался,
Дайте властью поиграть!"

Придёт время, и эти четверостишия тоже станут историей. А в народной памяти остаётся главное – что в апреле 1945 года наши деды встретились с американцами на Эльбе как союзники. И поняли: они друг другу не враги.