Убийство царя: пора ли нам каяться?
Сто лет назад в Екатеринбурге была зверски убита семья последнего императора России. Не казнена, как писали в советские времена, а именно растерзана. Никакого суда над Николаем II не было, даже пяти минут на заседание трибунала большевики не потратили. Слово "казнь" сродни фиговому листочку, который прилепили партийные историки, чтобы придать расстрелу хоть какой-то оттенок законности.
Конечно, убивать королей и императоров в мире не ново. Список венценосных особ, которых отправили на тот свет, так долог, что и историкам не всех упомнить. Юлия Цезаря зарезали придворные, сделав этот способ смены власти в Риме традицией. Китайского императора Фу Шена родственники убили, привязав к хвосту лошади. Английскому королю Эдуарду II подданные засунули в зад раскалённый прут. Российского императора Павла I ударили золотой табакеркой в висок и задушили шарфом гвардейцы. Увы, подобные трагические эпизоды есть почти у каждой страны. Французы и британцы под визг толпы рубили своим королям головы – и ничего, живут с тех пор со спокойной совестью.
А нам, россиянам, прошедший со дня убийства Романовых век не принёс покоя. Войны, социальные катаклизмы, стихийные бедствия терзали страну, прошлись по каждой семье. Всякий раз, когда бываю в церкви, подхожу к иконе царственных мучеников и ставлю свечку. Я не монархист, но мне до слёз жаль детей Николая II. Точно так же нацисты во Вторую мировую войну казнили еврейские семьи. Рубили всех под корень, пресекая род начисто.
Есть описания убийства царской семьи, оставленные участниками расстрела. Раненых детей добивали штыками – с пьяным азартом, с лютой ненавистью.
Можно ли простить большевиков за этот ад? Простить – вряд ли, но понять, пожалуй, можно.
Власть на крови
В России разгоралась гражданская война, и бывший император считался потенциальным врагом советской власти. Однако бороться за престол Николай Романов не дерзал даже в мыслях, с весны 1917-го он вёл тихую семейную жизнь. Ради жизни своих близких свергнутый император сторонился заговоров – попытки освободить его он справедливо считал провокацией.
"Мы не хотим и не можем бежать", – так царь ответил на подброшенное ему письмо с планом побега. Николай Романов ждал суда, но не смерти.
Историки до сих пор спорят, кто же отдал приказ о расстреле царской семьи. Было принято считать, что Уральский областной совет всё решил сам. Но вряд ли региональные власти совершили такое важное дело без санкции Москвы, не известив Ленина. Позже большевики оправдывались, что в Кремле якобы узнали о ликвидации царской семьи задним числом.
Скорее всего, это был тактический ход – Ленин не хотел брать на правительство России ответственность за убийство Романовых, ведь царь был двоюродным братом германского императора Вильгельма. Брестский мир, заключенный с немцами, был и без того хрупким.
В западной прессе известие о расстреле русского царя и его семьи приняли как сенсацию. А в России эта новость, признаться честно, была ожидаемой ещё с февраля 1917 года. Призывы казнить царя от имени народа различные партии выдвигали ещё Временному правительству.
В голодной и нищей России в 1918 году у каждой семьи своих проблем было выше крыши. Даже следствие об убийстве царской семьи, которое начали захватившие Екатеринбург белогвардейцы, шло вяло, путано. Похоже, судьба царской семьи в ту пору особо не волновала ни белых, ни красных.
Легенды о спасении
Мифы о чудесном спасении царской семьи породили сами лидеры советского государства. Нарком иностранных дел Чичерин в интервью зарубежным изданиям утверждал, что семейство Романовых здравствует, а казнен только император.
Белогвардейцы тоже распространяли самые невероятные слухи – о том, что Николай II жив и перевезен самолётом в Тибет.
Но самой популярной была версия о том, что Романовы в крестьянской одежде разошлись по Руси. Старая легенда об Александре I, принявшем имя старца Фёдора Кузьмича, на новый лад, простой народ любит такие сказки.
Самая известная легенда о великой княжне Анастасии Романовой воплощена даже в диснеевском мультфильме. Историки насчитали аж тридцать женщин, выдававших себя за эту российскую княгиню. Мужчин, которые объявляли себя спасшимися родственниками царя, тоже было немало.
В 1927-м в Кунгуре был арестован Михаил Поздеев, выдававший себя за спасшегося великого князя Михаила. Его судили, сослали на Соловки. Отбыв срок, Поздеев благополучно дожил до 1971 года и до самой смерти продолжал называть себя великим князем Михаилом и епископом Серафимом. Среди жителей поселка Вырица под Питером бытует версия, что живший тут старец Иван Чуриков на самом деле был великим князем Михаилом Романовым.
Но чекисты относились к подобным самозванцам на редкость терпимо – не потому ли, что легенды были хорошим прикрытием злодеяния, совершенного в июле 1918 года?
Наверное, корни конспирологических теорий о том, что в Ипатьевском доме в Свердловске были расстреляны двойники царской семьи, идут не только из народных мифов. Среди кремлевской элиты бытовала легенда о том, что Алексей Николаевич Косыгин и есть спасшийся царевич, наследник престола. Красивая сказка о добром Сталине, опекавшем принца, ставшего главой советского правительства. Может быть, на эту тему и в России когда-нибудь мультфильм снимут?
Мне приходилось общаться с людьми, которые искренне считали себя потомками спасшихся от расстрела Романовых. Семейные легенды им, увы, подтвердить нечем – генные анализы никто не делал.
Под Питером в Вырице погребена старица Наталья, которую верующие считают Ольгой Романовой. Недавно её гроб перенесли с местного кладбища и торжественно перезахоронили рядом с храмом. Судя по фотографиям, эта женщина и в старости была очень похожа на царскую дочь.
Однако не только народные легенды стали препятствием для того, чтобы Русская православная церковь безоговорочно признала найденные на Урале черепа и кости останками членов царской семьи.
Среди ученых тоже единства нет – есть сомневающиеся в истинности генетической экспертизы, стоматологи тоже высказываются неоднозначно. Например, выяснилось, что у черепа, который принято считать головой императора, зубы разрушены так, словно царь при жизни ни разу не пользовался услугами врача.
Но самое главное иерархи РПЦ сделали: семья Николая II канонизирована как страстотерпцы. Глядя на царскую икону, мы просим у них заступничества в своих делах. А чьи кости лежат в Петропавловском соборе в Питере – для меня и для прикладывающихся к образу Николая II бабушек не так важно. Ведь все мы, бывшие коммунисты и комсомольцы, молим о прощении и спасении.
Советская власть, СССР, построенный на крови царских детей, рухнули словно карточный домик. Некоторые из священников призывают покаяться россиян в грехе цареубийства. Но ведь не народ стрелял в семью императора! Наоборот, по приказам царя или с его попустительства войска много раз палили в народ. Вспомните хотя бы 9 января 1905 года – не в тот ли день была расстреляна вера в доброго царя-батюшку? Так что с императором мы квиты. А вот за его семью действительно болит сердце и не находит покоя душа. Больного гемофилией мальчика, инвалида – штыком в грудь! Бог, видимо, не простил убийцам такого злодейства: участники расстрела умирали в мучениях от рака и прочих страшных болезней.
Как хочется верить, что царевич Алексей остался жить, – душа просит доброй сказки.
Вот она, народная легенда. Спасшийся император похоронен в 1958 году в Нижнем Новгороде на кладбище Красная Этна под именем странника Николая в могиле своей супруги Александры Федоровны, скончавшейся в 1948 году. Великая княжна Татьяна погребена в 1992 году в селе Солёное Краснодарского края. Её сестра Мария обрела покой в селе Арефино Нижегородской области в 1954 году. А принцесса Анастасия похоронена на станции Панфилово Волгоградской области в 1980 году.
Ах, если бы всё было именно так!
Есть другая легенда, которую сибирские краеведы готовы считать научным фактом: о том, что георгиевские кавалеры, охранявшие царскую семью, продали её большевикам, позарившись на выкуп.
Кандидат исторических наук Александр Петрушин, в прошлом полковник ФСБ, нашёл в сибирских архивах сведения о том, что царя конвоировали 377 георгиевских кавалеров. До апреля 1918 года они не отдавали императора и его семью большевикам. Тогда на переговоры с ними прибыл оперуполномоченный ВЦИК Яковлев (Мячин) с золотом в саквояже. Георгиевские кавалеры, которым не платили жалованье с ноября, забрали деньги и передали царскую семью под охрану большевиков. Предали не за тридцать сребреников, как Иуда Христа, сумма была гораздо больше.
Но на Руси всё же всегда есть праведники: врач Евгений Боткин и трое верных слуг отказались покинуть царя и встретили смерть вместе с его семьёй.
Как царь вернулся в политику
Когда первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин отдал команду снести дом, в котором встретила свою смерть царская семья, он вряд ли предполагал, что Романовы сыграют очень важную роль в его жизни.
Царские останки, найденные в конце восьмидесятых годов на Урале, оказались сущим подарком для первого президента России. Торжественно похоронив в Петропавловской крепости кости семьи Романовых, Борис Ельцин, по сути, в глазах людей стал преемником той прежней России.
Ярлык цареубийц был приклеен к коммунистам так прочно, что отодрать его не удалось до сих пор. Но каяться в этом грехе лидеры КПРФ не спешат, хоть в церкви появляются не только по праздникам. Мол, такое трудное время в 1918-м было, историю нельзя повернуть вспять.
Но, хоть и со скрипом, колесо истории некоторые политики пытаются повернуть назад.
Культ почитания семьи императора стал инструментом ретивых политиков на всех флангах. То бюст императора замироточит, то закипят протесты против безобидного фильма про его любовь к балерине.
Царю, похоже, и в могиле нет покоя от демонстрантов. Пора бы нам, наконец, понять, что монархия уже однажды завела Россию в тупик. Выход из него мы ищем уже сотню лет. Но я верю, что непременно найдём – в этот раз без крови и революций.