Version: 0.1.0

Медные лбы на "Медном всаднике"

Григорий Тельнов
Почему вандалы, осквернившие памятник Петру I, отделались 500-рублёвым штрафом?

В августе в Санкт-Петербурге случились два события, шокировавшие всех, кому дорога наша российская культура. Первое - пикник прямо на "Медном всаднике", а второе - наказание устроившим это действо остолопам.

Вандалов оштрафовали всего на пятьсот рублей! Копеечная, по сути, сумма: всего пара завтраков в отеле или одиннадцать жетонов питерского метро. И от этого не смешно, а грустно.

Вандалы устроили ночной шабаш прямо на памятнике Петру Великому – той самой конной статуе, которую воспел Пушкин. Снимки, появившиеся в социальных сетях, запечатлели все подробности этого происшествия. Молодые люди (вполне совершеннолетние, уже не школьного возраста) влезли на гранитный постамент, затем оседлали коня и пристроили на спину лошади мангал для шашлыков. Друзья, помогавшие снизу, передали наверх мешок с углём. Осталось чиркнуть спичкой – и гори всё синим пламенем!

К счастью, развести огонь дурням не дали туристы, ставшие свидетелями беснования, они позвонили в полицию.

Полицейские поймали двоих из этой хмельной компании, вернее, сборища меднолобых остолопов. Одному задержанному 20 лет, другому - уже 32. Доказательством преступления стали кадры, которая сделала петербурженка Александра Бенцман. Вот что она написала, опубликовав снимки на своей страничке в социальной сети:

"Думала, надо ли такое выкладывать, но все же решила поделиться. Замечательная компания… великолепная погода… идем… наслаждаемся… И тут… перед нами вырисовывается такая картина: всем известный памятник, а на нем какое-то движение. Да, именно на нем! Первые мысли были о том, что в ночи его моют, но рядом не было видно техники. Подошли ближе… Оказалось, что несколько ребят и девчат забрались на "Всадника". Но не просто, чтобы свалиться с него к чертям. А разжечь мангал! Их большая компания стояла внизу и поддерживала товарищей, которые затащили на спину коня пакет с углем, разобранный мангал и свои тушки.


фото: соцсети

Вот, скажите мне... это реально кто-то считает забавным??? В общем, цензурных мыслей на данный момент у меня нету... А как же хочется верить и в культуру, и во взаимное уважение..."

Художникам-реставраторам пришлось провести внеочередное обследование памятника.

"Механических повреждений и деформаций элементов не обнаружено, - сообщила журналистам научный сотрудник музея городской скульптуры Вера Мануртдинова. - Поверхностные загрязнения удалены при помощи ветоши, смоченной водой. По результатам осмотра памятник находится в удовлетворительном состоянии".

Реставраторы аккуратно смыли грязные пятна, которые оставили пироманы, и заявили, что ущерба нет. Но стоимость аренды подъемника (примерно 20 тысяч рублей) и цену собственного труда на радостях посчитать забыли.

Жаркие лучи грязной славы

Полицейские быстро выяснили личности задержанных пачкунов (фамилии их упоминать не буду, они, поди, просто мечтают о славе Герострата), составили протоколы за мелкое хулиганство и обязали уплатить штраф.

Когда стало известно о его ничтожной сумме, Питер буквально закипел от возмущения. Социальные сети комментировали эту новость с куда большей яростью и энергией, чем те кадры на "Медном всаднике".

"Почему, собственно, мелкое хулиганство? Нельзя было обосновать, что они ободрали антикоррозионное покрытие и восстановить его за их счёт? Пороть надо! Прямо у "Медного всадника"!

"Пуськам" за танцы в храме влепили по два года колонии. А эти вандалы оскорбили патриотические чувства всех пяти миллионов петербужцев и отделались штрафом, который даже наказанием считать нельзя!”

"Вот за что надо давать по два года, а не за танцы в церкви. "Медный всадник" по настоящему свят для каждого россиянина".

"Моя прабабушка, бабушка, мама, я, мои дети и внуки все здесь родились, на берегах Невы, и даже помыслить не могли, что такое возможно. Откуда они? Очень жаль, если они станут "героями".

"В блокаду берегли памятники как зеницу ока, чтобы фашисты их не повредили. Нашим дедам и в голову не приходило, что внуки шашлык захотят на "Медном всаднике" пожарить".

Отрадно, что поступком "шашлычников" восхищаются совсем мало людей. Их комментарии такого рода:

"Подумаешь, на старый кусок металла парни залезли. Уродливый памятник, а люди сделали его чуть ли не идолом!"

"Не навредили же пацаны ни этому коню, ни Петру, зачем же их в тюрьму сажать? Спасибо лучше скажите им, что внимание привлекли. Может, теперь опять ограду вокруг памятника и будку с полицейским поставят?"

"Смелые ребята, отчаянные! И не алкаши – по лицам видно. Храброе поколение растет, запретов не страшатся!"

"Ну и зачем скандал раздули? Известно же, что "в Питере – пить!". Перебрала компания малость, вот и начудили. Если за каждую шалость за решётку сажать, тюрем не хватит."


Фото: соцсети

Не знаю ли, успел прочитать такие комментарии почётный гражданин Санкт-Петербурга Михаил Михайлович Бобров, тот самый альпинист, который в войну маскировал ленинградские памятники, спасая их от фашистских бомб и снарядов. Но новость о вандалах, осквернивших памятник Петру Великому, главный символ города и первый памятник России, до Боброва уж точно дошла. Быть может, пережитая при этом боль и стала последней каплей страданий 95-летнего фронтовика, сердце Михаила Михайловича Боброва перестало биться…

Музейщики требуют строгости

Чрезвычайное происшествие с "Медным всадником", похоже, станет поводом для ужесточения наказаний за вандализм. Сделать это предлагают не только депутаты, но и деятели культуры.

Президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что причина проблемы в том, что к памятникам культуры начинают относиться как к объектам бытового развлечения. По его мнению, вандалы становятся всё более наглыми:

"Циничность посягательства на скульптуру Этьена Фальконе заключается еще и в том, что помимо высочайшей художественной ценности этот памятник является одним из символов как Санкт-Петербурга, так и всей страны. Не напугало вандалов и то, что Медный всадник находится рядом с особо охраняемыми объектами государственной власти".

В мае нынешнего года с требованием усилить наказание за вандализм выступили сотрудники Третьяковской галереи - после того, как там посетитель порвал картину Репина "Иван Грозный убивает своего сына".

Статью в УК РФ ужесточить, конечно, можно. Но ведь к каждому шедевру охранника не приставить - разруха, как известно, начинается в головах. Родину и её культуру любить, ценить и беречь не всех нас папа с мамой научили.

Но меня радует, что вокруг всё больше людей, которые охраняют объекты культурного наследия не по обязанности, а по зову сердца. Вот, например, москвичка Анор Тукаева и её друзья – они спасают церковь у села Крохино на Белом озере. Храм знаменит тем, что его запечатлел Василий Шукшин в своём знаменитом фильме "Калина красная". Церковь даже не числится памятником культуры, не взорвали её в советские времена лишь потому, что она служила навигационным знаком на Волго-Балтийском водном пути.

Анор Тукаева впервые увидела этот храм в кино.

"Желание побывать тут было настолько сильным, что в 2009-м специально приехала на Белое озеро вместе с мужем, - рассказывала мне Анор. - Cфотографировала храм со всех сторон. Он жутко изранен – разбиты волнами стены, по кирпичной кладке бегут трещины. Вернулась в Москву, а затопленная церковь не уходит из памяти, по ночам снится. Будто просит меня: "Спаси!"


Фото: скриншот youtube

Анор написала в Интернете о гибнущем храме, и на её зов откликнулись люди, которых взволновала судьба затопленной церкви. Архитектор Дмитрий Куликов разработал проект реставрации, на помощь пришли волонтеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца, Саратова, Чебоксар и Надыма. И словно знак свыше – оказалось, что предок одного из добровольцев служил священником в этой церкви ещё в XIX веке.

Первый трудовой десант к затопленному храму состоялся в 2011 году. Состояние здания было критическим – полутораметровые стены у фундамента были подточены волнами до ширины одного кирпича.

Волонтеры возвели контрфорс, подпирающий стену, построили дамбу, защищающую храм от штормов. Прежде незнакомые друг с другом люди трудились тут по праздникам и выходным, работали с рассвета до заката, абсолютно бесплатно.

Анор и её товарищи создали фонд помощи храму и сайт, на котором написали о своём проекте. Шукшинская церковь, служившая прежде речным маяком, стала маяком духовным. План её спасения признали лучшим волонтерским проектом России.

Обрушение стенам церкви сейчас не угрожает, волонтеры мечтают создать рядом музей, собрать в нём материалы о том, как Шукшин снимал “Калину красную” на берегах Белого озера.

А "Медный всадник", похоже, и сам себя защитить может. Четыре года назад 31-летний парень, выпив, полез на этот памятник. Итог трагичный – сорвался, ударился головой и погиб.

Видимо, не зря Александр Сергеевич Пушкин в своей поэме сделал статую Петра мистическим персонажем: "Медный всадник" остолопам с медными лбами за обиду и наглость и отомстить может. Так что лучше к нему с почтением относиться - как и ко всей нашей культуре.