Золотой клад — и не в лад!
Эту криминальную новость впору назвать суперобломом: житель Курска Александр Снегирёв лишился золотого клада, который нашёл в собственном доме.
Царские червонцы каким-то невероятным образом пропали при пересылке, про эту аферу сообщили все российские телеканалы и прочие СМИ. Сенсация стоит того: курские полицейские отправили монеты в Москву, чтобы специалисты Гохрана оценили их точную стоимость, но сокровище каким-то образом исчезло по дороге.
В опечатанной посылке, которую вскрыли в столице, оказались лишь ржавые гаечные ключи и канцелярский степлер для бумаг. А царское золото словно корова языком слизнула!
Сейчас Следственный комитет возбудил уголовное дело и сыщики пытаются найти злоумышленника, который заменил сокровища металлоломом. Вполне возможно, что далеко искать афериста не придётся: клад целых шесть лет находился в комнате хранения вещественных доказательств ОП УМВД РФ по городу Курску.
История злополучного клада началась ещё в 2013 году, когда Александр Снегирёв решил перестроить своё жилище. По его словам (сейчас он весьма охотно раздаёт интервью журналистам), старинный дом неподалёку от железнодорожного вокзала он приобрёл аж 36 лет назад и не подозревал, что под половицами хранится сокровище.
"Я уверен, что золото спрятала моя покойная мать, — считает Снегирёв. — Но перед смертью она не успела раскрыть свою тайну".
В пользу версии, что клад хранится с советских времён, есть весьма хрупкое доказательство — бутылка с широким горлышком, в такие в СССР разливали молоко и кефир. Других свидетельств о том, что клад принадлежал семье Снегирёвых, увы, нет.
Видимо, поэтому шесть лет назад мужчина попытался реализовать монеты по-тихому, обратившись к частным скупщикам на местном рынке. Про намечавшуюся сделку стало известно полиции, и Cнегирёв предпочёл добровольно сдать найденный клад государству.
Стражи порядка добросовестно пересчитали все золотые пятирублёвки и десятирублёвки царской чеканки, взвесили клад — он потянул аж на полтора килограмма.
Спор из-за экспертизы
По российским законам, человек, нашедший клад, в составе которого есть вещи, относящиеся к культурным ценностям, имеет право на половину его стоимости. Но не всё так просто: сокровища переходят государству только в том случае, когда его собственник не может быть установлен либо утратил на них право.
Эксперты в Курске признали, что золотые монеты этого клада относятся к культурным ценностям. Однако Снегирёв с этим не согласился и попытался отсудить себе весь клад, опираясь на выводы других специалистов о том, что монеты ценны только как драгметалл.
УВД оспорило решение суда, вставшего на сторону Снегирёва, монеты были отправлены для новой экспертизы, уже в Москву. И случился скандал, который грозит погубить репутацию курских полицейских начальников: монеты, из-за которых шли суды, пропали.
Я сам нумизмат, коллекционирую монеты с детства и понимаю, насколько сложна была задача экспертов.
Золотые монеты времён Николая II — не только материал для инвестиций, среди отчеканенных в ту пору денег могут встретиться настоящие редкости.
Царь начал своё правление с того, что чуть начисто не отказался от рубля, реформой предполагалось заменить его на "рус" — по аналогии с французским франком.
Было даже выпущено пять комплектов таких монет, эти пробники сейчас стоят баснословных денег, до полумиллиона долларов за штуку. И в курском кладе таких раритетов уж точно быть не может, он состоит из золотых пятирублёвых и десятирублёвых монет, которые чеканились массовыми миллионными тиражами.
Исключением был только 1906 год, с этой датой выпустили всего десяток монет, для нумизматов. Официально последний десятирублёвик был отчеканен в 1911 году, однако между отчётными данными Санкт-Петербургского монетного двора и реальной массой золотых червонцев есть несоответствие в миллионы штук. Причина в том, что штемпеля царских золотых монет использовались и при советской власти. Доверие на Западе к этим червонцам с орлами было настолько велико, что властям СССР расплачиваться ими было выгоднее, чем золотыми слитками. Такие новоделы нельзя называть фальшивками, содержание золота в монетах было точно такое же, как и в царские времена.
Возможно, что украденные в революционные времена штемпеля николаевских золотых монет использовали и мошенники, среди новоделов встречаются экземпляры с пониженным содержанием драгоценного металла.
А в последнее время в России массово появились имитации царских монет — коллекционеры называют такие изделия "фуфлом". Их даже не штампуют, а отливают из дешёвых сплавов, чаще всего в Китае. Появился новый вид мошенничества: жулики, надев жилетки коммунальных служб, останавливают прохожих возле раскопанных траншей и предлагают купить якобы только что найденную монету.
Скорее всего, все деньги из клада Снегирёва были настоящими. Их нумизматическая ценность сильно зависит не только от года выпуска, но и от состояния, наличия потёртостей и царапин. А вот можно ли считать культурными ценностями монеты, имевшие миллионные тиражи, — в этом вопросе экспертам всегда есть о чём поспорить. Впрочем, теперь от курского клада остались лишь фотографии: скорее всего, монеты уже переплавлены.
Мне даже жаль бедного курянина: если бы он согласился с тем, что его находка — культурная ценность, то давно бы получил половину стоимости клада.
Погоня за миражами
Мечта о кладах живёт в каждом из нас с детства, "Остров сокровищ" Стивенсона мальчишки зачитывают до дыр.
Золото манит, легенды о закопанных кладах передаются из уст в уста в каждом селе.
Лет двадцать назад все желающие получили шансы проверить, насколько правдивы такие рассказы. Нужно лишь купить металлодетектор — такой прибор позволяет зондировать землю.
Если под грунтом скрыты изделия из серебра и золота, то в наушниках раздастся особый писк, а на экране монитора появится латинское название металла.
Среди моих знакомых есть поисковики, которые давно уже освоили работу с такими приборами. Но находки у них всё больше копеечные — медные и никелевые монеты советской чеканки. А царский гривенник или пятак — уже удача.
С 2013 года использование металлодетекторов в России регламентировано законом. Прямого запрета пока нет, но извлечение археологических предметов из земли без разрешения запрещено. То есть повреждать культурный слой в местах, которые интересуют профессиональных историков, нельзя.
В других странах, даже в Белоруссии, отношение к копателям ещё строже, а в Молдавии вообще запрещено владение металлодетекторами. В государствах Евросоюза ограничения тоже существеннее, чем в России, — там поиск нужно согласовать с властями и владельцами земли.
Один из моих друзей нумизматов шутит: "Чем голее зад, тем больше хочется клад". Увы, очень многие россияне до седых волос живут с надеждой на чудо, а не на свой упорный труд. Надежда на то, что попадётся сокровище, — иллюзия, которую ничем не вытравить, даже история с незадачливым курянином не станет уроком. Скорее, наоборот, золотоискателей даже прибавится: авось всё-таки повезёт?