Version: 0.1.0

Фальшивые символы революции

Григорий Тельнов
Мифы коммунистического прошлого обветшали, но еще живы.

Слово "октябренок" для моего восьмилетнего внука загадка. Он морщит лоб, прищуривается, пытаясь понять, в чем подвох.

"Наверное, так зовут детей, родившихся в этом месяце?" — спрашивает.

Его ответ, в принципе, верный и вполне логичный.

Сознание нынешнего юного поколения свободно от идеологических пут, которыми нас опутывали с пеленок.

Годовщину Октябрьской революции в СССР мы начинали праздновать еще в детском саду. Помните красные флажки, стишки про дедушку Ленина?

А в школе в первом классе нас торжественно принимали в октябрята, вешали на грудь звездочку с портретом кучерявого мальчика. Пластмассовую или металлическую, но обязательно с маленьким Лениным в центре размеченного в звезде круга.

Разглядывали мы тогда этот значок с любопытством и некоторым сомнением:

"Ленин — лысый, а этот кудрявый, совсем не похож!"

Учительница, чтобы развеять наши не очень правильные мысли, показала фотографии семьи Ульяновых, на которых Ленин был красивым, словно ангелочек.

"Володя Ульянов был отличником, закончил школу с золотой медалью!" — назидательно говорили нам педагоги. Пример, увы, не сработал — медалистов в моем классе не оказалось ни одного.

А октябрятская звездочка сейчас стала просто значком, который интересует разве только коллекционеров и китайских туристов.

Государственный переворот

В день сто первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции самое время вспомнить не только о звездочке, но и прочих коммунистических символах. Мифов и легенд, которые были созданы советскими идеологами, не счесть. Даже само слово "революция" по отношению к дате 7 ноября большевики поначалу не особо употребляли. Ленин и его соратники чаще называли тот день "вооруженным восстанием", "государственным переворотом".

Резон в этом был, ведь революция, которая скинула царя, произошла в феврале, и октябрьские события были продолжением этого процесса. Но слово "переворот" со временем посчитали опасным, ведь душок у него, как ни крути, все-таки криминальный. Временное правительство, которое ликвидировали большевики, было хоть малоэффективным, но вполне законным.

Возведение революционных мифов на пьедестал случилось в 1927 году, когда праздновалась десятая годовщина Октября. Этот день в СССР сделали государственным праздником. Революцию приукрасили, припудрили, размалевали. Сергей Эйзенштейн снял тогда фильм "Октябрь", по сути, вольную реконструкцию событий 1917 года.

Красиво получилось: Зимний дворец штурмует масса людей — рабочих, солдат и матросов — светят прожектора, гремят выстрелы. Народ виснет на парадных воротах с царскими орлами, под натиском масс они распахиваются, и бойцы революции бегут дальше, по лестнице, арестовывать ненавистное правительство.

Еще живые на тот момент участники тех событий в Петрограде критиковали фильм крепко — и Ленин не очень похож, и Зимний брали совсем не так: ворота открывать не понадобилось, солдаты влезли в здание через подвальные окна. А Иорданская лестница, показанная в фильме, вела не к правительству, а в расположенный тогда во дворце госпиталь, по ней штурмующие не бежали. Кроме того, никто дворец не оборонял, юнкера и барышни из женского батальона сами разбежались.

Фильм отредактировали, но правды в нем стало еще меньше, убрали из этого кино роли Троцкого и прочих неугодных Сталину персонажей.

Корабль без удачи

С другим главным символом революции, крейсером "Аврора", тоже не все гладко. Этому кораблю хронически не везло, самый первый реальный бой стал для его экипажа позором на весь мир. То происшествие историки называют Гулльским инцидентом: в октябре 1904 года в Северном море, приняв британские рыбачьи шхуны за вражеские миноносцы, российская эскадра открыла по ним огонь. Два мирных рыбака были убиты, шестеро ранены, но самое страшное, что "Аврора", не опознав силуэт адмиральского флагмана, пальнула и по нему. В ответ на крейсер обрушился град снарядов: русские, потеряв ориентировку, стреляли друг в друга. В "Аврору" попало пять снарядов, был смертельно ранен корабельный священник иеромонах Анастасий.

За ту трагическую ошибку Россия выплатила Великобритании компенсацию в 65 тысяч фунтов стерлингов. Британская пресса назвала нашу эскадру скопищем сумасшедших. Обидно, но со здравым смыслом на флоте в ту пору был действительно напряг.

В войне с Японией "Аврора" отличилась в Цусимском сражении, потрепанный и израненный корабль отремонтировали, и Первую мировую войну он провел со славой. Однако февраль 1917-го вновь принес на "Аврору" братоубийство. Командира крейсера матросы убили пулей, а старшего офицера штыком в горло.

В воинском уставе подобное называется бунтом, красивое слово "революция" зверств не оправдывает. Офицеров тогда резали не только на Балтийском флоте, революционный пыл зачастую был всего лишь пьяным угаром.

Роль экипажа "Авроры" в Октябрьской революции была довольно скромной – всего лишь холостой выстрел из одного орудия. Называть его сигналом к восстанию стали позже, поскольку реальный сигнал был дан раньше залпом из пушки с суши, из Петропавловской крепости.

Пальба "Авроры" так напугала жителей Питера, что стали говорить о нескольких залпах боевыми снарядами по городу. По этому поводу большевики были вынуждены дать разъяснение в газете "Правда" за подписью комиссара крейсера: "Был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности."

C революционным флагом "Авроры", символом революции, произошла совсем уж конфузная история. В мае 1918-го председатель судового комитета Корунов, переходя на другой корабль, прихватил его с собой. Ткань он собирался использовать для шитья, себе на рубашку. Спохватившиеся матросы "Авроры" успели спасти свой флаг, а Корунова сдали в ЧК.

В Великую Отечественную войну "Аврора" была постом ПВО, а снятые с корабля пушки защищали город на суше.

Корабль восстановили, поменяв у него подводную часть – ржавый старый корпус до сих пор лежит на мели в Финском заливе. В канун 50-летия Октябрьской революции "Аврору" наградили одноименным орденом с изображением самого себя. Крейсер был музеем, но моряки не очень-то стремились служить на нём. Капитан первого ранга Рудаков, сын адмирала Рудакова, рассказывал мне, как он, получив предложение занять должность командира "Авроры", решил посоветоваться с отцом. А тот, услышав об этом, впал в гнев, мол, зачем тебе, сын, потешный пост на потешном крейсере?

Кстати, адмирал Рудаков — тот самый бронзовый краснофлотец, скульптура которого до сих пор украшает станцию московского метро "Площадь революции". Его сын, надо добавить, на "Аврору" командиром так и не пошел, остался служить на боевом корабле на Северном флоте.

Репутация "Авроры" сильно поблекла, когда в двухтысячные на его борту стали устраивать платные вечеринки. После капитального ремонта 2016 года крейсер вновь вернулся на свое место — экспозиция в музее на его борту тоже обновлена. Теперь она рассказывает не только о революции, но и об истории корабля. Для молодых россиян "Аврора" теперь, скорее, в первую очередь памятник техники, ведь кораблю уже больше ста лет. Но красные звезды на нем на двуглавых орлов пока так и не заменили.

Бант или гвоздика?

Почти на всех поздравительных открытках, которые было принято отправлять друг другу к 7 ноября, рисовали гвоздику.

"Красная гвоздика — наш цветок!" — пелось в сочиненном к очередному юбилею революции гимне.

Букеты гвоздик школьники возлагали к могилам большевиков, алый цветок вдевали в петличку, собираясь на демонстрации. Торговцы на рынках радостно считали выручку – ажиотаж почти как в канун 8 Марта!

Вот только реальным символом революции был не цветок, а бант. Мода прикреплять красную ленту на грудь появилась в феврале 1917-го года. Если на тебе есть бант, то ты поддерживаешь революцию. Искренне или нет — уже второй вопрос, главное, не схлопотать по физиономии. Даже один из великих князей, Кирилл Романов, в ту пору щеголял по Петрограду, нацепив на шинель алый бант.

В октябре 1917-го алая лента уже не спасала бывших господ от рукоприкладства – даже генералы предпочитали носить одежду попроще. Карл Маннергейм уехал в Финляндию из Петрограда в солдатской шинели, навсегда затаив в сердце ненависть к красным знаменам и бантам.

А гвоздики – откуда им было взяться тогда, в глухую и холодную осень в Петрограде в таких количествах, чтобы хватило на двухмиллионное население?

Так что символ революции все-таки не гвоздичка, а бантик.

Задумайтесь, если бы нашим прадедам, щеголявшим с алой ленточкой на шинели, суждено было знать свое будущее, то многие бы наверняка опечалились. Октябрьская революция вылилась в жестокую Гражданскую войну, принесла лютый голод. А землю, которую обещали большевики, у крестьян отняли, загнав в колхозы. Репрессии тридцатых годов ударили по всему народу, коснулись почти каждой семьи. А светлое будущее, коммунизм, про который говорили большевики, так и не наступило.

Сейчас 7 ноября в календаре обычный день, не красный, а черный. И это, пожалуй, к лучшему: без революционных символов в головах всем нам жить и работать спокойнее.