Version: 0.1.0

Пятном по чести мундира

Григорий Тельнов
В скандалах с уфимскими "ментами-насильниками" и "врачом-убийцей" из Калининграда эмоции заслонили реальные факты.

Помните анекдот о пропавших ложках? Если нет, то напомню. Возвращается семейная пара из гостей. Вдруг звонок: "Вы ушли, а у нас две серебряные ложечки пропали!" "Мы их не крали!" "Знаем, ложки потом нашлись. Но осадочек-то остался…"

Общественный резонанс частенько сродни такому "осадочку". Иной раз новости, которые становятся сенсацией для всех СМИ, поднимают такую волну эмоций, что реальная картина происшествия в них просто тонет. Изнасилованная коллегами полицейская, главврач роддома, не спасшая младенца, — самые свежие подобные "бомбы".

Признаюсь, сам грешен, всегда стараюсь достучаться не только до умов читателей, но и до их сердец. Журналистика без эмоций, словно дама без макияжа.

Но взрыв чувств способен заслонить разум, общественный резонанс может быть опаснее катка без водителя. Раздавит, закатает в асфальт. Ну а если не убьет насмерть, то репутацию человека, оказавшегося в центре раздутого эмоциями скандала, похоронит так, что никакими выигранными судами её от пятен не очистить.

Помните скандал вокруг гибели "пьяного мальчика"? Шестилетний Роман Шимко попал под колеса автомобиля во дворе дома в Балашихе. За рулем машины была Ольга Алисова. Судмедэксперт Михаил Клейменов нашел в крови погибшего ребенка чуть ли не 2,5 промилле алкоголя. От такой дозы мальчишка должен был упасть замертво. Отец Ромы стал бить во все колокола, скандал дошел до СМИ, поднялось всеобщее возмущение. Затем провели повторную экспертизу, которая… снова подтвердила, что мальчик был вдрызг пьян.

Сейчас Клейменова судят. Дело, по мнению экспертов, трещит по швам. Что решит суд - загадывать рано. Но, как бы то ни было, тот самый "осадочек" уже никуда не денешь. Клейменова заклеймили еще до суда, даже если его вина не будет доказана, люди будут помнить его как "того самого автора заключения про "пьяного мальчика". А сколько грязи было вылито на Ольгу Алисову (она, кстати, осуждена), которую называли любовницей местного криминального авторитета. Сколько негатива посыпалось на семью Ромы после повторной экспертизы, "подтвердившей" опьянение…

История с тремя уфимскими полицейскими и изнасилованной девушкой-дознавателем, похоже, из числа ЧП, в которых эмоции публики также могут привести к поспешным выводам.

Наверное, фабулу того дела в подробностях пересказывать не нужно. "Подробности" всем известны, обсосаны, облизаны, перетасованы. Изложу коротко: после вечеринки в служебном кабинете 23-летняя девушка-дознаватель заявила, что ее изнасиловали. Дело развивалось ну прямо с космической скоростью: трех полицейских (солидных начальников, не каких-нибудь сержантов) взяли под стражу, в Уфу прибыли следователи из Москвы — целая бригада, как в какую-нибудь Кущевку. Девушка оказалась не простой персоной, ее папа – заместитель начальника главного управления Росгвардии по Башкортостану.

Социальные сети закипели: "Менты своих насилуют!"

Иностранные СМИ тоже быстренько подключились, даже британский информационный монстр, телеканал ВВС растиражировал по миру новость об этом преступлении на сексуальной почве.

Интересно, не тяготит ли девушку-дознавателя такая скандальная слава, ведь ее поднимают до масштаба Моники Левински? Впрочем, стажерка, испортившая жизнь американскому президенту, посадила пятно на репутации одного Билла Клинтона, а красавица из Уфы посадила за решетку сразу троих мужчин.

У двоих – алиби

Общественное мнение, безусловно, на стороне изнасилованной – ее жалеют, ей сочувствуют. Мне тоже жаль эту 23-летнюю девушку. Но вот только с каждым днем сочувствия к ней остается все меньше и меньше.

Адвокаты арестованных по обвинению в изнасиловании полицейских обнародовали факты, которые делают картину той злосчастной вечеринки весьма неоднозначной. Якобы девушка была сильно пьяна, будто бы на этом междусобойчике была не единственной дамой и что синяки на ее теле могут быть от драки с соперницей, с которой не поделила кавалера.

А еще защитники передали телеканалам видеозапись, которая посильнее любых слов. Оказывается, двое из трех, обвиненных в изнасиловании, были в момент совершения сексуального преступления в другом месте.

"Потерпевшая заявляет, что в отношении нее с 22:40 до 00:30 были совершены преступные действия. В это время двух обвиняемых — Матвеева и Галиева — там не было, они уехали домой. Это зафиксировано и свидетелями, и техническими средствами: телефонами, видеокамерами и так далее", — утверждает адвокат Аслям Халиков.

Следственный комитет отозвался на эту новость: официальный представитель ведомства сообщил, что эта видеозапись есть в деле, что эксперты изучают ее подлинность, проверяют, не была ли подделана датировка.

Даже если алиби двух полицейских начальников не подтвердится, вопросы все равно останутся. А если подтвердится, то как им жить и работать, когда выпустят на свободу?

Скорее всего, за вечеринку на службе придется распрощаться с должностями, а может быть, и с погонами. В голову закрадывается мысль: а не для того ли, чтобы освободить два кресла весьма высоких начальников и было раздуто до небес ЧП на сексуальной почве?

Пропаганда ненависти к медработникам

В калининградской истории о мертвом младенце тоже мозаика поначалу складывалась только из темных цветов. По версии следствия, которую распространили СМИ, главврач родильного дома Елена Белая "распорядилась не спасать младенца из-за высокой стоимости необходимого ему препарата, а после смерти ребенка заставила подчиненных подделать документы и указать в них, что он родился мертвым".

Врача, которая проработала в этом учреждении семнадцать лет, арестовали словно какую-нибудь воровку-рецедивистку или фанатичную террористку-шахидку. По телеканалам показали, как на Елену Белую надевают наручники: зачем эти кандалы, неужели бы она убежала?

Напрашивается объяснение: спецсредтва нужны лишь для того, чтобы успокоить нас, то бишь общественность. Мол, вот она, реакция на народное мнение!

Увы, наше мнение, уважаемые немедики, в этом случае уж точно непрофессионально. Чтобы не быть голословным, приведу слова врачей, которые высказываются в защиту коллеги.

Самый авторитетный из них — президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль — убежден, что смерть младенца в роддоме не связана с инкриминируемым врачу преступлением:

"Открытые обвинения в средствах массовой информации несостоятельны, являются ложью и возбуждают народ против медицинских работников. Такая пропаганда ненависти к медицинским работникам нуждается во всеобщем общественном осуждении и приобретает уже государственное значение".

Оказывается, и дорогой препарат "Куросурф", из-за которого разгорелся сыр-бор, новорожденному вводили, но после первой дозы должна быть пауза хотя бы в 12 часов, и до нее младенец просто не дожил. Горько, печально, но врачи, увы, не всесильны. Малыш был недоношенным, весил всего семьсот граммов, к тому же его мать приехала в больницу слишком поздно, через сутки после того, как у нее отошли воды.

А служебный подлог, то есть попытка записать младенца мертворожденным, что следователи вменяют главврачу, не имеет явного мотива: мать умершего младенца не гражданка России и гибель ее сына не входит в общую статистику. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов попросил Следственный комитет смягчить меру пресечения арестованной Елене Белой, прокуратура тоже была не против того, чтобы выпустить ее из за-решетки. Меру пресечения все же изменили, Елену выпустили из СИЗО.

Ведь даже исходя из практического смысла, зачем лишать калининградских рожениц очень квалифицированного врача на два месяца? Ведь даже, предположим, если следователи докажут вину Елены Белой в служебном подлоге, то приговором за такое деяние может быть условный срок. И опять в голову лезет мысль: а вдруг кому-то было выгодно упечь и. о. главврача за решетку? Ради карьеры и вакансии и не такое случается.

Губительная поспешность

Когда я бываю в Псково-Печерском монастыре, то непременно прохожу по кровавому пути. Монахи обозначили эту дорожку цветами, и она уже почти пять веков напоминает людям о том, как опасно судить с плеча, в пылу негативных эмоций. Именно так, в плену своего царского гнева, Иван Грозный покарал наместника монастыря игумена Корнилия.

Монах встретил монарха у ворот хлебом-солью, а тот ударил его мечом. А когда оказалось, что слухи об измене, из-за которой царь разгневался на игумена, были грязным наветом, Корнилий уже испустил дух.

Иван Грозный, обливаясь слезами, взял тело монаха на руки и сам внес его в храм. Там, где пролилась кровь, остался след. Дожди смыли его, но братия монастыря посадила на том пути цветы. Память о том, что людской суд бывает слишком поспешным и не всегда правым.

Во фразе "казнить нельзя помиловать" мы зачастую требуем поставить запятую после первого слова.

"Распни его!" — кричала толпа Понтию Пилату, когда он просил народ помиловать Иисуса Христа.

Как горько, когда мы сейчас тоже поддаемся своим эмоциям! Пусть не казним людей, но судим о них в социальных сетях, распространяем чужую ложь, убиваем их честное имя. Пятна на репутации, увы, даже оправдательным приговором не всегда можно вывести.

Полное видео, которое может стать алиби для одного из подозреваемых в изнасиловании дознавателя в Уфе