Крещение в слезах
Игумена Фотия из Гатчины епархиальное начальство РПЦ отстранило от служения на год – поводом для наказания стал скандальный ролик, появившийся в социальных сетях.
На этом видео запечатлено таинство крещения младенца, и эти кадры заставили содрогнуться всех, кто их видел. Годовалый малыш в руках игумена Фотия орёт благим матом, словно его не крестят, а режут. Испуганная до смерти мать пытается отнять сына у сурового священнослужителя, но тот с упорством терминатора доводит обряд до конца.
Женщина, как оказалось, тоже отличается весьма твёрдым характером, свои претензии к игумену Фотию она высказала не только устно, но и письменно, подав заявление в полицию. Мол, священник обращался с её годовалым сыном во время крещения жестоко, младенец едва не захлебнулся в чаше, на его теле есть ссадины.
Сам 55-летний игумен Фотий (в миру Василий Васильевич Нечепоренко) своей вины в случившемся в храме скандале не видит. Даёт интервью СМИ, объясняет, что мама младенца оказалась слишком эмоциональной, невоцерковленной. И даже ссылается на обычаи и каноны:
"По правилам православной церкви положено младенца трижды погружать с головой, я это и сделал. Воды младенец не наглотался, о стенки купели не ударился. Я 26 лет служу и всегда стараюсь так крестить. Я исполнил свой священнический долг".
Крестить, а не топить!
Социальные сети взорвались гневом, возмущенные люди, комментируя ролик, ругают священника на чём свет стоит. Некоторые сердитые женщины явно перегибают палку, называя его "садистом в рясе".
У отца Фотия своя правда – он искренне считает, что крестить младенцев нужно только полным троекратным погружением в воду. А уж плач малыша и вопли его мамаши для него вовсе не повод, чтобы прервать совершение таинства.
Ох, не зря на Руси всегда предпочитали, чтобы младенцев крестили не монахи, а белое духовенство! Пока своих детей не понянчишь, отцовский и материнский страх за малышей не поймёшь в полной мере, это уж точно.
Живущие семейной жизнью священники, словно заботливые няньки, всегда горячей воды в купель добавят, чтобы не простудить младенца. И свои руки тоже погреют, дабы не испугать малыша, и на слова ласковые не поскупятся. А если уж не в меру раскричится дитя, то отдадут его матери, чтобы успокоить. Крещение – таинство, которое не терпит спешки и суеты, прерваться или повременить вовсе не грех, так считают опытные батюшки.
А уж по поводу полного погружения младенцев давным-давно богословские споры решились тем, что это ныряние вовсе не обязательно, достаточно полить малышу на голову водой, зачерпнув её из чаши ладонью. Более того, ещё в Средние века в Русской православной церкви запрещали крестить малых детей, окуная их с головой, чтобы не утопить. Увы, бывали случаи, когда младенцы захлёбывались при крещении, поэтому такая предосторожность отнюдь не излишняя.
На заре христианства маленьких детей не спешили крестить, считалось, что таинство должно совершаться уже в осознанном возрасте, когда человек сам докажет своё стремление приобщиться к вере. И сейчас есть христианские конфессии, которые придерживается такого обычая.
У меня много знакомых священников, и никто из них не стремится поставить крещение на конвейер. Все сетуют о том, что далеко не каждый окрещенный в младенчестве человек в будущем живёт по заповедям Христа.
Прихожане и "захожане"
У большинства из нас, россиян, отношение к религии находится на каком-то диком пещерном уровне. Считаем, что Бог должен исполнять наши желания – за свечку, за брошенную в церковный ящик для пожертвований денежку.
24-летняя женщина из Гатчины, которая подняла бучу из-за крещения своего сына, написала, что за это таинство она заплатила три с половиной тысячи рублей, да ещё книжки в церкви её родственники купили. Обида на суровость священника у неё справедливая, но мне кажется, что такая жалоба сродни претензиям, которые мы предъявляем в ресторане официантам. Мол, не так обслужил, не улыбнулся, сумму в счёте завысил.
Отношение к церкви как к сфере услуг укоренилось в народе крепко. Идём в храм Божий будто в химчистку, скоро, поди, дойдёт и до того, что жалобы начнём строчить, что попы некачественно исповедуют нас, душа не полностью очистилась, пятнышки на совести остались…
"Дайте жалобную книгу!" – такими словами метко охарактеризовал такой околоцерковный тренд известный православный публицист священник Всеволод Чаплин.
Мода строчить доносы во все инстанции жива, и как тут не вспомнить сталинские времена – стучали на священников соседи и прихожане, зачастую веря, что делают это из лучших побуждений. Пресвитера Петра Ильницкого, брата моего деда, расстреляли в 1937 году за то, что кому-то не понравились его проповеди.
Сейчас, к счастью, за веру не казнят. Но карьеру и жизнь любому священнослужителю испортить можно запросто, того же отца Фотия в Гатчинской епархии быстренько вывели за штат и запретили в служении на год. Сурово, конечно, тем более что клеймо жестокого к детям человека носить ему до конца жизни.
Ну а ославившая отца Фотия женщина вряд ли скоро придёт в храм, пока не появится новый повод. И не только из-за обиды на сурового игумена. Таких, как она, священники называют не прихожанами, а "захожанами" – мол, без нужды не переступают порог храма.
Есть ли право у "захожан" судить о клириках этой церкви? Вряд ли такое мнение будет объективным. Ославившая на весь свет отца Фотия 24-летняя женщина сама призналась ему перед крещением своего сына, что не знает молитву "Отче наш" и не причащалась, а это значит, что она от веры пока ещё очень далека. Дай Бог ей встретить доброго и мудрого батюшку, который поможет ей полюбить Христа всем сердцем и простить обиду!
И у доктора дети плачут
Защитники отца Фотия, а таких тоже много, считают поднятый скандал хайпом, устроенным обиженной мамашей ради мести.
Доводы у них вполне логичные – мол, крещение состоялось, малыш не утонул, не заболел. А что кричал – так на приеме у врачей дети тоже в слезах, но докторов ведь за то, что младенцы их пугаются, не увольняют.
Представители других религий тоже не остались в стороне и, комментируя ЧП в Гатчине, напоминают, что обряд обрезания крайней плоти у иудеев и мусульман тоже не обходится без плача.
А любители исторических параллелей вспоминают, что Борис Ельцин тоже едва не захлебнулся, когда его крестили в младенчестве. В своих мемуарах "Исповедь на заданную тему" первый президент России написал об этом так:
"Подали ему меня, священник опустил в эту бадью, а вынуть забыл, давай о чем-то с публикой рассуждать и спорить... Родители, Клавдия Васильевна и Николай Игнатьевич, были на расстоянии от этой купели, не поняли сначала, в чем дело. А когда поняли, мама, крича, подскочила и поймала меня где-то на дне, вытащила. Откачали... Не хочу сказать, что после этого у меня сложилось какое-то определенное отношение к религии, – конечно же, нет. Но тем не менее такой курьезный факт был. Кстати, батюшка сильно не расстроился. Сказал: ну, раз выдержал такое испытание, значит, самый крепкий и нарекается у нас Борисом".
Пусть случится так, что и у крещённого в Гатчинской церкви младенца жизнь будет славной и долгой. Ангела-хранителя ему, здоровья и удачи!
А нам всем – терпения, любви и веры. И надежды, что всё будет хорошо, если научимся прощать свои обиды и слёзы.