Version: 0.1.0

Хамство без меры

Григорий Тельнов
Президент России возмущен поступком чиновницы, назвавшей пострадавших от наводнения людей быдлом, но иркутский губернатор Левченко всё ещё тянет с выводами.

Скандал с иркутской чиновницей Ириной Алашкевич растет, словно летящая с гор лавина. Второго сентября с губернского масштаба он стремительно поднялся до уровня руководства страны. Жители Иркутской области рассказали Владимиру Путину об аудиозаписи, на которой начальница пресс-службы губернатора Левченко оскорбительно отзывается об пострадавших от наводнения людях.

Голос, который, по заключению экспертов, абсолютно точно принадлежит Ирине Алашкевич, называет лишившихся во время ЧП жилья людей "быдлом" и "бичевнёй".

Президент России, услышав об этом скандале от иркутян, отреагировал мгновенно, сказал, что считает подобные высказывания недопустимыми.

"Если она так сказала, то она непорядочный человек. Я не хочу выражаться нецензурными выражениями, но она этого заслуживает. Надеюсь, губернатор примет соответствующее решение", — цитируют слова Владимира Путина СМИ.

Однако губернатор Сергей Левченко, похоже, никак не может расстаться со своей подчиненной, получившей столь нелестный отзыв от президента России. Ответ журналистам у него прежний: мол, проверка всё ещё не завершена.

И хотя уже точно известно, что голос на записи принадлежит Ирине Алашкевич, и это признает сам губернатор, расследование этого ЧП в правительстве области тянут, словно резину. Мол, есть признаки монтажа, мол, это провокация. Конечно, это провокация, вернее, подстава, но ведь эту пакость устроила своему патрону именно подчиненная ему чиновница! Ведь с её длинного языка слетела цитируемая всеми пакость, и с ней нужно было разбираться, а не лихорадочно искать того, кто выложил злосчастную запись в Интернет.

На другой день после визита президента России я открыл сайт правительства Иркутской области и увидел всё ту же фотографию несдержанной на язык чиновницы.
И подпись:

"Алашкевич Ирина Викторовна, начальник управления пресс-службы и информации Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области."

Ну, это уже, простите, верх административного хамства: что, выходит для главы области слова президента страны уже не указ?

Журналистская этика

Ирину Алашкевич журналисты считают своей коллегой — работники пресс-служб хоть и не сотрудники СМИ, но для подведомственной прессы свои люди. Обычно в управлениях информации областных правительств работают профессионалы, которые всегда отвечают за свои дела и слова. Но, похоже, не в этом случае — извинений за оскорбления от госпожи Алашкевич пострадавшие от наводнения люди так и не дождались.

Есть такое понятие как журналистская этика, этот предмет будущие репортеры и пиарщики изучают ещё на младших курсах университетов. Моральные принципы, связанные с нашей профессией, сродни врачебным: стоять на страже интересов общества, не навредить, не предать. И прежде всего понимать, что журналист — персона публичная, и каждое сказанное и написанное слово может стать предметом обсуждения и споров, может принести такую боль, что не загладить извинениями.

Ирина Алашкевич, видимо, забыла это правило, иначе бы не подвела своего губернатора. И, если уж говорить о журналистской чести, не дожидалась бы отстранения от работы, а сама подала бы главе области заявление не об отпуске, а о своей отставке. И не только из-за той злосчастной записи, ведь даже президент России отмечал, что с информированием пострадавших от наводнения граждан в Иркутской области дела обстоят плохо.

Слеп и глух?

Репортажи с совещания, которое Владимир Путин проводил в Иркутской области второго сентября, показали все федеральные каналы. Наверняка от глаз телезрителей не ускользнул один важный момент — бизнесмены пожаловались, что деньги за работу по ликвидации последствий наводнения до них ещё не дошли, что нет средств, чтобы заплатить водителям самосвалов, бульдозеров и прочей тяжелой техники. Глава государства возмутился: ведь деньги давно перечислены из Москвы. И спросил предпринимателей, подавали ли они счета для оплаты областным властям. Те ответили, что все бумаги отправили. Вот фрагмент из официальной стенограммы того совещания:

"В. Путин: Как нет денег? А мы кому деньги-то давали? В область же давали деньги. Деньги-то все в области есть?

С. Левченко: Есть.

В .Путин: А почему не перечисляете?

С. Левченко: Не видел, честно говоря.

В. Путин: Не видели что?

С. Левченко: Документов по лимитам.

В. Путин: То есть от них не видели?

С. Левченко: Да.

В. Путин: А почему губернатор не видел ваших документов? Они у вас есть, но он их не видел.

А. Путов (мэр Нижнеудинска): Документы есть.

В. Путин: Они у Вас есть или их ещё нет?

А. Путов: Есть, Владимир Владимирович.

В. Путин: Как Вас зовут?

А. Путов: Александр Викторович.

В. Путин: Александр Викторович, люди работали в самый тяжёлый момент, мусор вытаскивали, разгребали эти завалы и так далее. Мы деньги перечислили в полном объёме. Всё, что нужно было, всё, что зафиксировали здесь вместе с МЧС, — всё в полном объёме перечислено. Вы говорите, что документы есть, губернатор говорит, что он их не видел, а люди сидят без денег. Это же непорядок. Вы знаете, я думаю, что это явное проявление некомпетентности".


Фото: irkobl.ru

Вот так — документы, оказывается, есть, но Левченко их "не видел". Такая вот слепота к самым важным делам у главы Иркутской области выявилась! Отмазка "не видел, честно говоря" и для школьника не годится, а такие слова 65-летнему губернатору произносить просто стыдно. Впрочем, и со слухом у главы области, вероятно, не очень хорошо, если от записи с хамскими речами начальницы пресс-службы уши не краснеют от стыда. А может быть, не в зрении и не в слухе проблемы, а в совести?

Наводнение в Иркутской области стало проверкой на компетентность для представителей всех государственных структур. Паводки там начались в конце июня, из-за продолжительных сильных дождей реки вышли из берегов. Погибли 25 человек, шесть числятся пропавшими без вести. По уточненным данным, было подтоплено почти 17 400 домов, из них 1 300 снесло потоком воды. За темпами ликвидации последствий ЧП следят не только пострадавшие сибиряки, вся страна сочувствует иркутянам.

Губернатор Левченко держит сейчас экзамен на профпригодность не только перед федеральными властями, но и перед своими избирателями.

Затопленные территории в конце концов будут приведены в порядок, а вот подмоченную скандалами репутацию высушить к следующим выборам будет ой как трудно. Народ — не быдло, чванства и хамства чиновникам не прощает!