Version: 1.0.2

Одичавшие псы мстят людям по всей России

Григорий Тельнов
Нападения одичавших животных на людей происходят одно за другим в разных регионах страны.

Бродячие собаки стали массовым бедствием, сообщения о пострадавших идут из всех регионов России.

Агрессивность одичавших псов растет: в конце прошлого года всех шокировала смерть 53-летней женщины в Якутске – стая загрызла ее за считанные минуты, ЧП попало в объективы камер видеонаблюдения. А в январе похожая трагедия случилась в Забайкальском крае, в поселке Домна - там бродячие собаки растерзали семилетнюю девочку.

Малышка возвращалась домой из музыкальной школы, стая напала на нее на пустыре, рядом с частными домами. Беда произошла так быстро, что взрослые, услышавшие крики девочки, не успели её спасти. Следственный комитет РФ возбудил дело по факту гибели девочки - по части 2 статьи 293 УК РФ («Халатность»).

Так что ответ на вопрос «Кто виноват?» обязательно будет получен. Традиционная отмазка местных чиновников «раз у собак хозяина нет, то и отвечать за беду некому», надеюсь, в этот раз не сработает. Как выяснилось, жители Домны (этот поселок всего в тридцати километрах от Читы, столицы Забайкальского края) много раз обращались в органы власти с жалобами, требовали обеспечить безопасность, избавить от одичавших псов.

Подобных челобитных масса, и не только в Забайкалье – в Якутии, в Карелии, в Башкирии, в других регионах.

И всюду ответы на людские просьбы словно под копирку написаны, мол, с 1 января 2020 года отстрел бродячих собак запрещен, а на отлов, денег, увы, не хватает.

Конечно, у чиновников есть свой резон, они правы в том, новый закон о защите животных, над которым законодатели работали аж семь лет, до буквы на местах исполнить сложно. Пожалуй, только власти Москвы и Санкт-Петербурга смогли наладить борьбу с бездомными собаками так, как предписано – отлавливали, стерилизовали, чипировали, а потом отдавали в приюты или выпускали обратно на городские улицы, уже привитых и кастрированных. Денег на каждую такую столичную псину уходит столько, что, наверное, хватило бы и на золотой ошейник. Но и в Москве нападения бродячих псов продолжаются. Последнее случилось буквально несколько дней назад, пострадали двое подростков. 

В Забайкалье, я там бывал, бродячих собак гораздо больше, чем в Москве, а денег в бюджете намного меньше, поэтому до гибели девочки из поселка Домна очисткой территорий городов и поселков от одичавших стай власти активно не занимались. Теперь местные чиновники локти кусают – за преступную халатность, приведшую к смерти ребенка, придется ответить.

Губернатор Забайкальского края Александр Осипов побывал на месте трагедии и принес соболезнования семье погибшей девочки. По его словам, необходимы изменения в закон, регламентирующий отлов безнадзорных животных. Но кто мешал ему обратиться с такой инициативой в Госдуму и Совет Федерации раньше, ведь проблема с одичавшими стаями остро стояла в Забайкалье и год назад?

Не дожидаясь поправок в закон, жители поселка Домна, в котором жила погибшая школьница, решили вопрос своими силами: взяли ружья и перебили всех бродячих собак в округе. Судя по записям в социальных сетях, они жалеют, что не сделали этого раньше. Но если следовать букве закона, за эту акцию все её участники могут быть наказаны и лишены лицензий на оружие. Одна надежда – местные правоохранители посчитают, что в этом случае здравый смысл выше любых запретов.

«Предлагаем считать охоту на одичавших псов необходимой обороной!» - примерно так пишут в социальных сетях читинские блогеры.

Защитники животных, а таких очень много, выступают в роли адвокатов бездомных собак: «Брошенные животные мстят предавшим их людям!»

Я сам собачник с пятидесятилетним стажем, позиция зоозащитников мне понятна, но каждый из них, оказавшись в одиночку перед агрессивной стаей, вряд ли бы призывал к милосердию. Палка или ружье в руках в таких случаях весомее любых аргументов.

В Финляндии, кстати, с одичавшими собаками не церемонятся. Они довольно часто попадают туда, перебегая через границу с Россией, поэтому финская полиция дала охотникам разрешение отстреливать стаи – при условии, если это происходит на безопасном расстоянии от людей и жилых районов. 

«Одичавшие собаки не являются частью финской природы, - заявил зоозащитникам комиссар полиции Тимо Куокканен, - сбившись в стаи, они ведут себя непредсказуемо, наносят вред людям и лесной фауне».

На вопрос, почему полицейские из приграничных районов решили, что убитые псы были российскими, ответ был до банальности прост: «На трупах не обнаружили чипов».

Дело в том, что все собаки в Финляндии носят в теле электронные метки, в которых записаны все сведения о них: дата рождения, адрес хозяина, перечень прививок, результаты ветеринарных осмотров. Если питомец по недосмотру хозяина сбежит, то «потеряшку» непременно найдут и вернут владельцу, который обязан оплатить штраф и все расходы.

Строгие правила не помешали финнам любить «меньших братьев» меньше, чем прежде – в стране, где пять миллионов жителей, зарегистрировано более миллиона собак.

В России закон о чипировании домашних животных пока еще в проекте, и собаки, к сожалению, в нем не упоминаются, только сельскохозяйственный скот. Отношение к собакам у нас зачастую такое – поиграли со щеночком, а как вырос, прогнали за порог. Экономический кризис усугубил эту беду, содержание даже маленького по размерам пёсика обходится теперь дорого.

Выброшенные из дома собаки если не погибают, то сбиваются в стаи. Добывают себе пищу сами и живут по своим законам, подчиняясь вожакам. Такие стаи намного опаснее волчьих, ведь у собак нет страха перед людьми.

Они словно мстят нам, обидевшим и предавшим. Нужно всегда помнить, что мы, люди, в ответе за тех, кого приручили. И тогда ужасных трагедий, подобных той, которая случилась с ребенком в поселке Домна, больше не будет.