Дания вознамерилась колонизировать Арктику
31 июля, в День Военно-Морского флота России, президент Владимир Путин подписал указ об утверждении новой Морской доктрины. Эта доктрина определяет приоритетные направления национальной политики в сфере морской деятельности. Причем она существенно отличается от предыдущей, утвержденной в 2015 году.
Так, в списке главных вызовов и угроз впервые указаны попытки западных стран изменить правовые режимы морских пространств и маршрутов в собственных геополитических интересах. В связи с этим предполагается интенсифицировать деятельность по защите транспортных маршрутов в Мировом океане, особенно в Арктике. В последнем случае особое внимание уделено защите Северного морского пути, пролегающего по морям Северного Ледовитого океана. Этот проход, именуемый Северо-Восточным, является кратчайшим судоходным маршрутом между Европой и Дальним Востоком. Для защиты этого прохода новая доктрина разрешает применить военную силу "при исчерпании дипломатических возможностей".
В связи с принятием новой доктрины Министерство обороны РФ подготовило законопроект, который меняет регламент функционирования Северного морского пути. В 1991 году Москва в качестве жеста доброй воли открыла Северо-Восточный проход для свободного международного судоходства. Законопроект, подготовленный Минобороны, аннулирует этот режим. Иностранным кораблям, чтобы воспользоваться Северным морским путем, придется каждый раз запрашивать разрешение у Москвы.
Такое изменение вызвано политикой западных стран. После введения режима свободного судоходства они объявили Северный морской путь "международной зоной", а затем и вовсе выдвинули на него претензии.
Так, в декабре 2014 года датское правительство заявило претензии на морское пространство к северу от Гренландии. При этом оно сослалось на Конвенцию ООН по морскому праву.
Эта конвенция закрепляет за каждой страной морскую акваторию в 12 миль (22,2 км) от ее побережья. Территориальные воды могут быть расширены, если у государства имеется континентальный шельф. Речь идет о шельфе, который является естественным продолжением сухопутной территории страны. Государство вправе закрепить его за собой, а заодно – и прилегающую к нему морскую акваторию. На этом основании Россия закрепила за собой морскую акваторию вдоль хребтов Ломоносова и Менделеева. Перечисленные хребты пролегают вплоть до Северного полюса и являются естественным продолжением Евразии, а именно – той ее части, которая принадлежит России.
В то же время Дания, ссылаясь на Конвенцию по морскому праву, объявила хребты Ломоносова и Менделеева "естественным продолжением" Северной Америки, а именно – той ее части, которая относится к Гренландии. И не важно, что перечисленные хребты находятся не в Западном, а в Восточном полушарии. Поскольку хребты Ломоносова и Менделеева пролегают на Северном морском пути, Дания признала часть Северо-Восточного прохода… "датскими территориальными водами".
При этом датчан не смутил тот факт, что, в соответствии с Конвенцией ООН, любая страна может претендовать на континентальный шельф, но не далее, чем на 350 морских миль (около 647,5 км) от своего побережья. Дания заявила претензии на шельф, который расположен в 1000 и более километрах от Гренландии. Поэтому ссылка Копенгагена на Конвенцию по морскому праву несостоятельна.
Но главное даже не это. Дело в том, что претензии Дании следует рассматривать как… колониальную экспансию.
Стоит напомнить, что ранее Датское королевство уже пыталось осуществлять подобную экспансию. В средние века Дания участвовала в крестовых походах, направленных на завоевание Прибалтики и северо-запада Руси. В итоге эти походы закончились неудачей.
После этого Дания распространила свою колониальную экспансию практически на все континенты. В период расцвета колониальная империя Копенгагена охватывала земли в Европе, Азии, Северной Америке, Африке. Общая площадь датских колоний достигала около 3 млн км², при площади метрополии всего в 43 тыс. км². Однако затем датчан серьезно потеснили американские и английские конкуренты. Как следствие, датский король лишился значительной части своих колоний. В итоге к началу Второй мировой войны в составе его колониальных владений оставались только Гренландия и Фарерские острова.
Тем не менее правящие круги Дании на этом не успокоились. Они вновь попытались поискать счастья на Востоке.
В 1940 году нацистская Германия ввела свои войска на территорию Датского королевства. При этом датчане практически не оказали нацистам никакого сопротивления. Напротив, они пошли на союз с Гитлером. Фюрер НСДАП в отдельном меморандуме гарантировал Дании долю из своих будущих завоеваний. С этого момента Дания была вовлечена в нацистские планы по подготовке войны с Советским Союзом.
Датское правительство передало в распоряжение нацистской Германии тяжелое вооружение своей армии, а также флот. Вся экономика страны была переориентирована на потребности вермахта. После начала нацистской агрессии против Советского Союза датское правительство разорвало с Москвой дипломатические отношения и объявило СССР войну. На "войну против большевизма" был отправлен 6-тысячный Добровольческий датский корпус, костяк которого составили военнослужащие датской регулярной армии. Помимо этого, 50 тысяч датчан трудились на создании фортификационных сооружений нацистской Германии, а еще 35 тысяч служило в полицейских частях СС.
Эта колониальная авантюра закончилась для Дании столь же плачевно, как и предыдущие. Датский корпус был наголову разбит Красной Армией в боях под Демянском. И хотя после поражения нацистской Германии Дания не понесла ответственности за свой союз с Гитлером, ее обязали предоставить независимость своим колониям.
Формально Дания отменила колониальный статус Фарерских островов и Гренландии. Больше того, объявила о предоставлении им "автономии". В то же время жителям Фарер и Гренландии не было предоставлено право на самоопределение. Они не получили равных прав с датчанами. Фарерские острова и Гренландия имеют статус зависимых территорий. Фактически же, как были колониями, так ими и остались. И сегодня Копенгаген продолжает мечтать о расширении своих колониальных владений.
Но таким образом провоцирует новое глобальное противостояние. При этом нарушает одно из базовых положений Устава ООН, а именно – о деколонизации. Поэтому Россия вправе не только защищать свои территории, но и, как страна – основоположник ООН, вместе с другими странами добиться полной деколонизации Арктики.