Version: 0.1.0

В Финляндии мечтают пересмотреть итоги Северной войны

Юрий Городненко
Финский политик призвал выдворить Россию с Аландских островов и "переиграть" битвы при Гангуте и Гренгаме

9 августа, в День воинской славы России – День первой победы русского регулярного флота, финский телеканал MTV показал провокационное интервью с экс-депутатом парламента Финляндии Юкка Таркка. В нем политический комментатор призвал отменить нейтральный статус Аландских островов и выдворить российское консульство.

В соответствии с Женевской конвенцией 1921 года Финляндии запрещено создавать на архипелаге оборонительные сооружения, а также размещать военные подразделения. За соблюдением положений международного соглашения следит российское консульство, которое расположено в столице Аландов городе Мариехамне. В соответствии с полномочиями, которыми российское диппредставительство наделено по итогам Второй мировой войны, оно вправе налагать вето на решения местного парламента.

Комментируя свою инициативу, Юкка Таркка назвал Аландские острова "символом шведско-финских побед над Россией". В качестве "побед" он привел битвы при Гангуте и при Гренгаме. Эти сражения считаются первыми в истории победами русского регулярного флота. Именно они стали основанием для учреждения 9 августа памятной даты "День воинской славы – День первой победы русского регулярного флота".

В 1700 году Русское царство вступило в войну с Швецией, рассчитывая вернуть себе выход к Балтийскому морю. Эта война, получившая название "Северной", продлилась до 1721 года. Перелом в ней наступил в 1709 году, когда русская армия наголову разгромила сухопутные войска шведов под Полтавой. После этого оставалось довершить дело, разгромив Швецию еще и на море. С этой целью Русское царство практически с нуля создало собственный военно-морской флот. Первым военным испытанием для него стала битва при Гангуте.

27 июля (7 августа) 1714 года русский флот под командованием генерал-адмирала Федора Апраксина столкнулся со шведской эскадрой у мыса Гангут, расположенного на юго-западной оконечности Финляндии. В Швеции и Финляндии эта битва известна как битва при Ахвенанмаа. Это название происходит от финского названия Аландских островов, расположенных вблизи.

Особенность боя заключалась в том, что русские гребные суда (галеры) атаковали несравнимо более маневренные и лучше вооруженные шведские парусники. Русское командование использовало преимущество гребного флота против линейного парусного флота в ближнем бою. Оно умело навязало шведам абордажный бой. В итоге русские захватили все 10 кораблей шведской эскадры. В плен попал шведский командующий контр-адмирал Нильс Эреншёльд. Русский флот не потерял ни одного корабля.

Эта победа, считающаяся первой в истории русского регулярного флота, имела важное военно-политическое значение. Она получила большой политический резонанс в Европе и показала всем, что русские могут бить лучшие европейские силы не только на суше, но и на море. Кроме того, победа при Гангуте обеспечила успешное продвижение русских войск в Финляндии. Наконец, после сражения русский флот взял под контроль Аландские острова и получил удобную базу для атак на побережье Швеции.

Как следствие, шведское правительство было вынуждено сесть за стол переговоров. Однако не спешило договариваться. Стокгольм рассчитывал на помощь Лондона, с которым вступил в союз. Надежды на Англию особенно усилились после того, когда на Балтику прибыл британский флот. В этой ситуации русские военные моряки вновь были вынуждены активизироваться.

27 июля (7 августа) 1720 года, т.е. ровно спустя шесть лет после Гангутской битвы, произошло очередное морское сражение Северной войны. На этот раз бой состоялся возле маленького острова Гренгам, входящего в Аландский архипелаг.

Русская эскадра под командованием генерала Михаила Голицына состояла из галер и вновь противостояла несравнимо более маневренному и сильнее вооруженному шведскому парусному флоту. И вновь русское командование умело использовало преимущества абордажного боя. В ожесточенном сражении были захвачены четыре шведских фрегата, а флагманский линейный корабль, получив повреждения, был вынужден спастись бегством. Со стороны русских повреждения получили 43 из 53 галер, участвовавших в бою. Однако все они остались на ходу, за исключением одной, которую сами русские решили не ремонтировать и сожгли после сражения.

После этого шведское правительство окончательно лишилось надежды избежать поражения. В 1721 году был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Швеция уступила Русскому царству территорию современной Ленинградской области и Прибалтику.

Подчеркнем: на тот момент ни у кого не было сомнений относительно исхода морских битв при Гангуте и Гренгаме.

Однако с конца XVIII века в шведской историографии утвердилась традиция выдавать свои поражения за победы. Сегодня же делается расчет на то, что по прошествии времени никто не будет разбираться в фактах трехсотлетней давности. Поэтому теперь в учебниках Швеции и Финляндии пишут, что при Гангуте русские потери составили 3000 убитыми и 1600 ранеными, т.е. в 4,5 раза больше шведских. Что же касается Гренгама, то шведы приписали себе "уничтожение" тех 43 русских галер, которые, как мы написали, получили легкие и средние повреждения. Естественно, при таком подходе шведские поражения превратились в "победы". Именно так битвы при Гангуте и Гренгаме трактуются в шведских и финских школьных учебниках.

Устраивая подобные провокации в День воинской славы, незадачливые "победители" буквально подталкивают нас разобраться с историческими фактами.

В частности, поднять документы и выяснить, что количество "погибших" и "раненых" при Гангуте русских моряков никак не могло равняться 4,6 тысячи. Просто потому, что это больше, чем общее число русских, участвовавших в бою. Документально подтверждается только гибель 127 и ранение 347 россиян при Гангуте, что существенно ниже шведских потерь.

Есть повод поднять документы и узнать, что русские потери при Гренгаме также были существенно ниже шведских. Что почти все русские галеры, участвовавшие в сражении, продолжали служить и после войны.

Наконец, есть повод просто прибегнуть к логике и вспомнить, что именно русские, а не шведы победили в войне. Это лучше других доказательств свидетельствует о том, кто был истинным победителем при Гангуте и при Гренгаме.