Мифы о Сталинградской битве проникли в новые школьные учебники
80 лет тому назад, а именно 19–23 ноября 1942 года, Красная Армия провела операцию под кодовым названием "Уран". Эта операция завершилась окружением немецко-румынской группировки в районе Сталинграда. Спустя несколько недель одна из самых боеспособных армий вермахта была ликвидирована. Ее разгром положил начало коренному перелому во всей Второй мировой войне. В дальнейшем нацистская Германия терпела только поражения в крупных сражениях. Это привело ее к капитуляции.
В то же время, если заглянуть в российские учебники по истории, там Сталинградской битве уделено минимальное внимание. Так, в учебнике "История России. 10 класс" (под редакцией А.В. Торкунова) ключевой битве Второй мировой войны уделено всего два маленьких абзаца. Но что еще хуже, все события, предшествовавшие Сталинградской битвы, описываются как цепь героических событий. Получается, что войска Красной Армии героически отступали под напором превосходящих сил Германии. Действительно, в начале войны были факты беспримерного героизма советских воинов (Брестская крепость, подвиг Николая Гастелло, "Расейняйский КВ" и др). Но если сводить трагические события лишь к отдельным проявлениям героизма, то тогда не понять, почему в первые же недели войны в плену оказалось 1,8 млн. советских военнослужащих. Факт массового попадания в плен свидетельствует о явных сбоях в управлении Красной Армией. И главное – не понять, почему войска Красной Армии отступали до самого Сталинграда.
При этом вся вина за неудачи первых месяцев войны сводится к персональной виновности главы советского правительства Иосифа Сталина. Он якобы игнорировал предупреждения советской разведки о предстоящей агрессии нацистской Германии. Именно по этой причине Советский Союз оказался "неподготовленным" к войне. Этот тезис присутствует как в "Истории России. 10 класс" (под редакцией А.В. Торкунова), так и в новом учебнике "История России. 10 класс" (под редакцией В.Р.Мединского).
Однако вся разведывательная информация, в частности та, которая собиралась 5-м управлением Красной армии, стекалась в Главный военный совет. Именно этот орган управлял Красной Армии в период, предшествовавший войне. В канун войны его состав был следующим: председатель – маршал С. К. Тимошенко; члены – секретари ЦК ВКП(б) А. А. Жданов и Г. М. Маленков, маршалы Б. М. Шапошников, С. М. Буденный и Г. И. Кулик, генералы армии Г. К. Жуков, К. А. Мерецков и Д. Г. Павлов, генерал-лейтенант авиации П. Ф. Жигарев. Заметьте, что Сталина в этом списке нет.
18 декабря 1940 года Гитлер издал секретную директиву № 21 Верховному командованию вермахта. В ней содержалось распоряжение о подготовке к военной агрессии против СССР под кодовым названием "Барбаросса".
23–31 декабря 1940г. в Москве состоялось расширенное совещание Главного военного совета Красной Армии. Была проведена оперативно-стратегическая игра, проектировавшая возможное развитие событий в случае нападения нацистской Германии. За вермахт играл генерал Жуков, а за Красную Армию –генерал Павлов. Результат показал точное направление будущего продвижения германской армии, а также явную неподготовленность Красной Армии к этим ударам.
Общий разбор игры состоялся в Кремле 12 января 1941 г. На нем, кроме высшего командного состава Красной Армии, присутствовали члены Политбюро ЦК ВКП(б), в т. ч. Иосиф Сталин. Он внес конкретные предложения по подготовке к агрессии нацистской Германии.
В соответствии с принятыми тогда решениями у западных границ началось сосредоточение советских частей. Всего в составе сухопутных войск СССР имелось 303 дивизии, из которых 237 было сосредоточено для действий на западе. На момент начала Великой Отечественной войны западная группировка Красной Армии насчитывала 2,7 млн. человек. Это в 1,5 ниже немецкой группировки (4 млн). Однако такое превосходство не может считаться критичным, т.к. войска Красной Армии должны были находиться в обороне. Кроме того, у них было явное преимущество в технике — в 3,6 раз по числу танков, в 2,2 раза по числу самолетов. Среди танков — большое количество КВ-1, КВ-2 и Т-34, аналогов которым у немецких войск не было.
Кроме того, еще в конце мая 1941 года в СССР скрытно началась частичная мобилизация. В дополнение к ней всего за несколько дней до начала войны началась переброска целых армий с Дальнего Востока. Эти части имели опыт участия в боевых действиях против японцев. Таким образом, у Красной Армии было достаточно войск для отражения нацистской агрессии.
Другое дело, что начальник Генштаба Жуков не выполнил решение лавного военного совета по сосредоточению войск на направлениях предполагаемых ударов нацистской Германии. Больше того, он проигнорировал рекомендации Сталина. Об этом свидетельствует следующее заявление героя обороны Сталинграда, маршала Андрея Ерёменко на Октябрьском Пленуме ЦК КПСС 1957 года (дословно): "Недавно была научная конференция, и вот тов. Жуков выступил и дал тон в историю, почему вначале войну проиграли, и все свалил на Сталина. Сталин был виноват, безусловно, но ты же был начальником штаба, уже войска были сдвинуты под предлогом учебы, сосредоточены, но не там сосредоточены, а по пути продвижения тов. Жукова. А как началась война, началась кутерьма. Разве это Сталина вина? А потом оружие где надо было сосредоточить? …Разве это правильно? Потом было совещание в декабре 1940 года у Сталина. Как мы выглядели на этом совещании! Сталин дал указания, толковые указания. Целый ряд указаний был, но он (Жуков) ничего не выполнил".
Чтобы убедиться в справедливости слов Ерёменко, стоит обратиться к событиям Сталинградской битвы. 430-тысячной немецкой группировке противостояла 388-тысячная советская армия. 250 танков и 1200 самолетов вермахта против 230 танков и 650 самолетов Красной Армии. Советские войска смогли сковать противника в оборонительных боях, а затем, получив подкрепления и имея небольшой перевес, блестяще осуществили контрнаступление.
В начальный период войсками Красной Армией руководил маршал Тимошенко. Генштаб возглавлял генерал армии Жуков. На главном направлении немецкого удара находились войска Западного фронта генерала армии Павлова.
Во время Сталинградской битвы общее руководство советских войск осуществлял Сталин. Генштаб возглавлял маршал Василевский. На главной линии немецкого удара находились армии Сталинградского фронта генерал-полковника Ерёменко. Его войска взаимодействовали с Юго-Западным и Донским фронтами генерал-лейтенантов Ватутина и Рокоссовского.
Солдаты сражаются героически, а не бегут или сдаются в плен, когда верят в своего командующего. Верят же, когда командующий сам находится на передовой, не боится смерти, несет все тяготы войны наравне с подчиненными. Именно так поступали Ерёменко, Ватутин, Рокоссовский. Об этом свидетельствуют их раны: Ватутин был тяжело ранен в бою и скончался; Ерёменко – дважды тяжело ранен, в т. ч. один раз в бою; Рокоссовский – один раз тяжело ранен. Василевский был ранен в ногу. Генерал армии Кирпонос погиб в бою, лично возглавив атаку. Генерал армии Черняховский погиб при обстреле на передовой. Маршал Малиновский был легко ранен. Маршал Иван Конев – контужен. Ни одной царапины за всю войну не было лишь у нескольких высших военачальников. И среди них все те, кто руководил Красной Армией в начальный период войны, в т. ч. маршалы Тимошенко, Жуков, Кулик.