Version: 1.0.2

Лживый миф англосаксов о Кутузове

Юрий Городненко
В 210-ю годовщину со дня смерти выдающегося полководца Михаила Илларионовича Кутузова вновь всплыл англосакский миф о нем.

28 апреля исполнилось 210 лет со дня смерти выдающегося русского полководца и дипломата Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского (1745–1813). В этом году единственным мероприятием, посвященным его памяти, стало открытие выставки в Музее-заповеднике "Бородинское поле". Если посмотреть ее презентацию, то нельзя не заметить миф, автором которого являлся английский дипломат Роберт Вильсон.

Во время Отечественной войны 1812 года Вильсон занимал пост британского представителя при ставке Кутузова. В его функции входило следить за военными действиями русской армии, а также не допускать выхода России из войны. После возвращения на родину Вильсон опубликовал свои дневниковые записи. В них главнокомандующему русской армией приписывалось "отсутствие полководческих дарований", "двуличность", "старческая дряхлость". С этим связывалось якобы "нежелание" Кутузова вести войну с Наполеоном. Приведем одну из наиболее мягких цитат: "Любитель наслаждений… он (Кутузов) для достижения успеха более полагался на дипломатию, нежели на воинские доблести, к коим по причине возраста и здоровья был уже не способен"

В дальнейшем этот тезис полностью или частично то и дело воспроизводился в трудах историков, в т.ч. отечественных.

Академик Е.В. Тарле: "По своим стратегическим и тактическим дарованиям… не равен Суворову и подавно не равен Наполеону".

Профессор Николай Троицкий: "Сравнивать лично Кутузова и Наполеона нельзя ввиду очевидной несоразмерности их величин, как нельзя сравнивать, например, лисицу и льва. Наполеон – величина мировая, Кутузов – национальная".

На выставке в "Бородинском поле" тезис Вильсона нашел отражение в следующей формулировке: Кутузов не верил в успешность Заграничного похода против Наполеона, но был вынужден подчиниться воле Александра I. Учитывая то, что миф, запущенный англосаксом, настолько живуч, стоит раз и навсегда с ним разобраться.

Но прежде – несколько слов о самом Кутузове.

Он являлся учеником и соратником Александра Суворова. В ходе русско-турецких войн дважды получил тяжелые ранения: лишился глаза, была повреждена лобная доля мозга. Чудо, что он вообще выжил. Не говоря уже о том, что сохранил работоспособность. И это не считая других, менее опасных ранений.

Исключительно к заслугам Кутузова следует отнести победу в русско-турецкой войне 1806–1812 гг. Полководец победоносно завершил ее и подписал мирный договор буквально перед самым вторжением Наполеона. Благодаря этому Российская империя смогла избежать войны на два фронта – одновременно с Французской и Османской империями.

Наконец, тактика, избранная Кутузовым во время Отечественной войны 1812 года, привела к разгрому самой мощной армии мира.

"Великая армия" Наполеона, вторгшиеся в Россию, насчитывали 610 тысяч человек, собранных по всей Европе. На стороне французов были такие преимущества, как хорошее материальное и техническое обеспечение, боевой опыт, вера в непобедимость. Им противостояли три разделенные между собой и лишенные единого командования русские армии, общей численностью 253 тысячи человек. В силу неподготовленности к войне русские на начальном этапе терпели неудачи.

Кутузов принял войска при самых неблагоприятных обстоятельствах, когда они отступили к западным границам современной Московской области. В этой ситуации он выбрал стратегию сохранения сил и широкого применения партизанской войны. Нельзя не признать, что эта стратегия всецело себя оправдала. В декабре 1812 года границу Российской империи в обратном направлении пересекли лишь 36 тысяч военнослужащих "Великой армии". К ним следует добавить несколько тысяч австрийских солдат, выведенных ранее. Многие из покинувших Россию скончалось в течение следующих нескольких недель от изнеможения, болезней и ранений. Практически полностью было уничтожено самое мощное и боеспособное подразделение Французской империи – 47-тысячная гвардия. Кутузов, напротив, сумел сохранить основные силы своей армии. На западные границы Российской империи он привел войско в 141 тысячу человек.

В этот момент фельдмаршал попытался убедить императора Александра I отказаться от идеи освобождения Европы и свержения Наполеона, считая, что это приведет к усилению Англии. Сохранилась фраза главнокомандующего: "Англия готова биться с Наполеоном до последней капли крови… русского солдата". Победитель Бонапарта видел в Лондоне будущего врага. Поэтому предлагал заключить мир с французским императором на почетных условиях и разделить сферы влияния.

Это-то и вызвало крайнее негодование британского представителя при русской армии Роберта Вильсона. Он занялся откровенной дискредитацией победителя Бонапарта, прибегнув к личным, крайне оскорбительным выпадам. Был ли прав Кутузов?

Он высказывал не только свою точку зрения, но и мнение так называемой русской партии. Идеологом этой группы высших чиновников и генералов считался канцлер Российской империи Николай Петрович Румянцев.

Румянцев выступал за расширение российского влияния в бассейне Причерноморья, Тихого океана, в Северной Америке, развитие политических и экономических связей с Китаем. Члены "русской партии" видели, что проведение такой политики неизбежно приведет к столкновению с Англией. Поэтому предлагали разделить сферы влияния с Наполеоном, предоставив последнему возможность противостоять Лондону на Западе, а самим сосредоточиться на Востоке.

Еще одним аргументом являлось то, что именно британцы спровоцировали серию войн, участниками которых с одной стороны выступала Франция, а с другой – ее противники, включая Россию. При этом британцы умудрялись одновременно кредитовать обе воюющие стороны, извлекая сверхприбыли из их конфликтов. Так, финансирование похода "Великой армии" в Россию в 1812 году осуществлялось за счет средств Банка Франции и ряда "партнерских" структур. Французский центробанк представлял собой акционерное общество, в списке акционеров которого фигурировали агенты британских банков. Среди "партнерских" структур особенно выделялась фирма "Майер Амшель Ротшильд и сыновья". Ее совокупный капитал вдвое превышал активы французского центробанка. Фирма Ротшильдов имела огромные возможности кредитования благодаря доступу к рынку займов в Англии, где у компании был свой филиал.

Втянув европейцев во взаимный конфликт и зарабатывая на нем, британцы имели возможность беспрепятственно расширять свои колонии за пределами Европы. Устанавливали контроль над ресурсами планеты – в Африке, Азии, Америке, Австралии.

Представили "русской партии" в лице Румянцева и Кутузова прекрасно видели суть англосаксов, а именно – их безграничную тягу наживе. Поэтому считали, что скорее можно найти общий язык с боевым генералом Бонапартом, чем с дельцами Сити. Они хорошо знали историю и помнили, что повадки англосаксов никогда не меняются.

К сожалению, Александр I не прислушался к обращению Кутузова и других представителей "русской партии". Британец Роберт Вильсон сумел сыграть на тщеславии императора, а также на его немецком происхождении. Помощь британскому представителю оказали многочисленные германские родственники царя – герцоги Ольденбургский, Вюртембергский и др. Скорая (и подозрительно своевременная для британцев) смерть Кутузова не позволила ему противостоять англофильской партии.

Российская империя продолжила войну. В итоге Наполеон был свергнут, но Россия от этой победы не получила материальных выгод. Победительница Бонапарта оказалась единственной страной, которая была лишена репараций с Франции. По итогам войны Российская империя была вынуждена отказаться от части своих территорий. Она уступила Тарпнопольский край (Восточная Галиция) Австрии, Ионические острова Англии. Российский император отказался от прав на Норвежский трон в пользу Швеции. Эти права сохранялись за династией Романовых с середины XVIII-го века. В ответ Александр I был "вознагражден" Царством Польским. Но что это была за "награда"? Польша сохранила независимость, а управление ею осуществлялось на основе личной унии. Это значит, что русский царь утверждался польским сеймом. Утверждал польский сейм, который имел право в любой момент разорвать унию. Но самое печальное, что за годы войны Российская империя оказалась в долговой зависимости от Лондона.

Как видим, Кутузов оказался провидцем.

И последнее. Одна из целей Запада заключается в том, чтобы лишить нас исторической памяти, переформатировать наше сознание. С этой целью англосаксы то и дело вбрасывают одни и те же мифы. Для таких случаев в Уголовном кодексе РФ существует статья, предусматривавшая наказание за оскорбление памяти защитников Отечества. Следует защитить память защитника Отечества Михаила Илларионовича Кутузова от англосакских мифов.