Version: 0.1.0

Как отражена Сталинградская битва в музеях Волгограда

Мифы и реальность в музее Сталинградской битвы

Юрий Городненко

В 2021 году Владимир Путин в послании Федеральному собранию обратил внимание на защиту исторической памяти, в частности, на сохранение правды о Сталинградском сражении. После этого Министерство высшего образования и науки пересмотрело учебные программы, а Госдума призвала включить битву на Волге в перечень тем для обсуждения в рамках "Разговора о важном". Однако остаётся ещё много вопросов.

Согласно законодательству России, к объектам, призванным защищать историческую правду, отнесены не только научные и образовательные учреждения, но и музеи. Последние подчинены разным ведомствам – Министерству обороны, Министерству культуры и другим. В отсутствие общего взгляда на историю, представители каждого из этих ведомств дают собственную трактовку тем или иным историческим событиям.

Так, в Волгограде (в введении Министерства культуры) находятся три музея, два из которых посвящены Сталинградской битве. Это музей-заповедник "Сталинградская битва" и "Память", расположенный в бывшем месте дислокации штаба 6-й армии Вермахта, а именно - в подвальной части здания Центрального универмага. К ним следует добавить Мемориально-исторический музей (бывший Музей обороны Царицына), посвящённый событиям Гражданской войны.

В этих учреждениях собрано огромное количество материалов, а среди новшеств следует отметить наличие интерактивных разделов. Последние ориентированы в первую очередь на молодёжь и позволяют лучше ощутить атмосферу предвоенного и военного времени.

Всё это замечательно, но есть и другие моменты.

Экспозиция музея-заповедника "Сталинградская битва" начинается с рассказа о сталинских репрессиях 1937-1938 гг. Однако тема репрессий крайне слабо изучена и не имеет однозначной трактовки среди историков. Кроме того, существует правило: в музее, посвящённому какому-либо сражению, располагают только то, что относится к самому сражению.

Следующий момент. Огромное внимание уделено роли Георгия Жукова и Александра Василевского в войне и, в частности, в Сталинградской битве. Их бюсты украшают вход в музей "Сталинградской битва". Оба действительно были выдающимися военачальниками. Но ведь существует правило, когда главное внимание уделяется тем командирам, которые непосредственно командовали войсками в ходе битвы.

В годы войны Жуков являлся одним из заместителей наркома обороны СССР. В период с августа 1942 года по ноябрь 1944 года он не руководил действующими войсками - не возглавлял армии или фронта. Василевский в этот период исполнял обязанности начальника Генштаба. В этой должности отвечал за планирование военных операций, но не за их реализацию. Оперативное управление войсками в период Сталинградской битвы осуществляли Андрей Ерëменко (Сталинградским фронтом), Николай Ватутин (Юго-Западным), Константин Рокоссовский (Донским). Их роли в победе на Волге и следовало бы уделить внимание – именно их  бюсты должны стоять при входе в здание.

В последнем зале музейного комплекса отражена деятельность движения Сопротивления в Европе. Здесь есть экспозиция о деятельности бельгийских партизан, а также большой бюст лидера "Свободной Франции" генерала де Голля. Рядом с ним - маленькие фигурки Сталина, Черчилля, Рузвельта.

И вновь напомним правило: в музее, посвящённому какому-либо сражению, располагают только то, что относится к самому сражению. Ни войска "Свободной Франции", ни тем более бельгийские партизаны не участвовали в битве на Волге. Французы и бельгийцы действительно воевали, но не в рядах Красной Армии, а в Вермахте. Так, в 6-й армии Паулюса сражалось большое количество выходцев из бельгийской провинции Эйпен-Мальмеди, французских – Эльзаса и Лотарингии. Все три провинции были присоединены к Германии после капитуляции Бельгии и Франции в 1940 году. После этого их жителей и призвали в Вермахт. В списках пленённых Красной Армией под Сталинградом они значатся как бельгийцы и французы. Однако упоминания о них нет в музее.

Мемориально-исторический музей: основу его экспозиции составляет то, что осталось в наследство от музея обороны Царицына времëн СССР. В 1990-е и 2000-е музей пополнился экспонатами, переданными представителями Русского зарубежья – потомками участников Белого движения. Сегодня они выставлены, чтобы показать две позиции, два взгляда участников Гражданской войны. В то же время среди материалов, переданных Русским зарубежьем, присутствуют и те, показ которых не соответствует законодательству России.

Так, в последнем зале музея размещены личные вещи и фото генерал-майора белой армии Николая Шинкаренко (1890-1968 гг.). Рассказывается о его "патриотической" деятельности в рядах Белой эмиграции. При этом скоромно умалчивается, что в 1930-х годах Шинкаренко присоединился к фашистскому движению. Он стал инициатором создания организации, участники которой служили в рядах Вермахта, воевали против СССР. Они "отметились" многочисленными преступлениями против мирного населения. Без указания на этот этап деятельности Шинкаренко его "патриотический" образ выглядит как нарушение статьи УК РФ "О реабилитации нацизма".

Ещё раз подчеркнём, что подобная ситуация возникает в силу отсутствия единого подхода во взгляде на ключевые события российской истории.