Первые шаги денацификации Украины
Президент РФ Владимир Путин во время встречи с военкорами подчеркнул, что фундаментальной целью СВО остается денацификация Украины. "Денацификацией" в политике именуют комплекс мер, направленных на очищение общества от влияния нацистской идеологии. Как правило, с этим термином ассоциируют послевоенные Германию и Австрию. В то же время в истории был и другой опыт денацификации, а именно – денацификации Западной Украины. Его анализ сегодня очень важен.
Во время оккупации Галиции и Волыни в 1941–1944 годах гитлеровцы создали здесь мощное бандеровское движение. Политическим крылом этого движения была "Организация украинских националистов"*. ОУН* была образована в Вене в 1929 году на базе "Союза украинских фашистов". Она финансировалась абвером и имела нацистскую идеологию.
Военным крылом была "Украинская повстанческая армия"*. УПА* была создана в 1942 году. Перед отступлением вермахт снабдил ее целым арсеналом оружия: 2 бронемашины, 60 артиллерийских орудий, 600 минометов, 10 тысяч пулеметов, 26 тысяч автоматов, 72 тысячи винтовки, 22 тысячи пистолетов. Координировать деятельность УПА* осталось более 300 офицеров абвера, гестапо, вермахта.
С начала 1945 года обе бандеровские структуры перешли под опеку английской, а затем и американской разведки.
ОУН* была ориентирована на подпольную деятельность, а УПА* – на диверсионные акции. В январе 1944 года руководство ОУН* издало инструкцию, в которой рекомендовало своим членам устраивать радушный прием Красной Армии, вступать в ряды ВКП(б) с целью внедрения в советские органы власти и разложения их изнутри. УПА* ориентировалась на истребление тех жителей Западной Украины, которые искренне поддерживали СССР. Она должна была лишить советскую власть кадрового резерва и расчистить дорогу в партаппарат для "спящих" членов ОУН*. Предполагалось использовать тот факт, что "Организация украинских националистов"* не имела фиксированного членства. Чтобы выявить членов ОУН*, требовалась огромная агентурная работа.
На первых порах для этого у советских органов безопасности были крайне ограниченные возможности. Пока шла война, все внимание уделялось разгрому крупных формирований УПА*. В этой борьбе были задействованы части Красной Армии и НКВД. В 1946 году борьба с бандеровцами перешла в компетенцию Министерства госбезопасности СССР. Однако МГБ испытывало кадровый дефицит. Госбезопасности просто-напросто не хватало опытных работников.
Лишь к началу 1950-х годов советская власть смогла добиться перелома в борьбе с бандеровщиной. Практически все подразделения УПА* были разгромлены, а их руководители – уничтожены. 134 тысячи попали в плен. Большинство участников бандеровского движения и его сторонников были осуждены или депортированы в восточные регионы СССР.
Еще одна мера заключалась в формировании местных органов управления из опытных управленцев, направленных из других регионов страны. Они создали систему управления на Западной Украине, а также занялись подготовкой управленческих кадров из местного населения.
Возникли благоприятные предпосылки для завершения денацификации Западной Украины.
Однако начиная с 1953 года политика резко изменилась. Министр внутренних дел СССР Лаврентий Берия, а затем первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев инициировали "ускоренную коренизацию". Право на замещение руководящих должностей теперь предоставлялось исключительно выходцам из Западной Украины. И это при том, что местный кадровый резерв еще не был сформирован. Русскоязычных граждан СССР, прибывших в регион после войны, напротив, выдавливали. Кем их заменили?
В этот период началась массовая реабилитация бывших бандеровцев. Их массово освобождали по реабилитирующим основаниям. Это открывало путь в научные и образовательные учреждения, творческие союзы, общественные объединения, где было проще поступить в партию, а затем попасть в органы власти. Развитию процесса способствовали и другие "новации".
В 1940–1950-х годах по отношению к бандеровцам применялась статья 54 Уголовного кодекса УССР. Она была привязана к понятию "контрреволюционная деятельность". "Контрреволюционной деятельностью" считалась любая организационная или агитационная деятельность, направленная на ликвидацию советской власти. Эта норма не являлась совершенной, так как допускала слишком широкое применение. Она требовала изменения. Однако то, как ее изменили, имело катастрофический результат.
В 1960 году вступил в силу новый Уголовный кодекс УССР. Теперь борьба с бандеровцами ограничивалась применением статьей 70 и 190-1. Это "агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти", а также "распространение клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй". В дальнейшем и эти статьи оказалось сложно применить. Ведь ключевые идеи бандеровского движения были... легализированы.
В 1962 году в СССР началась конституционная реформа, одной из целей которой являлось наделение союзных республик самыми широкими полномочиями. В Конституции СССР, принятой в 1977 году, союзные республики определялись уже не субъектами федерации, а суверенными государствами. Тезис о "независимости" Украины как раз и был одним из главных пунктов бандеровской идеологии. Если раньше это следовало квалифицировать как "антисоветскую пропаганду", то теперь стало конституционной нормой. Бандеровцы, проникшие в советские органы власти, теперь могли не только пропагандировать этот пункт, но и добиваться его реализации.
И последнее. Нельзя не вспомнить и о тех, кто пытался бороться со столь разрушительными процессами. Одним из таких являлся Валентин Ефимович Маланчук (1928–1984). Он был выходцем с Западной Украины. Его отец был жестоко убит бандеровцами. Поэтому Валентин Маланчук на опыте собственной семьи увидел, что представляет собой бандеровщина. Будущий политик начал свою профессиональную деятельность как историк. Он стал автором ряда изданий с анализом нацистской идеологии, по истории национального вопроса на Западной Украине
В 1963 году Маланчук занял должность секретаря по идеологии Львовского обкома КПУ. В этой должности он получил известность как защитник русскоязычного населения. В частности, областной идеолог добился снятия запрета на использование русского языка в образовательных учреждениях Львовщины. Этот запрет был введен в рамках политики "ускоренной коренизации". В это же время Маланчук направил в ЦК КПСС целую серию записок, в которых предупреждал о росте "национал-коммунизма". Конкретно речь шла о проникновении националистов в партаппарат. Подобная активность стоила ему должности.
В начале 1972 года руководство СССР обратило внимание на рост националистических тенденций в УССР. Пленум ЦК КПУ избрал Маланчука секретарем ЦК КПУ по идеологии. В служебной записке в Политбюро ЦК КПУ весной 1973 года новый идеолог дал точный прогноз развития ситуации на Украине. В частности, он обратил внимание на угрозу так называемого национал-коммунизма. Маланчук указал, что научные и образовательные учреждения, творческие союзы, общественные объединения превратились в трамплины для проникновения националистов в органы власти. Если эти лазейки не перекрыть, то рано или поздно, предсказывал идеолог, сторонники "суверенизации" УССР возьмут контроль над аппаратом КПУ. И тогда, утверждал Маланчук, "национал-коммунисты" добьются выхода республики из СССР. Как в воду глядел! В связи с этим секретарь по идеологии выступал за ужесточение контроля над научными, образовательными, творческими, общественными организациями. Кроме того, он призывал прекратить практику ограничения выдвижения русских на высшие посты. Конкретно речь шла о выдвижении представителей русскоязычного юго-востока УССР. К сожалению, в попытке предупредить предсказанную угрозу Маланчук добился немногого. Его активность стоила ему в очередной раз должности. Вскоре он умер. На смену таким пришли совсем другие люди.
После смещения Маланчука главным идеологом КПУ стал Леонид Кравчук. В юности выходец с Волыни, по собственному признанию, был связным УПА. Затем закончил экономический факультет и стал преподавателем. В годы оттепели Хрущева вступил в партию и начал делать партийную карьеру. После падения Маланчука Кравчук стал заведующим отделом агитации и пропаганды ЦК КПУ. Фактически превратился в главного партийного идеолога. К чему привели его последующие действия, мы можем наблюдать сейчас.
* Экстремистская организация, запрещенная в России.