Польша мечтает отхватить Западную Украину за счет репараций с Германии
Варшава делает все, чтобы отхватить Галицию и Волынь. Очередные переговоры об объединении Польши, Литвы и Украины прошли 28 июня. Во время встречи в Киеве Анджей Дуда, Гитанас Науседа и Владимир Зеленский обсудили возможность ввода польско-литовско-украинской бригады имени великого князя Константина Острожского на Волынь. Эта часть должна взять под контроль железнодорожные станции Сарны, Ковель, Владимир-Волынский, Луцк.
Формирование этой бригады началось в соответствии с планом войны с Россией, к разработке которого Минобороны Украины приступило еще в 2005 году. Тогда, по признанию министра обороны Анатолия Гриценко, был разработан проект переброски всех вооруженных сил с запада на восток. Для прикрытия тыла предлагалось ввести на западноукраинские земли "миротворческие" части. Основная роль в этой "миротворческой" операции отводилась полякам.
В соответствии с этим проектом в ноябре 2009 года три страны подписали соглашение о намерении по созданию совместной бригады. Однако к практической реализации проекта приступили только в 2014 году. На сегодняшний день в состав соединения входит 4,5 тысячи человек – 3,5 тысячи поляков, 560 украинцев, 350 литовцев. Местом его дислокации определен польский Люблин, а руководящий состав представляют инструкторы США.
Украинская часть бригады уже воюет в Донбассе, а литовская – прикрывает так называемый "Сувалкский коридор". Поэтому на переговорах трех президентов в Киеве речь шла об укрупнении оставшейся части за счет поляков до двух бригад. Эти-то подразделения и предполагается ввести на Волыни. И данный проект отнюдь не является фантастическим.
Ранее Польша и Украина начали интеграцию своих финансовых систем. Так, после начала российской спецоперации Рада внесла изменения в украинское законодательство, изменив порядок хранения золотовалютных резервов страны. Теперь золотой запас может храниться не только в Киеве, но и на металлических счетах в иностранных центральных и коммерческих банках. Открыто говорится о намерении передать украинское золото Польше – "на хранение".
Еще одна законодательная новация заключалась в том, чтобы разрешить Государственной налоговой службе Украины разместить за рубежом свой резервный центр. Речь о центре обработки данных, создание которого намечено в Польше. Он позволяет вести параллельный налоговый учет, а также контролировать всю информацию о налогоплательщиках Украины.
Наконец Варшава и Киев подписали соглашения об избегании двойного налогообложения. Они рассматриваются как первый шаг на пути создания единой налоговой системы.
Следующий логичный шаг – военная интеграция.
В то же время на этом пути есть несколько но. Приведем некоторые из них.
Поглощение Западной Украины грозит прямым столкновением Польши с Россией. Для того чтобы подготовиться к этому противостоянию, Варшава нуждается в крупных средствах. На данный момент в качестве основного донора рассматривается Германия. Конкретно от нее требуют передать все российские активы, арестованные на территории ФРГ, а те в свою очередь пойдут в счет поставок американского оружия.
Чтобы добиться желаемого, Варшава, при поддержке Вашингтона, прибегла к традиционному методу шантажа. В октябре 2022 года МИД Польши официально потребовал от Германии выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный нацистами в годы Второй мировой войны. Немцы уже выплачивали компенсацию в 1945–1953 гг. Однако эти выплаты были осуществлены в пользу Польской Народной Республики. В Варшаве считают ПНР "незаконным образованием". Соответственно, не признают и выплаты.
После того как Германия официально отвергла польские претензии, "жертвы" нацистской оккупации и их "потомки" стали массово подавать в суд. Окружной суд Кракова уже начал производство по нескольким искам к немецким компаниям, которые активно сотрудничали с нацистами. Польские адвокаты открыто грозят германским гигантам арестом их активов. Важная деталь: инвестиции Германии в Польше в 30 раз превышают инвестиции Польши в Германии. Это должно подтолкнуть германское правительство стать более уступчивым. И не важно, что такой шантаж разрушает единый рынок в рамках ЕС.
Еще одно но заключается в том, что для польско-украинской интеграции нет исторической основы. История взаимоотношений двух соседних славянских народов – это история бесконечных конфликтов. В их основе, как правило, непомерные амбиции и надменность польской стороны. Поэтому приходится по ходу выдумывать историю. Так, в ранг "символа польско-литовско-украинского военного братства" возвели победителя русской армии в битве при Орше в 1514 году Константина Острожского. В честь князя назвали польско-литовско-украинскую бригаду.
Однако насколько данный персонаж вообще может претендовать на статус "символа военного братства"?
Константин Иванович Острожский (1460–1530) являлся выходцем из княжеского рода, который вел свое происхождение от отпрысков князей Древней Руси. В течение длительного времени он командовал литовскими войсками. Однако практически все его сражения с русской армией закончились… неудачей. Источники подтверждают его личное участие только в трех битвах с русскими войсками. В двух, а именно на реке Ведрошь и при Опочке, князь потерпел разгромные поражения. Причем настолько разгромные, что после одного из них оказался в плену. В одном сражении князь одержал победу, но такую, которая в итоге… вылилась в неудачу.
В июне 1514 года русская армия осадила Смоленск, который на тот момент принадлежал Литве. На помощь осажденным поспешило объединенное польско-литовское войско, одним из руководителей которого был князь Острожский. Еще до подхода подкрепления гарнизон Смоленска капитулировал. Тем не менее польско-литовские войска попробовали его отбить. В сентябре 1514 года они разгромили часть русской армии вблизи Орши, но попытка князя Острожского взять Смоленск закончилась неудачей. В итоге город остался в составе Русского царства и с тех пор остается в составе России до сих пор. Таким образом, поход князя Острожского на Смоленск в итоге закончился неудачно.
Но главное даже не это. Находясь на службе у великого Литовского князя, Константин Острожский всегда считал себя русским. Он активно поддерживал и защищал православие, которое уже тогда подвергалось гонениям со стороны поляков. На время даже принял присягу на верность русскому государю, сохранив в дальнейшем искреннее уважение к последнему.