Version: 0.1.0

170 лет генералу, который спас Россию

Юрий Городненко
170 лет тому назад родился генерал, который спас Россию от разгрома в годы Первой мировой войны и не предал в годы Гражданской войны.

31 августа исполнилось 170 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Брусилова (1853-1926). Этот русский военачальник вошёл в историю как автор крупнейшей военной операции Первой мировой войны – Брусиловского прорыва. Критики же обвиняют генерала в "заговоре против Николая II", "предательстве белого дела", "заговоре против Советской власти". Кем же на самом деле был Алексей Алексеевич Брусилов? Каковы его военные заслуги? И был ли он "предателем"?

Алексей Алексеевич происходил из семьи потомственных военных. Три поколения Брусиловых служили офицерами в Российской императорской армии. Отец будущего военачальника отличился в сражении при Бородино и дослужился до чина генерал-лейтенанта. Он умер от туберкулёза, когда Алексею Алексеевичу было всего 6 лет. Вскоре не стало и матери. Тогда родственники отдали сироту на воспитание в военно-учебное заведение под названием Пажеский корпус. С детства у него не было ничего, кроме службы Родине.

Службу Брусилов начал в 1872 году и успел отличиться во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В самом её начале молодой офицер пленил без единого выстрела турецкий отряд во главе с генералом. К 60 годам он, не имея никакой протекции и исключительно благодаря своим военным талантам, смог пробиться в генералы.

Но особенно его талант военачальника раскрылся в период Первой мировой войны. Этот глобальный конфликт начался с нападения Австро-Венгрии на Сербию, а также Германии на Россию и Францию. Замысел Вены и Берлина заключался в том, чтобы разбить сербов и французов, пока русские проводили бы мобилизацию. После этого предполагалось объединить всю континентальную Европу против России. В дальнейшем по этому пути пошёл Гитлер.

Чтобы сорвать план противника, российское командование бросило войска в наступление, не дожидаясь завершения мобилизации, не накопив достаточных сил. В результате Россия спасла Францию и Сербию, отвлекла на себя силы противника, но сама попала под удар. Германцы и австро-венгры нанесли поражение русским войскам при Танненберге и при Краснике. Возникла угроза окружения основных сил Российской империи под Варшавой.

Тогда ситуацию спасли две русские армии – 3-я и 8-я. Первую возглавлял Николай Владимирович Рузский, а вторую Алексей Алексеевич Брусилов. Оба генерала практически в одиночку разгромили австро-венгерские войска и освободили Галицию, входившую в состав Австро-Венгрии.

И тут же Брусилов столкнулся с несправедливостью. 3-я и 8-я армия совместно освободили Львов. Они практически одновременно вошли в административный центр Галиции. Однако все лавры освободителя города достались Рузскому. Он удостоился высшей награды военного времени – ордена Святого Георгия 2-й степени. Брусилов не получил ничего.

В апреле 1915 года капитулировала австро-венгерская крепость Перемышль. В плен сдались 9 генералов и более 116 тысяч солдат и офицеров Австро-Венгрии. Произошло самое крупное пленение вражеской группировки за всю историю Первой мировой войны. Победа была достигнута благодаря действиям двух русских армий – 8-й и 11-й. Они обе осаждали крепость. Причём армии Брусилова выпала самая тяжёлая участь – отражать попытки врага по деблокировке окружённых. Она понесла тяжёлые потери, но выполнила задачу. Однако, когда дело дошло до наград, командующий 11-й армии получил сразу два ордена (Святого Георгия 4-й и 3-й степеней), а про Брусилова вновь "забыли".

В дальнейшем он вообще не удостаивался никаких наград, если не считать вручение почётного (Георгиевского) оружия. Причина такой несправедливости была в русском происхождении генерала.

На тот момент Россией правила германская императорская династия Романовых. Она имела тесные родственные связи с королём Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. На высшие посты в государстве также выдвигались иностранцы. Им же доставались и награды. Так, род Рузского, провозглашённого "освободителем" Львова, происходил из Шотландии.

Но что ещё хуже – все достижения Брусилова нивелировались поражениями других военачальников. Этому способствовало то, что последние назначались по протекции. Протекционизм был бедой русской армии. Высшие посты занимали бездари, единственным достоинством которых было наличие высокого покровителя.

Весной 1915 года 8-я армия Брусилова осуществила операцию по форсированию Карпат и вышла на Венгерскую равнину. Открылась дорога на Будапешт. Появилась возможность вывести Австро-Венгрию из войны. И именно в этот момент вследствие неудачных действий других генералов началось общее отступление Русской армии. В результате была не только упущена возможность благоприятного исхода войны, но и потеряны Польша, Галиция, Литва, часть Латвии и Белоруссии.

Весной 1916 года Брусилов был назначен командующим Юго-Западным фронтом. Он разработал и осуществил успешную операцию по разгрому вражеских сил – Брусиловский прорыв. Его войска заняли Волынь, Буковину, значительную часть Галиции. Общие потери Австро-Венгрии и Германии составили более 1,5 миллиона человек, в т. ч. более 500 тысяч пленными. Огромные потери, понесённые австро-венгерской армией, навсегда подорвали её боеспособность и сломали военную машину Австро-Венгрии. Не будет преувеличением сказать, что Брусиловский прорыв фактически предопределил исход Первой мировой войны. Отныне австрийцы уже нигде не могли воевать самостоятельно, без поддержки немцев. Германия оказалась в ситуации, когда была вынуждена одна нести тяжесть войны. Рано или поздно её силы должны были надорваться, что в дальнейшем и произошло.

Предполагалось, что действия Брусилова будут поддержаны остальными фронтами – Западным и Северным. Больше того, именно они и должны были нанести главный удар, довершить разгром врага. Им были переданы все резервы Российской империи. Но они не предприняли ничего, объявив "бойкот" действиям Брусилова. В итоге Брусиловский прорыв не привёл к победе в войне. Именно тогда генерал пришёл к выводу в неспособности иностранной династии не только организовать действия армии, но и руководить чужой для неё страной. Во многом такому выводу способствовали многочисленные факты лихоимства чиновников в тылу, о которых генерал с горестью упоминал в переписке с женой.

Поэтому он и поддержал отстранение Николая II от власти. В феврале 1917 года генерал оказался в числе военачальников, выступивших за отречение императора. Дальнейшие действия военачальника были связаны с поиском силы, которая бы отстаивала национальные интересы.

Брусилов отказался поддерживать Временное правительство. Оно представляло власть олигархов.

Алексей Алексеевич не пошёл на союз с белыми генералами. Они служили интересам Англии, Франции и США.

Генерал критически относился к ряду лидеров большевиков – Ленину, Троцкому и др. Их интересовали не национальные интересы, а "мировая революция".

Однако, когда Советская Россия подверглась нападению Польши, военачальник увидел в этом предпосылки для консолидации национальных сил. По мнению генерала, такая консолидация могла произойти только в борьбе с иностранной интервенцией. Поэтому он поступил на службу в Красную Армию и призвал своих бывших сослуживцев поступить точно также.

До своей смерти в 1926 году Брусилов искренне верил, что советская власть в итоге переродится, станет национальной. Именно этим были продиктованы его слова, обращённые к белой эмиграции: "Вы далеко. Невозможно судить о сегодняшней России [...]. Я не бросил Россию. Когда её мать болеет, мы её не бросаем. [...] Я твердо верю только в одно: жизнь людей измеряется десятилетиями, жизнь народов — веками. России, которой при временном правительстве, а затем при иностранной интервенции грозило расчленение; эта Россия все ещё существует, и [...] её защищает Красная Армия".

Возвращаясь к вопросу о том, кем был Алексей Алексеевич Брусилов, ответ: он являлся выдающимся военачальником, таланты которого не реализовались в полной мере по независящим от него, политическим причинам. Тем не менее генерал останется в памяти как патриот своей страны, сохранивший верность России в трудный для неё исторический момент.

Бездонная бочка Киева