Version: 1.0.2

Indo-Pacific – проект новой долларовой пирамиды

Юрий Городненко
Между США и Англией возникли непримиримые противоречия по вопросу создания нового центра глобализации в Индо-Тихоокеанском регионе.

Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с заместителем главы Центрального военного совета КНР Чжан Юся заявил, что НАТО пытается расширить свою деятельность в Азии. И не важно, что это делается в нарушение доктринальных документов альянса, которые ограничивают его географию Атлантикой. Больше того, США создают новые военно-политические альянсы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), примером чему служит AUKUS.

AUKUS – это партнерство Содружества Австралия, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, образованное в 2021 году. Его декларативными целями является сотрудничество в области безопасности, развитии атомных технологий, искусственного интеллекта, гиперзвуковых средств, инноваций. Фактически в качестве ассоциированного члена AUKUS выступает Новая Зеландия. В то же время многое указывает на то, что эти договоренности могут быть нереализованы. Ведь между учредителями партнерства существуют непримиримые противоречия.

Чтобы понять их суть, необходимо вспомнить, что AUKUS рассматривается как часть более широкого проекта Indo-Pacific.

Термин Indo-Pacific вошел в научный оборот в 1960-х годах, когда неограниченная денежная эмиссия ФРС привела к первому в истории США официальному дефолту. Речь идет о так называемом Никсоновском шоке  одностороннем отказе Вашингтона обменивать доллары на золото. На фоне этого кризиса в научной среде возникла дискуссия о возможности переноса центра западной глобализации в другие регионы. В качестве одного из вариантов рассматривался Индо-Тихоокеанский регион.

Повторно идея переноса центра западной глобализации в АТР всплыла на фоне международного финансового кризиса 2007–2008 годов. В основе последнего лежали те же факторы, которые привели к "Никсоновскому шоку".

Причина, по которой именно Азиатско-Тихоокеанский регион вновь оказался в приоритете, заключался в следующем. На территории АТР проживало до 60% человечества. Кроме того, местные экономики демонстрировали быстрый рост. Наконец, в Индийском и Тихом океанах пролегали наиболее крупные торговые маршруты. Оставалось найти только ядро – место для нового финансового центра, аналога долларовой пирамиды. Вариантов было несколько.

В августе 2007 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая в индийском парламенте, с инициативой о создании в Индийском и Тихом океане зоны безопасности. Ее учредителями и гарантами предлагалась четверка в составе США, Индии, Японии, Австралии. Они должны были взять на себя ответственность за "обеспечение безопасности" морских путей в Индийском и Тихом океанах. И они же рассматривались в качестве ядра нового центра глобализации.

Этот проект Indo-Pacific активно обсуждался, но в итоге был заблокирован США. В 2019 году Госдеп опубликовал концепцию, которая допускала партнерство четырех индо-тихоокеанских "демократий" только при условии главенства Вашингтона. Такая позиция не устроила Индию.

В итоге появился новый вариант проекта Indo-Pacific, который формализовался в соглашении о создании AUKUS. В соответствии с ним ядром новой центра глобализации должны выступить владения британского короля. Речь идёт об Австралия и Новой Зеландии. На базе этих владений уже сформирована фондовая биржа с центром в Сиднее, происходит негласное слияние банковских капиталов.

Однако с реализации этого проекта возникла проблема. Каждый из "партнеров" тянет одеяло на себя, пытается переиграть коллегу. Лондон рассчитывает использовать факт британской принадлежности Австралии и Новой Зеландии. На этом основании надеется занять ключевые позиции в Indo-Pacific. Вашингтон, напротив, стремится вывести будущее ядро из-под английского влияния. Неслучайно после создания AUKUS в Австралии и Новой Зеландии вдруг активизировались республиканские движения. Они в полный голос требуют провозглашения республик и выхода из-под влияния Лондона.

Как следствие, проект AUKUS пока не получил развития. После учреждения партнерства не было принято никаких новых решений. До сих пор не решен даже вопрос о принятии новых членов. Сразу после учреждения партнёрства заявки на присоединении к нему подали Япония и Южная Корея, но соглашение с ними так и не парафировано. Единственное, что можно точно прогнозировать в этих условиях – усиление противоречий.