Доктрина Монро – фальшивка для обоснования грабежа
2 декабря в США торжественно отметили 200-летие со дня принятия Доктрины Монро. В этот день в 1823 году президент Джеймс Монро в послании к конгрессу озвучил принципы американской внешней политики. Декларировалось, что страны Латинской Америки, добившиеся независимости, больше не должны рассматриваться как объект колонизации со стороны любых европейских держав. Указывалось, что любые попытки восстановить колониальное господство над ними будут рассматриваться как угроза безопасности США. Тем самым Вашингтон брал латиноамериканские страны под свою защиту. Эта часть президентского послания и получила название Доктрины Монро. При этом основанием для ее принятия послужила фальшивка.
Еще в XVI веке практически вся Латинская Америка была колонизирована Испанией и Португалией. Эта колонизация сопровождалась выкачиванием местных ресурсов, а также практически полным истреблением коренного населения. Место индейцев заняли выходцы из Европы, Африки, а также представители смешанных рас – креолы и мулаты.
В начале XIX века наполеоновская Франция оккупировала Португалию и Испанию. Латиноамериканские колонии оказались предоставлены сами себе. Воспользовавшись ситуацией, местное население провозгласило независимость и приступило к формированию собственных государств.
В 1814 году Наполеон был разгромлен объединенными силами России, Англии, Пруссии и Австрии. Страны-победители восстановили суверенитет Испании и Португалии. Перед ними встал вопрос – признавать или нет государства Латинской Америки. Это решение приходилось принимать в условиях, когда испанский и португальский монархи заявили права на бывшие колонии. В течение длительного времени четверка победителей Наполеона не могла определиться.
Наконец в 1822 году представители четырех стран собрались на конгресс в итальянской Вероне, пригласив присоединиться к ним Францию. Среди вопросов, вынесенных на обсуждение, был пункт о признании независимости латиноамериканских государств. Представитель Англии высказался за их признание, отметив, что Лондон де-факто это уже сделал. Франция фактически солидаризировалась с этой позицией, объявив, что должна уступить "силе вещей", т. е. принять сложившуюся ситуацию. В свою очередь Австрия и Пруссия категорически выступили против. Они отказались признать независимость "испанских провинций в Америке". На этом фоне представитель Российской империи внес компромиссное предложение. Он заявил, что его страна желает Испании успеха в восстановлении ее связи с колониями на "прочной взаимовыгодной основе". Это означало, что признание латиноамериканских государств должно было произойти на основе мирного урегулирования отношений испанского короля с ними. Никаких коллективных решений не было принято.
Однако в июне 1823 года лондонская газета The Morning Chronicle опубликовала фальшивку под названием "секретный договор". Он якобы был подписан на Веронском конгрессе представителями Австрии, Пруссии, России и Франции. Согласно ему, первые три страны "уполномочили" Париж осуществить интервенцию в Латинскую Америку и восстановить ее колониальную зависимость. В статье британского издания подчеркивалось, что Англия якобы выступила против этого плана. При этом никаких доказательств подлинности "секретного договора" не приводилось.
The Morning Chronicle являлась официальным рупором парламентской оппозиции. Поэтому на ее публикацию тут же отреагировало британское правительство. Министр иностранных дел Англии Джордж Каннинг обратился к США с предложением совместно не допустить реализации "секретного договора". При этом акцент делался на том, что Латинская Америка – привлекательный источник дешевых ресурсов и рынок для сбыта продукции. Поэтому без какого-либо стеснения предлагалось поделить ее на двоих.
В ответ на это обращение президент США и огласил свою знаменитую доктрину. В дальнейшем она стала основанием для включения Латинской Америки в "сферу влияния" Соединенных Штатов. Доктрина неоднократно использовалась в качестве основания для вмешательства во внутренние дела. США официально ссылались на нее в ходе 27 интервенций в латиноамериканские страны.
В 1935 году американский архивариус Т. Р. Шелленберг провел детальное исследование "секретного договора", опубликованного The Morning Chronicle. Он доказал, что этот "документ" являлся журналистской фальсификацией, имевшей все признаки политической провокации. Больше того, выяснил, что администрация Джеймса Монро если не знала, то подозревала, что имеет дело с фальшивкой.
Подчеркнем: Шелленберг являлся официальным лицом. Он занимал пост директора Национального агентства управления архивами и документацией США. Тем не менее и после его разоблачения пересмотра Доктрины Монро не последовало.
Больше того, фальшивка под названием "секретный договор" до сих пор упоминается в учебниках США. Она нет-нет да и всплывает в информационном пространстве. На нее и сегодня ссылаются американские политики. Так, в 2018 году президент Дональд Трамп, выступая на 73-й Генеральной Ассамблее ООН, подтвердил действие Доктрины Монро. При этом упомянул, что США "предупредили" интервенцию, "санкционированную" Россией, Австрией и Пруссией.
Вопрос только в том, что, тиражируя фальшивку, Вашингтон подталкивает обратить внимание на то, какую роль сегодня играет Доктрина Монро. Она играет фундаментальную роль в оправдании американского колониализма. И в этой ситуации человечество должно объединиться в борьбе с империализмом США.