Территориальный спор Венесуэлы и ее вступление в БРИКС
В декабре 2023 года Москву посетит с официальным визитом президент Боливарианской Республики Венесуэла Николас Мадуро. Среди тем, которые предполагаются к обсуждению, значатся переговоры по присоединению Каракаса к БРИКС. Венесуэла подала официальную заявку на вступление в это объединение и рассчитывает на ее рассмотрение в 2024 году. Напомним, что следующий саммит БРИКС пройдет в следующем году под председательством России. Поэтому одним из предметов переговоров с Мадуро может быть содействие Москвы в урегулировании территориального спора с Кооперативной Республикой Гайана.
До начала XIX века территория современной Венесуэлы являлась колонией Испании под названием "генерал-капитанство Венесуэла". Тогда в состав генерал-капитанства формально была включена и современная Гайана. В то же время восточная часть последней еще в XVII веке была колонизирована Голландией.
В 1811 году бывший полковник русской службы Франсиско де Миранда провозгласил независимость Венесуэлы. Он включил в состав нового государства всю территорию генерал-капитанства. В ответ Испания попробовала подавить его выступление. И этой ситуацией воспользовались англичане.
Британцы оккупировали ту часть Гайаны, которую контролировали голландцы. В 1815 году эта территория официально стала английской колонией, которая в дальнейшем получила наименование Британская Гвиана. Граница между колонией Англии и Венесуэлой прошла по реке Эссекибо. Ее правый берег отошел британцам, а левый – венесуэльцам.
В 1823 году венесуэльцы окончательно изгнали испанских колонизаторов. И тут же молодое государство столкнулось с новой интервенцией. В 1831 году англичане официально аннексировали левый берег реки Эссекибо. Территория венесуэльского государства площадью в 165 тыс. км² была присоединена к Британской Гвиане. Сегодня она именуется Гуаяна-Эсекиба.
Подчеркнем: эта аннексия никогда не признавалась Каракасом. Венесуэла всегда считала Гуаяна-Эсекиба своей территорией, что было закреплено во всех ее конституциях.
В 1966 году Британская Гвиана провозгласила независимость от Англии. Казалось бы, после этого территориальный спор должен был разрешиться. Вопрос только в том, что и после провозглашения "независимости" Гайана осталась в зависимости от англосаксов. До сих пор страна, в которой формально правит коммунистическая партия, остается членом Содружества Наций и признает верховенство британского короля. Основные сферы экономической деятельности Гайану – добычу золота, алмазов, бокситов – контролируют американские и английские компании.
В последнее время американская ExxonMobil открыла на шельфе, прилегающем к спорной с Венесуэлой территории, крупные нефтяные месторождения. Их запасы оценили в 11 млрд. баррелей, признав Гайану страной с самыми большими запасами шельфовой нефти в мире. Американцы пообещали залить мировой рынок этими углеводородами, обвалив цены на венесуэльские энергоресурсы. При этом не гнушаются использовать технологии, разрушительные для экологии, в частности, масштабную вырубку тропических лесов. Такая хищническая деятельность неизбежно приведет к ухудшению жизни населения Гуаяна-Эсекиба, которая составляет почти ¾ Гайаны и заселена в основном индейцами. Коренные жители и сегодня живут в дикой нищете даже по меркам страны, которая до сих пор остается одной из беднейших в Америке. Страшно подумать, что с ними будет в дальнейшем.
В этой ситуации венесуэльское правительство решило встать на их защиту. 3 декабря 2023 года в Венесуэле прошел плебисцит, на котором 95% венесуэльцев высказались за создание нового штата Гуаяна-Эсекиба. Итоги референдума были имплементированы указами Мадуро о создании 24-го штата, назначении его губернатора, мобилизации армии для защиты новых границ. Это не означает автоматического ввода венесуэльских войск на территории Гуаяна-Эсекибы. Это означает, что теперь местные индейцы юридически взяты под защиту венесуэльского государства.
Добавим, что в ответ на такие действия президент Гайаны Ирфаан Али призвал на помощь США. Он официально санкционировал ввод американских подразделений на свою территорию. Таким образом, поступил ровно так, как поступают колониальные ставленники.
И последнее. Конечно, БРИКС является экономическим, а не политическим объединением. В то же время при обсуждении вопросов экономики не обойти проблему территориальной целостности стран-участниц. Поэтому решение территориального спора имеет огромное значение для участия Венесуэлы в БРИКС. Решение этого спора может произойти только на одной платформе – оба участника конфликта должны иметь полный суверенитет.