"Формирование национальной идентичности", или реабилитация нацизма
Парламент Киргизии намерен в ближайшее время рассмотреть поправки в законодательство о правах и гарантиях жертв сталинских репрессий 1920–1950-х годов. Соответствующий законопроект был внесен представителями правящей коалиции в 2023 году и тогда же принят в первом чтении. Кроме того, документ предполагается использовать как модельный, введя аналогичные ему нормы в Казахстане, Узбекистане, Туркмении. Что это за нормы?
Особенностью киргизского законопроекта является то, что с его принятием все решения по реабилитации "жертв репрессий" будут принимать специальные комиссии. Их предполагается формировать прежде всего из числа представителей неправительственных организаций. Причем никаких ограничений для участия НКО не устанавливается. Это означает, что в состав комиссий войдут представители структур, полностью финансируемых Западом.
Еще одна особенность заключается в том, что законопроект снимает любые ограничения на круг лиц, подлежащих реабилитации. До сих пор такие ограничения существовали в отношении тех лиц, которые совершили преступления против гражданского населения. Под эту категорию подпадало большинство участников басмаческого движения. Ради справедливости следует признать, что и раньше этого ограничения не придерживались. Теперь же оно будет и вовсе отменено.
Новый законодательный акт предлагается принять в рамках политики по "формированию национальной идентичности". Вопрос только в том, что это за идентичность? До вхождения в состав Российской империи у большинства народов Центральной Азии не было собственной государственности. На территории Казахстана, Киргизии, Туркмении существовали не государства, а объединения племен. Государственные образования были на территории Узбекистана. Это эмираты Бухара, Хорезм и Коканд. Но, во-первых, они не были едиными. Во-вторых, это были рабовладельческие образования. В-третьих, эмираты всегда признавали чей-то протекторат – Османской империи, Персии, афганских ханов и др. Формирование современных республик Средней Азии, а также их границ было осуществлено в рамках СССР. Но после 1991 года среднеазиатские лидеры провозгласили политику отказа от советского наследия. Они принялись изобретать собственную историю, что привело к поиску идентичности даже в басмачестве. Вопрос только в том, что басмаческое движения никогда не было самостоятельным. Оно всегда служило чьим-то интересам – интересам других государств.
"Басмач" в переводе с тюркского – "налетчик", т.е. бандит. Начало басмаческому движению положило Среднеазиатское восстание 1916 года. Это вооруженное выступление мусульманского населения Средней Азии произошло в условиях Первой мировой войны, когда Россия подверглась нападению Германии и Османской империи. Формальным основанием для восстания послужило распоряжение царского правительства о привлечении мусульман для тыловых работ – возведения военных укреплений и др. Фактически же выступление было скоординировано германо-турецкой резидентурой в Афганистане во главе с Отто фон Вернером и Оскаром фон Нидермайером. Не обошлось и без участия англосаксов. К восстанию были причастны представители британского консульства в китайском Синьцзяне. Причем по мере роста басмаческого движения его зависимость от Англии постоянно росла.
С подачи внешних сил басмачи выдвинули панисламистские лозунги. Они сводились к полному изгнанию русских из Средней Азии. Выступление сопровождалось жестокими расправами над русскими поселенцами, что вызвало не менее жесткую ответную реакцию. С тех пор резня не прекращалась до 1930-х годов, когда части Красной Армии разгромили последние группировки басмачей. Однако на этом история басмаческого движения не прекратилась.
С началом Великой Отечественной войны резидентура Абвера в Афганистане во главе с Куртом Расмусом и Дитрихом Витцелем приступила к реализации операции "Унион – Фаал". Она предусматривала возрождение басмаческого движения на территории СССР. Басмачи стали финансироваться нацистами и превратились в гитлеровских марионеток. При финансовой поддержке Абвера на территории Таджикской, Туркменской, Узбекской и Киргизской ССР появились басмаческие группы общей численностью от 5000 до 10 000 человек. Формально они подчинялись марионеточному "правительству", сформированному на территории нацистской Германии. Это "правительство" получило название "Национальный комитет объединения Туркестана" (НКОТ). Официально ему подчинялись не только басмачи, действовавшие в Средней Азии, но и "басмаческие" формирования в рядах вермахта и СС. Понятно, что "правительство" и его формирования полностью зависели от гитлеровцев. По указке нацистов Туркестанский легион и другие части НКОТ выполняли самые грязные функции – осуществляли карательные акции против гражданского населения. "Национальный комитет" официально признал германский "протекторат" и принял национал-социалистическую идеологию. Все эти басмаческие подразделения прекратили существование с разгромом нацистской Германии.
С этой точки зрения, реабилитация басмачей очень точно подпадает под статью "реабилитация нацизма". И в этом деле нельзя не заметить англосакский след. Законопроект, находящийся на рассмотрении киргизского парламента, был разработан еще в 2019 году при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Англосаксы под видом "формирования национальной идентичности" подсовывают среднеазиатским республикам откровенный нацизм. Но в таком случае Россия не может не реагировать.
Деятельность всех нацистских формирований, включая басмаческие, была осуждена послевоенными трибуналами и закреплена статьей 107 Устава ООН. В этом отношении республики Средней Азии, реабилитируя нацизм, нарушают свои международные обязательства. Они создают угрозу международной безопасности.